Место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Муниципальный бюджет - структурное звено территориальных финансов...........................................................................................................................5
1.1 Социально-экономическая сущность территориальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………………..5
1.2. Правовая основа территориальных финансов………………………..12
1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов…..18
1.4. Основные направления бюджетной реформы РФ …………………19
1.5. Совершенствование межбюджетных отношений с территориальным центром……………………………………………………………………………….24
2. Анализ территориальных финансов в России………………………………28
2.1. Анализ территориального бюджета (на примере Тульской области)28
2.2. Проблемы территориальных финансов в Российской Федерации и пути их решения………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальные и государственные финансы. .doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.  Муниципальный бюджет - структурное звено территориальных финансов...........................................................................................................................5

       1.1 Социально-экономическая сущность территориальных финансов в   финансовой системе Российской Федерации………………………………………..5

       1.2. Правовая основа территориальных финансов………………………..12

       1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов…..18

       1.4. Основные направления бюджетной реформы РФ …………………19

       1.5. Совершенствование межбюджетных отношений с территориальным центром……………………………………………………………………………….24

2. Анализ территориальных  финансов в России………………………………28

       2.1. Анализ территориального бюджета (на примере Тульской области)28

       2.2. Проблемы территориальных финансов  в Российской Федерации и                   пути их решения………………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблема определения роли и места муниципальных бюджетов в территориальных финансах Российской Федерации поднимается с момента начала процессов децентрализации. Но и сейчас она остается не менее актуальной.

Местные бюджеты - это система экономических отношений, посредством которых распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Роль местных бюджетов все более усиливается т.к. все функции регулирования экономических и социальных процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным.

Через местные бюджеты  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления муниципальным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. За счет средств местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие, средне-специальные заведения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды. Именно из местных бюджетов финансируются почти 100% расходов на среднее образование, 85 - на здравоохранение, 60% - на содержание детских садов, жилья, на коммунальные услуги.

Актуальность решения  проблемы муниципальных бюджетов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов территориальных финансов и финансовой политики.

Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.

Задачи исследования:

- изучить социально-экономическую  сущность муниципальных бюджетов в финансовой системе федеративного государства;

- описать место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов;

- изучить правовую основу муниципальных бюджетов в РФ, субъектов РФ;

- проанализировать динамику  финансовых показателей развития субъектов РФ и муниципалитетов;

- выявить проблемы в построении муниципальных бюджетов и найти пути решения этих проблем.

 

  • Рассмотреть основные направления бюджетной реформы РФ;
  • Рассмотреть совершенствование межбюджетных отношений с территориальным центром.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Муниципальный бюджет - структурное звено территориальных финансов

 

    1. Социально-экономическая сущность территориальных финансов 

                   в финансовой системе Российской Федерации.

 

В условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации – это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений)  и  финансы субъектов хозяйствования, используемые  для удовлетворения  территориальных потребностей.

С помощью территориальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов  соответствующих  административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Через территориальные  финансы государство активно  проводит социальную политику. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др. Причем, чем ниже стоит в иерархии бюджет, тем больше в нем доля социальных расходов, поэтому главная статья расходов местных бюджетов - это расходы на социальные цели. Следует отметить высокую долю в расходах субсидий ЖКХ около 14%, причем они полностью приходятся на местные бюджеты. [4; 247]

Итак, местные бюджеты – низовое звено бюджетной системы РФ. На начальном этапе становления бюджетной системы экономическое содержание местных бюджетов определялось как «совокупность задач, поручаемых местным органам власти, и совокупность средств, которыми они располагают для их удовлетворения», а также как «способ удовлетворения местных потребностей… за счет доходных источников, предоставленных соответствующим исполнительным комитетам и Советам». Таким образом, в литературе 20-30-х годов ХХ века подчеркивалась связь местных бюджетов с местным населением и территорией.

По мере развития бюджетной системы  повышалась роль ее низового звена, изменялось и дополнялось содержание местных бюджетов. Так, они определялись уже как «система экономических отношений по распределению национального дохода путем образования и использованию соответствующих территориально обособленных фондов денежных средств».

Не все экономисты склонны давать однозначное определение сущности местных бюджетов. Васильева М.В. рассматривает низовое звено бюджетной системы с трех позиций: экономической категории, финансового плана и централизованного фонда денежных средств. Причем она подчеркивает, что это часть экономических отношений в обществе, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.

Ширкевич Н.А. и Поляк Г.Б. не забывают о функциональном назначении местных бюджетов: «это реальные ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении местных органов власти для осуществления ими хозяйственных и социально-культурных функций, а также для непосредственного контроля за деятельностью предприятий, организаций, учреждений, расположенных на подведомственной им территории» и «один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства… Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения». [4;158]

Профессор Романовский М.В. в учебнике «Бюджетная система РФ» отмечает, что в экономической литературе нет единого подхода к определению понятий и сущности даже термина «бюджет». То, что общеизвестно в академических и университетских кругах, не всегда воспринимается практикой, в т.ч. это относится и к законодательной деятельности в области бюджета, налогов, регулирования финансовых отношений. И далее добавляет, что сегодня следует принять и использовать трактовку указанных понятий, определенную существующим законодательством.

Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под местным самоуправлением понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций . 

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет и право на получение в  процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Финансовые аспекты местного самоуправления устанавливаются в Федеральном законе от 25.09.1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». В законе установлено, что доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, и кроме этого включает финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам. Получается, что данный федеральный закон отводит финансовой помощи скорее второстепенное значение, в то время как на практике именно этот вид доходов преобладает в большинстве бюджетов муниципальных образований. 

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

  1. Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.
  2. Другие собственные доходы местных бюджетов: доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ; государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством; не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций); подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
  3. Доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе: часть налога (на доходы) с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов.
  4. Другие платежи, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Законодательно установлено, что фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта РФ нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей (в процентах) средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Информация о работе Место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов