Методы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение понятия государственного долга, изучение его видов, последствий, методов управления, современного состояния государственного долга Республики Беларусь, определение проблем и возможных путей их решения. Задачами курсовой работы являются: -раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих; -изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга; -изучение форм и методов управления государственным долгом; -анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Республики Беларусь; -изучение зарубежного опыта управления государственным долгом.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты государственного долга…………………………….
Сущность государственного долга………………………………………….
Виды государственного долга……………………………………………….
Анализ государственного долга……………………………………………….
Анализ внутреннего государственного долга………………………………
Анализ внешнего государственного долга………………………………….
Управление государственным долгом…………………………………………
Управление и пути сокращения государственного долга…………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

методы упрвления государственны долгом.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

2

1

Теоретические аспекты  государственного долга…………………………….

4

1.1

 Сущность государственного долга………………………………………….

4

1.2

 Виды государственного долга……………………………………………….

9

2.

Анализ государственного долга……………………………………………….

11

2.1

 Анализ внутреннего государственного долга………………………………

11

2.2

 Анализ внешнего государственного долга………………………………….

13

3

Управление государственным  долгом…………………………………………

17

3.1

 Управление и пути  сокращения государственного долга…………………

17

 

Заключение………………………………………………………………………

24

 

Список использованной литературы…………………………………………..

26

     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов  займодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную доля оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать, необходимо видоизменение экономической политики страны.

В последнее время  интерес экономистов к проблеме государственного долга значительно возрос по причине стремительного роста его объемов. Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последнее время заставляет искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Актуальность рассматриваемой  темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

При написании данной работы использовались учебные пособия по международным экономическим отношениям и макроэкономике Бойко П.С., Ханкевич Н. А., Дробозиной Л. А., Новиковой Л.Н. и ряд других периодических изданий.

Цель данной работы –  определение понятия государственного долга, изучение его видов, последствий, методов управления, современного состояния государственного долга Республики Беларусь, определение проблем и возможных путей их решения.

Задачами курсовой работы являются:

-раскрытие экономической  сущности государственного долга и его составляющих;

-изучение предпосылок  возникновения и роста государственного  долга;

       -изучение форм и методов управления государственным долгом;

-анализ современного  состояния внешнего и внутреннего  долга Республики Беларусь;

-изучение зарубежного опыта управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

Проблема долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Государственный долг представляет собой общую сумму задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определённую дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объём непогашенных государственных облигаций. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.[1, с.209 — 210]

Государственный долг, таким  образом, это показатель запаса, поскольку  рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

Причины возникновения  государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом объёмов ВПК, ростом товарно-денежного оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. [2, с.174 — 175]. 

Для  измерения  государственного  долга,  оценки  его  влияния  на  экономику,  а  также  возможности  международного  сравнения  в  мировой  практике  существует ряд  показателей  и  индикаторов  государственного  долга.

Величину государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:

где ГД общий – общий государственный долг;

      G – государственные закупки;

      N – выплаты по обслуживанию долга;

      F – трансферты;

      Т –  налоговые поступления в бюджет 

При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:

                                                          N = D * R1                                                            (2)

    где D – величина долга;

      R1 – реальная ставка процента [1, с.366].

Следует отметить, что государственный долг в различных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более, чем в 2,5 раза, считается потенциально опасным для стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Более осторожной оценкой считается соотношение этих двух показателей как 0,6 : 1 [3, с.368].

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Особое  значение  имеют  показатели,  основанные  на  оценке  расходов  по обслуживанию  и  оплате  внутреннего  и  внешнего  долга.  Сюда,  прежде  всего,  относятся: 

1)  коэффициент  обслуживания  государственного  долга,  определяемый  как соотношение  суммы  погашения  долгов  и  процентных  платежей  в  данном  году  (объем  текущего  госдолга)  и  ВВП  (объему  экспорта  товаров  и  услуг  или  общей  сумм  полученных  государством  в этом  же  году  кредитов);

2)  коэффициент  обслуживания  процентных  платежей,  определяемый  как  процент  от  совокупных  государственных  расходов  (иногда  как  процент  от  суммы  налоговых  поступлений  в  бюджет  или  от  объема  ВВП)  [3,  с.51].

Наиболее  употребительными  для  измерения  бремени  внешнего  долга  являются  два показателя:  снижение  1)  размера внешнего   долга или 2)  расходов  по  обслуживанию  внешнего  долга к объему  экспорта  товаров и услуг.

Государственный  долг  является  сравнительно  новой  правовой  категорией  и  выполняет следующие  основные  функции:

1).  Распределительная  функция  -  позволяет перераспределить  денежные  ресурсы  в  соответствии  с  потребностями  экономики  в  целом  и  необходимостью  поддержки  какого-либо  направления  социально-экономического  развития.

С  помощью  этой  функции  идет  процесс  формирования  централизованных  денежных  фондов  государства   либо  использование  на  принципах  возвратности,  срочности  и  платности.  В  связи  с  более быстрым  увеличением  расходов  по  сравнению  с  налоговыми  поступлениями,  государственные  займы,  как  уже  отмечалось,  стали  в  последнее  время  заметным  инструментом финансирования  расходов  бюджета.  Налоги  не  увеличиваются,  когда  расходы  государства  финансируются  за  счет  госдолга,  но  при  погашении  задолженностей  идут  и  для  его  уплаты,  и  для  погашения  процентов  по  задолженности.

2).  Регулирующая  функция  -    выражается  в том,  что государство,  вступая в долговые  отношения,  воздействует  на  денежное  обращение,    уровень  процентных  ставок  на  денежном  рынке  капиталов,  на  производство  и  занятость,  на  заемщиков,  которые обязаны  обеспечить  эффективное  применение  бюджетных  ссуд. Таким  образом,  используя  государственный  долг  в  качестве  инструмента  регулирования  экономики,  государство  получает  возможность  проводить  ту  или  иную  финансовую  политику.

3).  Контрольная  функция  -  реализуется в контроле  за  целевым и эффективным использованием  заимствованных  средств,  соблюдением сроков  их  возврата  и  своевременностью  уплаты  процентов.[4, с.21]

Практически все страны мира прибегают к государственным  займам, как к одному из механизмов осуществления экономической политики, поскольку большинство из них  имеют дефицитные бюджеты и испытывают нехватку собственных средств для внутренних инвестиций, проведения социально-экономических реформ, а также погашения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Научные представления о государственном долге во многом связаны с учением Дж.-М. Кейнса, который, изучая взаимозависимости между бюджетным дефицитом, государственными расходами, совокупным спросом, частными сбережениями и безработицей, предлагал осуществлять политику дефицитного финансирования. Кейнс исходил из двойственной природы государственного долга. С одной стороны, государственный долг ложится дополнительным бременем на экономику, ибо чтобы погасить задолженность, страна вынуждена будет либо увеличить налоговое бремя, либо уменьшить расходную часть бюджета. С другой стороны государственный долг расширяет внутренний спрос на товары и услуги, тем самым способствует экономическому росту, т.е. он выступает эффективным инструментом государственного регулирования экономики. Аналогичное влияние государственный долг оказывает и на экономическую безопасность страны: с одной стороны, он выступает экономической угрозой, а с другой, - наоборот, способствует обеспечению безопасности общества и человека. [5, c.207]

Нельзя недооценивать  негативные последствия внутреннего  долга, ибо при определённых условиях он может стать серьёзной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

Рост внутреннего долга  особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является  альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана  с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке  ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъёмными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объёмом национального производства [1, с.210 — 211].

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга также, заключаются в следующем:

-Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на    выплату самой суммы долга;

-Усиливается неравенство  в доходах;

-Перераспределяется  доход от частного сектора  к государственному;

-Создается угроза  высокой инфляции в долгосрочном  периоде; 

-Возлагает бремя выплаты  долга на будущие поколения,  что может привести к снижению уровня их благосостояния;

-Выплата процентов  или основной суммы долга иностранцам  вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

-Может появиться угроза  долгового и валютного кризиса. [6]

Что касается внешнего долга, то сам по себе он не является признаком силы или слабости государства. В проблему он перерастает тогда, когда государство в целом  и его резиденты становятся несостоятельными для выполнения долговых обязательств. В международных финансовых отношениях при этом исходят из определенных показателей, на основании которых международного финансового сообщества складывается мнение о степени платежеспособности того или иного государства (эти показатели будут рассмотрены в главе 3).

Также необходимо отметить, что последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге государство вынуждено отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. [7, c.109]

Информация о работе Методы управления государственным долгом