Местные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)

Введение

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.

Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового  обеспечения этого уровня власти.

В качестве одной из мер  для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в  РФ принят закон «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию  формирования местных бюджетов для  всех субъектов РФ. Однако без закрепления  за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно. Содержание этих статей является следствием общероссийской политики в области финансирования местных  бюджетов: финансирование производится за счет перераспределения бюджетных  доходов между уровнями бюджетной  системы, а не путем разграничения  между уровнями самих доходов.

Очевидно, что в том  случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем  со стимулированием их работы и необходимости  их дотирования было бы гораздо меньше. Только в том случае, если будет  проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами будут  закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Цель курсовой работы –  изучить местные финансы, их состав и роль в экономике РФ. Объектом исследования в курсовой работе являются местные финансы. Предметом исследования выступают состав и роль местных финансов, доходы и расходы местных бюджетов, а также проблемы финансов органов местного самоуправления.

 Задачи исследования:

а) рассмотреть состав и роль местных финансов в финансовой системе России, а также особенности местных финансов главных зарубежных стран;

в)  проанализировать расходы и доходы местных бюджетов;

г) раскрыть факторы, обусловливающие целесообразность образования внебюджетных фондов;

д) выявить современные проблемы финансов органов местного самоуправления

Информационной базой  курсовой работы выступают учебно-методическая литература и материалы СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и роль местных финансов

1.1 Состав и роль местных финансов в финансовой системе России

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные  органы власти. Их деятельность финансируется  за счет местных денежных фондов — местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.  В условиях демократии местные финансы являются одной из важнейших составных частей финансовой системы государства, которые охватывают:

- местные бюджеты ;

- финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей;

- местные внебюджетные фонды.

Местные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных  с социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения. Таким  образом, местные финансы - это система  формирования, распределения и использования  денежных и иных финансовых ресурсов для обеспечения выполнения местными органами власти возложенных на них  функций и задач, как собственных, так и делегированных. В последние  десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Через местные финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам  власти средств для их бюджетов, осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью местных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Несмотря на вторичную  роль местных финансов в обществе (после государственного бюджета), их доля в финансовых системах всех государств составляет от 30 до 60 % (США, ФРГ, Япония — 50—60 %, Великобритания, Франция — более 30 %). В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и в политических процессах общества.[1]

 Формирование и использование  местных финансов основываются  на принципах самостоятельности,  государственной финансовой поддержки  и гласности. Права собственника  в отношении местных финансов  осуществляются от имени населения  муниципального образования органами  местного самоуправления или  непосредственно населением муниципального  образования в соответствии с  уставом. Участие органов государственной  власти в решении вопросов  организации местных финансов. Органы  государственной власти РФ и  органы государственной власти  субъектов РФ содействуют развитию  местных финансов в порядке,  предусмотренном законодательством  РФ и законодательством субъектов  РФ. В этих целях указанные  органы соответственно:

а) регулируют отношения  между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также  между федеральным бюджетом и  местными бюджетами – в рамках федеральных целевых программ;

 

б) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

 

в) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

 

г) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

 

д) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

 

е) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и законодательства субъектов РФ;

 

ж) осуществляют другие функции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. [2]

 

 

1.2 Особенности местных финансов главных зарубежных стран

 

Рассмотрим особенности  местных финансов главных зарубежных стран. Например, местные финансы США. Одна из важнейших обязанностей местного управления - налогообложение и сбор налогов. Налоги на собственность - поимущественные налоги - являются основой налоговых систем в графствах, округах, тауншипах, муниципалитетах и других органах местного самоуправления. Эти налоги обеспечивают им до 80% всех налоговых поступлений. Поимущественными налогами облагается текущая рыночная стоимость недвижимого (земля, строения) и движимого (автомобили, оборудование, товарные запасы, скот, мебель) имущества как граждан (физических лиц), так предприятий и учреждений (юридических лиц). Оценка имущества осуществляется местными чиновниками - оценщиками. Ставки налога обычно устанавливаются в милсах - тысячных долях доллара с каждого доллара оценочной стоимости или в долларах с тысячи долларов стоимости. Средняя ставка поимущественного налога по мере роста цен на недвижимость непрерывно увеличивается. Если в 1953 г. типичная американская семья со средним доходом платила около 2,2% своего дохода в виде налога на имущество, то через 30 лет этот процент почти удвоился. Использование поимущественного налога как основного источника местного дохода постоянно критикуется в США. Поскольку муниципалитеты, иные административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, сильно разнятся между собой по числу земельных собственников, видам использования земли, просто по числу бедных и зажиточных граждан, получается, что на тех территориях, где налоговая база узка, местные органы стремятся повысить налоги, чтобы обеспечить достаточные поступления в местный бюджет. Более удачливые территории, где шире налоговая база, могут или снижать налоги, или улучшать обслуживание, тем самым привлекая новое население (налогоплательщиков). Следующим по значению источником месячных доходов после поимущественных налогов является общий налог с продаж, на его долю приходится около 5% всех налоговых поступлений местных органов власти. Структура местных налогов с продажи аналогична структуре налогов, взимаемых на уровне штатов. Налоговая база местных налогов в основном такая же, как и налогов, взимаемых правительством данного штата. Ставки налогов составляют обычно от 0,5 до 3% от оборота. Приблизительно 3% всех налоговых поступлений местных органов власти приходится на выборочные налоги с продаж, т.е. специфические акцизы. Ими облагаются сигареты (цент за пачку), газолин (0,5 - 5 центов за галлон), в некоторых штатов автомобили и другие товары. Подоходные налоги с населения, как и налоги с продаж, стали взиматься местными органами только после второй мировой войны. К 1968 г. местный подоходный налог с населения был введен лишь в 9 штатах. Во всех этих штатах, за исключением Пенсильвании, подоходные налоги взимались не только местными органами власти, но и правительствами штатов (т.е. налогоплательщики уплачивали три вида подоходных налогов: федеральный, штатный и местный). Позднее эта система распространилась на большую часть штатов.

Объектом обложения местного подоходного налога (также как  при федеральном и штатном  обложении) являются личные доходы - заработная плата, жалование, поощрительные выплаты, чаевые, а также чистые прибыли  некорпорированного бизнеса. Не подлежат обложению доходы военнослужащих, пенсионные и страховые выплаты. Также, как правило, освобождаются от обложения дивиденды, проценты, рента, прибыли от реализации капитальных активов (рента облагается в случае, если она рассматривается как доход, полученный в результате деловой деятельности). Необлагаемый минимум не установлен за исключением некоторых городов. В некоторых штатах США действуют и местные налоги на прибыль корпораций. Структура этих налогов подобна местным подоходным налогам с населения, которыми облагаются доходы от некорпорированного бизнеса. Определенное значение в местных доходах имеют промысловый налог и промысловые лицензии, лицензии на право вождения автомобилей, различные регистрационные сборы, а также доход от муниципальных предприятий. Общий объем местных налогов весьма различен для отдельных штатов. Так, например, штатные и местные налоги взимают в таких штатах, как Нью-Йорк, Массачусетс, Калифорния, соответственно, 18,5; 15,9; 14,9% личных доходов населения. А для Техаса, Оклахомы, Невады и Флориды эти показатели составляют 8,4; 8,7; 8,8 и 9,1% соответственно.

Хозяйственная деятельность органов местной власти включает руководство работой принадлежащих  непосредственно им предприятий  и служб, управление своим имуществом и в определенной мере воздействие  на частный бизнес в пределах данной территории. Исторически сложилось, что предприятия общественного  пользования в США всегда были в частной собственности. Не раз  выдвигались требования создания муниципальной  собственности, однако они не получили должного удовлетворения. Доминирование  частного бизнеса обернулось тем, что  принадлежащее местным органам  США имущество невелико по объему. На местные органы возложены жилищное строительство, определение размеров арендной платы, реконструкция городов, строительство и эксплуатация дорог, гаваней, аэропортов, забота об использовании  территории и охрана окружающей среды. Что касается жилищного фонда, то подавляющая его часть в США  строится частным сектором, а само строительство ведется в целях  извлечения прибыли. Органы местного управления в области жилищного строительства  обязаны предусматривать определенные стандарты освещения, вентиляции, противопожарной  безопасности, санитарного устройства строящихся объектов и прочее. В  этих целях ими принимаются так  называемые жилищные кодексы. В области  местного строительства значительную роль играют заинтересованные группы давления - предприниматели, собственники земли, финансисты, иногда организации  съемщиков, профсоюзов.

Сами местные органы власти владеют незначительной частью жилого фонда даже в очень больших  городах, где спрос на жилье так  велик. Но и тогда, когда муниципалитеты предпринимают такое строительство, они охотно продают затем возведенные  строения частным владельцам. Одной  из новых функций местных органов, кроме планирования строительства  и планировки городов, совсем недавно  стало так называемое зонирование. Теоретически оно представляет собой  метод обеспечения наиболее эффективного использования земли, отвечающего задачам планировки данной местности. Местными органами власти могут быть определены зоны для жилого заселения, промышленной застройки, расположения торговых предприятий и т.п.: площадь этих зон может быть самой различной. Особую проблему представляют собой полномочия органов управления в крупных городах в отношении аэропортов, гаваней, дорог, так как в этом случае возникает вопрос о конкурирующей компетенции других органов власти. Качество услуг, предоставляемых местными властями, неизменно вызывает нарекания, причем поводы для жалоб и недовольств самые разнообразные. В этом нет ничего удивительного, поскольку бюджеты многих крупных городов, других населенных пунктов и округов имеют тенденцию к постоянному сокращению. Недовольство вызывают автомобильные дороги, работа полиции, организация работы автобусов и метрополитена, плохая уборка мусора, плохое планирование, недостатки в местных школах и лечебных учреждениях, неудобное время работы учреждений, некомпетентность, бюрократизм и бездеятельность служащих и т.д. Политика субсидирования Центром местных органов власти периодически видоизменяется в зависимости от того, кому принадлежит федеральная власть - демократам или республиканцам. Пристрастие демократов к централизации сказалось на придании ими первостепенного значения системе федеральных субсидий для проведения конкретных программ, в том числе и на местном уровне. В то же время республиканская администрация отдает предпочтение системе участие в доходах, впервые предложенной в 1964 г. и со времен правления пребывания у власти администрации Р.Никсона, ставшей знаменем нового федерализма в деле расширения прав штатов и местных органов. Эта система состоит в перераспределении между ними части федеральных доходов, осуществляемом в соответствии с установленной формулой, которая каждые четыре года рассматривается федеральным конгрессом, имеющим право добавлять к ней в том числе и новые пункты-требования. Финансовая база местных органов, таким образом, время от времени пересматривается. При каждом обсуждении в конгрессе формулы распределения средств постоянно возникает вопрос о том, как получатели используют деньги и каким образом повлиять на должное, с точки зрения конгрессменов, их применение. Такая тенденция мешает местным органам использовать получаемые фонды точно так же, как средства своего бюджета. Таким образом, характерной чертой финансового положения местных органов является растущая их зависимость от федерального конгресса и правительства.[3]

Информация о работе Местные финансы