Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Муниципальный бюджет - структурное звено территориальных финансов...........................................................................................................................5
1.1 Социально-экономическая сущность территориальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………………..5
1.2. Правовая основа территориальных финансов………………………..12
1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов…..18
1.4. Основные направления бюджетной реформы РФ …………………19
1.5. Совершенствование межбюджетных отношений с территориальным центром……………………………………………………………………………….24
2. Анализ территориальных финансов в России………………………………28
2.1. Анализ территориального бюджета (на примере Тульской области)28
2.2. Проблемы территориальных финансов в Российской Федерации и пути их решения………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Муниципальный бюджет - структурное
звено территориальных финансов......................
1.1 Социально-экономическая сущность территориальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………………..5
1.2. Правовая основа территориальных финансов………………………..12
1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов…..18
1.4. Основные направления бюджетной реформы РФ …………………19
1.5. Совершенствование межбюджетных отношений
с территориальным центром……………………………………………………………
2. Анализ территориальных
финансов в России………………………………
2.1. Анализ территориального бюджета (на примере Тульской области)28
2.2. Проблемы территориальных финансов
в Российской Федерации и
пути их решения……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Проблема определения роли и места муниципальных бюджетов в территориальных финансах Российской Федерации поднимается с момента начала процессов децентрализации. Но и сейчас она остается не менее актуальной.
Местные бюджеты - это система экономических отношений, посредством которых распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Роль местных бюджетов все более усиливается т.к. все функции регулирования экономических и социальных процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным.
Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления муниципальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. За счет средств местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие, средне-специальные заведения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды. Именно из местных бюджетов финансируются почти 100% расходов на среднее образование, 85 - на здравоохранение, 60% - на содержание детских садов, жилья, на коммунальные услуги.
Актуальность решения проблемы муниципальных бюджетов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов территориальных финансов и финансовой политики.
Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.
Задачи исследования:
- изучить социально-
- описать место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов;
- изучить правовую основу муниципальных бюджетов в РФ, субъектов РФ;
- проанализировать динамику финансовых показателей развития субъектов РФ и муниципалитетов;
- выявить проблемы в построении муниципальных бюджетов и найти пути решения этих проблем.
в финансовой системе Российской Федерации.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации – это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.
С помощью территориальных
финансов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий, которые
в результате исторических, географических,
военных и других условий отстали в своем
экономическом и социальном развитии
от других районов страны. Для преодоления
такой отсталости разрабатываются региональные
программы. Средства на их осуществление
формируются за счет источников доходов
бюджетов соответствующих административно-
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др. Причем, чем ниже стоит в иерархии бюджет, тем больше в нем доля социальных расходов, поэтому главная статья расходов местных бюджетов - это расходы на социальные цели. Следует отметить высокую долю в расходах субсидий ЖКХ около 14%, причем они полностью приходятся на местные бюджеты. [4; 247]
Итак, местные бюджеты – низовое звено бюджетной системы РФ. На начальном этапе становления бюджетной системы экономическое содержание местных бюджетов определялось как «совокупность задач, поручаемых местным органам власти, и совокупность средств, которыми они располагают для их удовлетворения», а также как «способ удовлетворения местных потребностей… за счет доходных источников, предоставленных соответствующим исполнительным комитетам и Советам». Таким образом, в литературе 20-30-х годов ХХ века подчеркивалась связь местных бюджетов с местным населением и территорией.
По мере развития бюджетной системы повышалась роль ее низового звена, изменялось и дополнялось содержание местных бюджетов. Так, они определялись уже как «система экономических отношений по распределению национального дохода путем образования и использованию соответствующих территориально обособленных фондов денежных средств».
Не все экономисты склонны давать
однозначное определение
Ширкевич Н.А. и Поляк Г.Б. не забывают о функциональном назначении местных бюджетов: «это реальные ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении местных органов власти для осуществления ими хозяйственных и социально-культурных функций, а также для непосредственного контроля за деятельностью предприятий, организаций, учреждений, расположенных на подведомственной им территории» и «один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства… Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения». [4;158]
Профессор Романовский М.В. в учебнике «Бюджетная система РФ» отмечает, что в экономической литературе нет единого подхода к определению понятий и сущности даже термина «бюджет». То, что общеизвестно в академических и университетских кругах, не всегда воспринимается практикой, в т.ч. это относится и к законодательной деятельности в области бюджета, налогов, регулирования финансовых отношений. И далее добавляет, что сегодня следует принять и использовать трактовку указанных понятий, определенную существующим законодательством.
Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под местным самоуправлением понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций .
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Финансовые аспекты местного самоуправления устанавливаются в Федеральном законе от 25.09.1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». В законе установлено, что доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, и кроме этого включает финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам. Получается, что данный федеральный закон отводит финансовой помощи скорее второстепенное значение, в то время как на практике именно этот вид доходов преобладает в большинстве бюджетов муниципальных образований.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
Информация о работе Место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов