Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 16:02, курсовая работа
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.
Введение
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.
Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти.
В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно. Содержание этих статей является следствием общероссийской политики в области финансирования местных бюджетов: финансирование производится за счет перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не путем разграничения между уровнями самих доходов.
Очевидно, что в том
случае, если бы органы местного самоуправления
собирали платежи не в вышестоящий,
а в свой, местный бюджет, проблем
со стимулированием их работы и необходимости
их дотирования было бы гораздо меньше.
Только в том случае, если будет
проведено разграничение
Цель курсовой работы – изучить местные финансы, их состав и роль в экономике РФ. Объектом исследования в курсовой работе являются местные финансы. Предметом исследования выступают состав и роль местных финансов, доходы и расходы местных бюджетов, а также проблемы финансов органов местного самоуправления.
Задачи исследования:
а) рассмотреть состав и роль местных финансов в финансовой системе России, а также особенности местных финансов главных зарубежных стран;
в) проанализировать расходы и доходы местных бюджетов;
г) раскрыть факторы, обусловливающие целесообразность образования внебюджетных фондов;
д) выявить современные проблемы финансов органов местного самоуправления
Информационной базой курсовой работы выступают учебно-методическая литература и материалы СМИ.
1.1 Состав и роль местных финансов в финансовой системе России
На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов — местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны. В условиях демократии местные финансы являются одной из важнейших составных частей финансовой системы государства, которые охватывают:
- местные бюджеты ;
- финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей;
- местные внебюджетные фонды.
Местные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, местные финансы - это система формирования, распределения и использования денежных и иных финансовых ресурсов для обеспечения выполнения местными органами власти возложенных на них функций и задач, как собственных, так и делегированных. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.
Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов, осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью местных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
Несмотря на вторичную роль местных финансов в обществе (после государственного бюджета), их доля в финансовых системах всех государств составляет от 30 до 60 % (США, ФРГ, Япония — 50—60 %, Великобритания, Франция — более 30 %). В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и в политических процессах общества.[1]
Формирование и использование
местных финансов основываются
на принципах
а) регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами – в рамках федеральных целевых программ;
б) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
в) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
г) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
д) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
е) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и законодательства субъектов РФ;
ж) осуществляют другие функции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. [2]
1.2 Особенности местных финансов главных зарубежных стран
Рассмотрим особенности
местных финансов главных зарубежных
стран. Например, местные
финансы США. Одна из важнейших
обязанностей местного управления - налогообложение
и сбор налогов. Налоги на собственность
- поимущественные налоги - являются основой
налоговых систем в графствах, округах,
тауншипах, муниципалитетах и других органах
местного самоуправления. Эти налоги обеспечивают
им до 80% всех налоговых поступлений. Поимущественными
налогами облагается текущая рыночная
стоимость недвижимого (земля, строения)
и движимого (автомобили, оборудование,
товарные запасы, скот, мебель) имущества
как граждан (физических лиц), так предприятий
и учреждений (юридических лиц). Оценка
имущества осуществляется местными чиновниками
- оценщиками. Ставки налога обычно устанавливаются
в милсах - тысячных долях доллара с каждого
доллара оценочной стоимости или в долларах
с тысячи долларов стоимости. Средняя
ставка поимущественного налога по мере
роста цен на недвижимость непрерывно
увеличивается. Если в 1953 г. типичная американская
семья со средним доходом платила около
2,2% своего дохода в виде налога на имущество,
то через 30 лет этот процент почти удвоился.
Использование поимущественного налога
как основного источника местного дохода
постоянно критикуется в США. Поскольку
муниципалитеты, иные административно-
Объектом обложения местного подоходного налога (также как при федеральном и штатном обложении) являются личные доходы - заработная плата, жалование, поощрительные выплаты, чаевые, а также чистые прибыли некорпорированного бизнеса. Не подлежат обложению доходы военнослужащих, пенсионные и страховые выплаты. Также, как правило, освобождаются от обложения дивиденды, проценты, рента, прибыли от реализации капитальных активов (рента облагается в случае, если она рассматривается как доход, полученный в результате деловой деятельности). Необлагаемый минимум не установлен за исключением некоторых городов. В некоторых штатах США действуют и местные налоги на прибыль корпораций. Структура этих налогов подобна местным подоходным налогам с населения, которыми облагаются доходы от некорпорированного бизнеса. Определенное значение в местных доходах имеют промысловый налог и промысловые лицензии, лицензии на право вождения автомобилей, различные регистрационные сборы, а также доход от муниципальных предприятий. Общий объем местных налогов весьма различен для отдельных штатов. Так, например, штатные и местные налоги взимают в таких штатах, как Нью-Йорк, Массачусетс, Калифорния, соответственно, 18,5; 15,9; 14,9% личных доходов населения. А для Техаса, Оклахомы, Невады и Флориды эти показатели составляют 8,4; 8,7; 8,8 и 9,1% соответственно.
Хозяйственная деятельность
органов местной власти включает
руководство работой
Сами местные органы власти
владеют незначительной частью жилого
фонда даже в очень больших
городах, где спрос на жилье так
велик. Но и тогда, когда муниципалитеты
предпринимают такое