Методы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:58, доклад

Краткое описание

Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его доходами. В случае превышения выгод над затратами возникает бюджетный профицит.
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 27.40 Кб (Скачать файл)

Методы финансирования дефицита государственного бюджета  и их макроэкономические последствия.

 

Дефицит бюджета – это  превышение затрат бюджета над его  доходами. В случае превышения выгод над затратами возникает бюджетный профицит.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства  должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах

Способы финансирования бюджетного дефицита.

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

-Монетизация бюджетного  дефицита;

-Внешнее долговое финансирование;

-Внутреннее долговое  финансирование.

Финансирование  дефицита государственного бюджета  за счет монетизации дефицита.

Этот способ финансирования состоит в том, что необходимые  для покрытия дефицита бюджета суммы  правительству предоставляет центробанк. Таким образом, этот способ представляет собой кредит у национального банка, поскольку, как правило, правительство продает народному банку государственные ценные бумаги, за которые народный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение затрат правительства над прибылями бюджета. Поскольку национальный банк является государственным учреждением и не имеет собственных выгод, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, резервный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа  финансирования:

-рост денежной массы  является фактором увеличения  совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение процентной ставки (удешевление цены займа) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных издержек и совокупного выпуска;

-эту меру можно осуществить  быстро. Рост денежной массы происходит, когда центробанк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что  увеличение денежной массы ведет  к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения займов резервного банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи  накапливаются в отношении предприятий  государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются  центробанком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Финансирование  дефицита государственного бюджета  за счет внутреннего ссуды.

Этот способ заключается  в том, что государство выпускает  ценные бумаги (гос. облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных затрат над выгодами.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется  государственным долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и проценты.

Государство устанавливает  нарицательную стоимость (номинальную  цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное  пользование. Эта сумма выплачивается  владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.

Казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций  заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе  обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных кредитов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым кредитам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата прибылей только в процентах.

Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства  подлежат реализации только среди населения.

Достоинства этого способа:

-он не ведет к инфляции, так как денежная масса не  изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные облигации займа перемещается к правительству, т.е. Деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;

-это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидные (их легко и быстро можно продать -- это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически нерискованные и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа:

-по долгам надо платить.  Очевидно, что население не будет  покупать облигации Федерального Займа, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по гос. облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено облигаций Федерального Займа), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по облигациям займа является частью издержек государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста, лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента - Уоллеса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего кредита (выпуска гос облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами кредитом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество гос. облигаций, и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего ссуды:

-данный способ является  неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

-существенным недостатком  долгового способа финансирования  является эффект вытеснения частных инвестиций.

Экономический смысл эффекта  вытеснения заключается в следующем: увеличение количества облигаций займа на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены -- ставки %, т.е. к удорожанию займов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.

 

Финансирование  дефицита государственного бюджета  за счет внешнего кредита.

Специфическим методом финансирования является внешний кредит, который  основан на получении необходимых  средств у правительств развитых стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда (МВФ) -- МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Как правило, кредит происходит путем продажи частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов, хотя некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой иногда используют прямые кредиты.

Достоинство этого метода состоит в возможности получения  крупных сумм в условиях, если внутренний кредит по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

-необходимость репатриации  долга и обслуживания долга  (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

-невозможность построения  финансовой пирамиды для выплаты  внешнего долга;

-необходимость отвлечения  средств из экономики страны  для выплаты внешнего долга  и его обслуживания, что ведет  к сокращению внутреннего объема  производства и экономическому спаду в экономике;

-при дефиците платежного  баланса возможность истощения  резервов золота и валюты страны.

Итак, все три способа  финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства  и недостатки. А в результате использования  второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения  данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

 

Возникший как результат  отрицательных явлений в экономической  и политической жизни страны бюджетный дефицит усугубляет их, так как влечет за собой эмиссию денег, ускорение инфляции, более резкую несбалансированность экономики и соответственно тяжелые социальные последствия для населения. Это следует отнести к бюджетным дефицитам, превышающим определенный уровень 2-3% к ВВП, который в цивилизованном обществе считается управляемым.

В наиболее общем виде существуют: монетарные и немонетарные методы покрытия дефицита госбюджета. К первым относятся: эмиссия денег, предоставление центральным банком ссуд правительству, использование ссудного фонда. Ко вторым относятся: выпуск ценных бумаг государством и размещение их среди коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, предприятий и организаций, населения внутри государства и за рубежом. Рассмотрим некоторые из этих методов покрытия дефицита госбюджета и их влияния на экономику страны.

Дефицит госбюджета может  воздействовать на инвестиции. Правительство, эмиссируя ценные бумаги с целью финансирования бюджетного дефицита, увеличивает спрос на ограниченное количество денежных ресурсов, что приводит к увеличению рыночных ставок процента по кредитным операциям. Часть гипотетических заемщиков, которым новые процентные ставки не под силу, вытесняются с финансовых рынков. Сокращение частных инвестиций является мощным тормозом для экономической системы. Поэтому в США, например, уменьшение доли частных инвестиций с 6.9 % ВНП в 70-х до 4.6% ВНП в 80-х [7, с.167] рассматривается как одно из самых негативных воздействий дефицита бюджета на общее экономическое состояние.

В мировой практике для  покрытия разрыва между доходами и расходами широко используется привлечение иностранных капиталов. Увеличение, однако, количества ценных бумаг, “исчезнувших” с внутреннего рынка и перемещенных за рубеж, грозит также опасностью для экономики страны. В будущем погашение указанной части долга станет реальной обузой для экономической системы. Поэтому этим процессом нужно разумно управлять: ограничивать размеры выпуска ценных бумаг (чрезмерный их объем влечет за собой рост государственного долга).

Существует и такой  вариант финансирования бюджетного дефицита как увеличение налогов. Однако это ведет к снижению деловой  активности, стимулов к труду. Поэтому  ряд экономистов предлагает решить задачу пополнения доходной части бюджета не через усиление налогового бремени, а через увеличение количества налогоплательщиков, созданием дополнительных стимулов к труду и предпринимательству. В противном случае многие предприниматели будут не в состоянии преодолеть налоговый барьер.

Информация о работе Методы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия