Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:02, научная работа
Целью научно-исследовательской работы является: рассмотрение особенностей организации работ и развития жилищной отрасли в сфере ЖКХ. Для раскрытия цели определим задачи:
1. Изучить теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства.
2. Обозначить причины кризиса и описать суть необходимой
реформы.
3. Раскрыть методы повышения качества услуг в сфере ЖКХ, принцип которых приведет к успеху организации
работы в сфере.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Жилищно-хозяйственный комплекс России…………………………5
1.1 Основные характеристики жилищно-коммунальной сферы России….5
1.2 Проблемы 100 %-ой оплаты услуг ЖКХ и создания конкурентной
среды в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)………………………….9
1.3 Проблема привлечения государственных и частных инвестиций
в сферу жилищно-коммунальных услуг…………………………………………..13
1.4 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
организаций ЖКХ…………………………………………………………………19
2. Методы повышения качества услуг в организации работы
жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………..22
2.1 Метод системного подхода……………………………………………..22
2.2 Метод снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг…………25
2.3 Метод совершенствования системы управления ЖКХ………………26
3. Особенности оценки инвестиционных программ ЖКХ………………..29
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………..41
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г.Череповце
Кафедра «Финансы и кредит»
Научно-исследовательская работа
По дисциплине: «Финансы»
Тема: «Методика оценки эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ»
Череповец
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
жилищно-коммунального
2.2 Метод снижения стоимости
жилищно-коммунальных услуг…………
2.3 Метод совершенствования системы управления ЖКХ………………26
3. Особенности оценки инвестиционных программ ЖКХ………………..29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..41
Введение
Большинство индустриально развитых
стран связывают сегодня свои
надежды на долгосрочный устойчивый
экономический рост с переходом
на инновационный путь развития, характеризующийся
более широким использованием в
промышленности, строительстве, ЖКХ, народном
хозяйстве в целом новейших достижений
науки и техники –
В настоящее время инновационная
составляющая экономики получает все
более широкое распространение.
Повышение
Российская экономика
Инновационный путь развития для России, как и для всего мира, является безальтернативной стратегией. Только на этом пути в условиях глобализации и стремительного движения мира к постиндустриальной цивилизации РФ может рассчитывать на достойное место в мировом сообществе.
Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, творческого процесса, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Сегодня инновации играют важнейшую роль в процессе реформирования отечественного ЖКХ. Об этом говорит тот факт, что в 2010 году на науку, инновационные проекты и федеральные целевые программы было выделено более триллиона рублей. Правительство России пытается решить проблему повышения качества коммунального обслуживания населения, разрабатывая инновационную терминологию ЖКХ, создавая новые организационные структуры и центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, координационные и научно-образовательные центры в сфере ЖКХ и вузах, но единой стратегии развития не существует.
Возникает необходимость в разработке
комплексного подхода по созданию экономического
механизма управления жилищным фондом
и объектами коммунальной инфраструктуры
предприятий коммунального
Поэтому главной из особенностей эффективной организации работ в сфере ЖКХ является проработка основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.
Целью научно-исследовательской работы является: рассмотрение особенностей организации работ и развития жилищной отрасли в сфере ЖКХ. Для раскрытия цели определим задачи:
1. Изучить теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства.
2. Обозначить причины кризиса и описать
суть необходимой
реформы.
3. Раскрыть методы повышения качества
услуг в сфере ЖКХ, принцип которых приведет
к успеху организации
работы в сфере.
Объектом исследования является отрасль сферы услуг, а Предметом исследования выступает жилищно-коммунальное хозяйство.
На сегодняшний день состояние ЖКХ страны является концентрированным отражением негативных процессов, происходящих в финансовой среде. Традиционная зависимость ЖКХ от государственного и местных бюджетов, сохранившаяся со времен плановой экономики, противоречит условиям функционирования данной сферы.
Для функционирования ЖКХ в советский период были характерны высокая степень обобществления жилищно-коммунальных услуг и нормативно-затратный метод их финансирования. Монополия государства в жилищной сфере, а муниципальных предприятий — в сфере жилищно-коммунальных услуг, отсутствие конкуренции обусловили не только снижение качества и объема услуг, но и бесконтрольность в сфере финансирования. Увеличение затрат на ремонт, содержание жилья и предоставление коммунальных услуг покрывались государством по факту. Экономические реформы, проводимые в промышленности и других отраслях в 70—80-х годах, этой сферы практически не коснулись.
Первый этап либерализации цен не затронул тарифы на жилье и коммунальные услуги. В результате в 1992—1993 гг. практически все расходы по текущему и капитальному ремонту жилья и теплоснабжению жилищного фонда финансировались из бюджета. Низкие цены на многие виды коммунальных услуг населению поддерживались за счет повышенных тарифов для промышленных потребителей.
В 1994 г. были предприняты первые шаги по постепенному сокращению бюджетного дотирования предприятий ЖКХ и переводу их на самоокупаемость. Доля затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг, покрываемая за счет бюджета или косвенных субсидий (перекрестного субсидирования), снизилась с 97—98% в 1992 г. до 60—80% в 1994 г.
Одновременно доля дотаций остается значительной, что при бюджетном кризисе становится непосильным грузом для государства, а рост цен сводит на нет усилия бюджетного дотирования.
ЖКХ страны — это треть
основных фондов России и треть потребляемых
энергоресурсов. По данным Федерального
агентства по строительству и
жилищно-коммунальному
Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти 2,9 млрд. кв. м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет 26%, этот показатель лишь немного уступает транспорту (29,5%) и промышленности (27,4%).
Для нормального функционирования ЖКХ требуется сумма около 6% ВВП в год. Средств на покрытие данных расходов ни в федеральном, ни в местных бюджетах нет. К 1997 г. инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в два раза. Причем в данной экономической ситуации из бюджетов всех уровней финансируются лишь текущие расходы ЖКХ, но не его воспроизводство. Как следствие — неудовлетворительное состояние основных фондов ЖКХ: износ оценивается 60%, а по отдельным районам — 70%.
В последние годы активно идет процесс передачи ведомственного жилья и коммунальной сферы в муниципальную собственность. Мощность муниципальных предприятий, предназначенных для жилищно-коммунальной сферы, рассчитана лишь на 40% основных фондов этого хозяйства и без соответствующего финансирования не готова принять дополнительные объемы работ и оказать качественные услуги.
Жилищные условия и нормативы качества коммунальных услуг в России на сегодняшний день не соответствуют уровню европейских стандартов. Средняя обеспеченность жилой площадью населения у нас в 3—3,5 раза ниже, чем в Европе. Более полутора миллионов человек проживают в ветхих или аварийных домах.
Еще серьезнее положение в коммунальной сфере. Снижается надежность, устойчивость и экологическая безопасность эксплуатации инженерных сетей. Потери воды в сетях и у потребителей по техническим причинам, отсутствию стимулов ее экономии в некоторых городах достигают 50—70%. Надежность систем теплоснабжения в 2,5 раза ниже, чем в европейских странах. Ежегодно заменяется менее 1% сетей вместо минимально допустимых 3%, необходимых для предотвращения переизноса подземных конструкций.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей – 65%. По данным Госгортехнадзора России, исчерпали нормативные сроки службы более 32% котлов, 28% сосудов, работающих под высоким давлением, 23% трубопроводов пара. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. Надежность систем теплоснабжения в 2,5 раза ниже, чем в европейских странах. Ежегодно заменяется менее 1% сетей вместо минимально допустимых 3%. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в пять раз. В год в среднем происходит 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.
Стальные трубы, которые преимущественно проложены в городах, не имеют надежной наружной и внутренней антикоррозионной защиты, из-за чего срок их службы не превышает 20 лет. Каждый год необходимо обновлять 5% труб от их общей протяженности. Фактически же заменяется только 1—2%.
Срок службы наружных трубопроводов горячего водоснабжения из-за ускоренной коррозии в 2—4 раза ниже нормативного. Утечка воды н системах хозяйственно-питьевого водоснабжения достигает 2U%. Потребление горячей и холодной воды в России в 2—2,5 раза превышает среднеевропейское, а удельное теплопотребление — в 2—4 раза выше, чем в Европе и Америке, где климатические условия близки к российским.
В настоящее время в условиях недофинансирования в целом по России дефицит мощностей водопровода составляет около 15%, а дефицит мощностей в коммунальной энергетике достигает 40%. Резко возрастают количество и тяжесть аварий в инженерных сетях.
В системе ЖКХ остро
стоит проблема эффективности использования
ресурсов. Кроме отсутствия заинтересованности
населения в сокращении расхода
тепла, воды, электричества и газа,
их нерациональное использование предопределяется
уже на стадиях проектирования и
строительно-монтажных работ. Например,
в домах с неоправданно большим
удельным весом остекления и крупнопанельных
зданиях потери тепла уже проектируются
повышенными, а при неэффективной
теплоизоляции увеличиваются
Потери тепла значительны
также и при транспортировании.
Суммарная протяженность
Состав и состояние
основных фондов котельных также
характеризуется
Острой проблемой остается санитарно-эпидемиологическое состояние городов. Только 3% твердых бытовых отходов перерабатывается промышленными методами. В большинстве населенных пунктов места складирования отходов не отвечают санитарным требованиям. Вывоз отходов на полигоны приводит к загрязнению окружающей среды и расхода значительных материальных ресурсов.
Информация о работе Методика оценки эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ