Место Министерства финансов в системе управления финансами, его функции, задачи и права. Современная система Министерства финансов страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Управление – это совокупность приемов и методов планомерного
воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление финансами – это осознанное воздействие органов управления на финансы страны ( в том числе финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

Содержание

Общее понятие об управлении финансами. Звенья управления финансами. ……………………………………………………………………3
Органы управления финансами и их функции. …………………………….5
Место Министерства финансов в системе управления финансами,
его функции, задачи и права. ………………………………………………..6
Структура Министерства финансов страны……………………………….11
Литература………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Теория финансов. Управление финансами..docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра финансов

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

на тему: Управление финансами. Место Министерства финансов в системе управления финансами, его функции, задачи и права. Современная система Министерства финансов страны.

 

 

 

 

 

 

 

слушатель

ФПК, ПБ-1101   О.В. Шешолко

                                                           

Руководитель В.М. Ливенский

 

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2011

Содержание

 

 

  1. Общее понятие об управлении финансами. Звенья управления финансами. ……………………………………………………………………3
  2. Органы управления финансами и их функции. …………………………….5
  3. Место Министерства финансов в системе управления финансами,

его функции, задачи и права. ………………………………………………..6

  1. Структура Министерства финансов страны……………………………….11

Литература………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие об управлении финансами. Звенья управления финансами.

Управление – это совокупность приемов и методов планомерного

воздействия на объект для  достижения определенного результата.

Управление финансами – это осознанное воздействие органов управления на финансы страны ( в том числе финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

Другими словами, управление финансами – это действия государства действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Управление финансами  – понятие комплексное. Оно предполагает, что

государство использует финансы  в качестве инструмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению.

В управлении финансами, как  и в управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты.

Понятие объекта  и субъекта управления

Объект управления

Субъект управления

виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и

децентрализованных фондов денежных средств.

Те организации и структуры, которые осуществляют управление, т.е. органы управления финансами:

Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет.


В управлении финансами можно выделить такие взаимосвязанные элементы, как планирование, оперативное управление и контроль.

Планирование  – перспективная оценка состояния финансов субъекта

хозяйствования с целью  выявления возможностей увеличения финансовых ресурсов и направлений более эффективного их использования. Соответствующие управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно точной и достоверной.

Достоверность и своевременность  информации позволяют анализировать  ход событий, видеть их тенденцию  и заранее определять конечные результаты. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной  отчетности.

Оперативное управление – комплекс мероприятий, разрабатываемых на

основе оперативного анализа  складывающейся текущей финансовой ситуации; его цель – получение максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления  заключается в маневрировании финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необходимых мероприятий , а также устранения возможных затруднений на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ресурсы, банковские кредиты и др.

Контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление

денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды

финансовых ресурсов, доведение  их до получателя, экономное и целевое

использование. Он осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления.

Организация управления финансами включает следующие виды:

  1. Стратегическое или общее управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления крупномасштабных финансовых программ и др.

Оперативное или непосредственное управление - управление финансами осуществляют специализированные органы на общегосударственном уровне, на отраслевом уровне и на уровне отдельных предприятий и организаций.

Методы управления финансами:

  1. Административные методы, при которых вышестоящие органы

(министерства, ведомства) прибегают  к администрированию – волевым,

приказным мерам решения тех  или иных вопросов.

  1. Экономические методы предполагают отсутствие мелочной опеки

предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от

постоянных корректировок плановых заданий, выявление резервов роста

прибыли и других экономических  и финансовых показателей не по

приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности,

самостоятельное решение предприятиями  своих экономических и

финансовых проблем.

 

  1. Органы управления финансами и их функции.

Группы органов  управления финансами

Органы общего управления

финансами:

Органы оперативного

управления:

Органы отраслевого

управления финансами:

Президент Республики

Беларусь, Национальное

собрание Республики

Беларусь (определяют

финансовую политику

государства, утверждают

финансовое законодательство

и осуществляют общий

контроль над соблюдением

финансового

законодательства)

 

 

Министерство финансов

Республики Беларусь,

Министерство по налогам

и сборам Республики

Беларусь,

Государственный

таможенный комитет

Республики Беларусь

(проводят в жизнь

финансовую политику,

разрабатывают проект

форм и методов

финансовых отношений,

издают инструкции,

контролируют соблюдение

форм и методов

финансовых отношений).

Финансовые управления,

финансовые отделы

министерств, ведомств,

предприятий,

организаций.


 

 

В РБ стратегическое управление осуществляет Президент и высшие органы законодательной и исполнительной власти.

Президент РБ исходя из положений Конституции:

1) призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти;

2) определять внутреннюю и внешнюю  политику государства, на основе которой строится финансовая политика.

3) подписывает законы после принятия  их парламентом

4) издает директивы, декреты,  указы, по вопросам формирования  и использования финансовых ресурсов.

Важнейшая задача Президента - контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов государства.

Парламент РБ как высший законодательный орган:

1) принимает законы, регламентирующие  функционирование финансовых отношений;

2) устанавливает налоги, сборы,  пошлины, и другие платежи.

Совет министров  РБ как высший орган исполнительной власти осуществляет управление финансами  через свои структурные подразделения: министерства, ведомства, госкомитеты, комитеты.

Оперативное (непосредственное) управление финансами осуществляют: На общегосударственном уровне:

- Минфин;

- Министерство по налогам и  сборам;

- НБРБ;

- Государственный таможенный комитет.

На отраслевом уровне:

- финансовые управления;

- отделы;

- экономические службы различных  министерств и ведомств.

На уровне предприятий:

- финансовые отделы

- экономические службы

- бухгалтерии предприятий, организаций,  учреждений.

 

  1. Место Министерства финансов в системе управления финансами,

его функции, задачи и права.

Министерство финансов Республики Беларусь — республиканский орган  государственного управления и подчиняется  Совету Министров Республики Беларусь.

Минфин в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь

Основные задачи Минфина:

  • обеспечение активного использования финансов;
  • разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений;
  • эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
  • участие в организации инвестиционного сотрудничества страны;
  • проведение государственной политики в области страховой деятельности;
  • регулирование и управление деятельностью других республиканских органов государственного управления.

В соответствии с данными  задачами Минфин выполняет следующие основные функции:

  • осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику, финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
  • организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны и представляет его в Совет Министров страны;
  • участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
  • разрабатывает и определяет порядок и сроки формирования и исполнения республиканского бюджета;
  • ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны;
  • обеспечивает исполнение республиканского бюджета;
  • управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
  • определяет условия деятельности страховых организаций и их подразделений;
  • осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, а также контроль за соответствием законодательству изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы и др.

Права Минфина

требовать и получать:

  • от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
  • от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г. Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином;
  • ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, незаконного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;
  • вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;
  • выдавать по ходатайствам областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством из республиканского бюджета бюджетные кредиты в случае образования временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов с погашением этих бюджетных кредитов в согласованные сроки в пределах текущего финансового года;
  • возмещать консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска из республиканского бюджета средства в случаях уменьшения доходов или увеличения расходов местных бюджетов;
  • изымать из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в республиканский бюджет средства при принятии Советами депутатов решений, вызывающих уменьшение доходов или увеличение расходов республиканского бюджета;
  • взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в соответствии с законодательными актами;
  • взыскивать в бесспорном порядке средства бюджета, в том числе в виде бюджетных займов и бюджетных ссуд, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным займам и бюджетным ссудам, проценты по бюджетным займам, а также платежи, произведенные в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь со взысканием процентов в случаях, предусмотренных законодательными актами;
  • расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
  • истребовать данные о доходах и расходах государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций по формам и в сроки, установленные Минфином, и осуществлять контроль за использованием средств государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций;
  • давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;
  • проводить проверки, в том числе по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина, а также внеплановые проверки, проводимые в соответствии с законодательством при осуществлении контроля за использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, мер государственной поддержки;
  • проводить проверки соблюдения аудиторами — индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;
  • при осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Минфин вправе:
  • проводить проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании; выносить страховым организациям, страховым посредникам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных страховым организациям лицензий до устранения этих нарушений;
  • вносить представления (предложения) собственнику имущества (учредителям, участникам) страховой организации о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению страховой организации, замене ее руководства;
  • принимать решения о ликвидации страховой организации, страхового брокера в случаях, установленных законодательными актами;
  • обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;
  • приостанавливать до назначения временного руководителя операции страховой организации, проводимые по расчетным и другим счетам в банках при осуществлении страховой деятельности без лицензии, а также деятельности, не связанной со страхованием и перестрахованием, либо при систематическом нарушении этой организацией требований законодательства о страховании;
  • при необходимости назначать проведение аудита, привлекать экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством;
  • вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами решения, требования (предписания) об устранении нарушений законодательства в сфере деятельности Минфина;
  • применять меры ответственности к юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательными актами;
  • вносить предложения руководителям соответствующих республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций о привлечении к ответственности должностных и материально ответственных лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Минфина, денежной и валютной дисциплины либо недостачу или хищение денежных средств и материальных ценностей, а также иные нарушения, с передачей материалов органам уголовного преследования;

Информация о работе Место Министерства финансов в системе управления финансами, его функции, задачи и права. Современная система Министерства финансов страны