Методы финансового анализа и их применение в деятельности в корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы отчета, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия. Цель анализа бухгалтерского отчета - возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйственного субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность. Анализ должен показать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии, предоставить сведения, необходимые для беспристрастного суждения.

Вложенные файлы: 1 файл

2. Методы финансового анализа и их применение в деятельности корпораци1.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

Методы финансового  анализа и их применение в деятельности корпораций.

 

Введение

 

   В условиях рыночной экономики и новых форм хозяйствования повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

   Результаты такого анализа нужны прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам, то есть практически всем участникам рыночных отношений. Все пользователи бухгалтерской информации прежде всего ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлениях деятельности.

   Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы отчета (включая приложения), а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.

   Цель анализа бухгалтерского отчета - возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйственного субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность. Анализ должен показать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии, предоставить сведения, необходимые для беспристрастного суждения.  

   Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы финансового анализа принятия решений.

 

 

     Последнее время интерес российских компаний к теме управления финансовыми ресурсами заметно усилился и это не просто дань моде. В финансовом менеджменте возникает объективная необходимость. Многие ученые высказывают мнение о безграничных возможностях любой фирмы. Грамотное и эффективное планирование деятельности, продуманное соотношение собственных и привлеченных средств, анализ рынка и прогнозирование спроса -  все это в совокупности может через определенный период времени вывести фирмы на более высокий уровень, значительно увеличить капитал.     

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики  и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует учитывать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.     

Финансовое  состояние предприятия зависит  от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия, и, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.      

Устойчивое  финансовое положение в свою очередь  оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.       

Все вышеизложенное свидетельствует о  необходимости комплексного подхода  к оценке финансового состояния  предприятия, его платежеспособности. Таким образом, тема настоящей работы «Методы финансового анализа и их применение в деятельности корпораций» актуальна в современных условиях хозяйственной деятельности.      

Цель  данной работы заключается в изучение методик анализа финансового состояния корпораций необходимых для принятия деловых производственно-хозяйственных и управленческих решений по улучшению или стабилизации положения.

1.3 Методы финансового анализа

   Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

   Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.

   Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- метод финансовых коэффициентов;

- факторный анализ.

   Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

   Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

   Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

   Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 

2. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ  ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

2.1 Понятие финансового  анализа. 
         Анализ (греческое слово) означает познавательную процедуру мысленного или реального расчленения  объекта или явления на части. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых в процессе познания подходов и практических способов их реализации анализ выступает в различных формах. 
         Экономический анализ как одна из разновидностей анализа вообще представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта. Под экономическим анализом можно понимать анализ в экономике как совокупности отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. Тогда следует выделить макроэкономический и микроэкономический анализы в соответствии с тем, что макроэкономика исследует функционирование национальных экономических систем и, в частности, такие объекты, как государственный бюджет, национальный продукт, общий уровень цен и др., а микроэкономика – деятельность отдельных предприятий и такие объекты, как механизм функционирования, конкурентоспособность, цены отдельных ресурсов, издержки и прочее. 
         Микроэкономический анализ является по сути анализом экономики предприятия, если считать, что ядром микроэкономики является оценка поведения фирмы как основной экономической ячейки любой национальной экономики. Тогда анализ экономики предприятия – это анализ в системе управления деятельностью предприятия. Для последующей градации в качестве критериального можно выбрать признак денежного измерителя. В соответствии с этим признаком анализ экономики предприятия целесообразно подразделить на технико-экономический анализ (критерии и показатели не обязательно в стоимостной оценке) и анализ финансово-хозяйственной деятельности (доминанта денежного измерителя в конструировании ключевых критериев и показателей). 
         Технико-экономический анализ проводится для оценки влияния техники, технологии и организации производства на эффективность деятельности хозяйствующего субъекта. Для выявления этого влияния, обоснования методов управления обобщающими стоимостными показателями и для более полного вскрытия резервов производства привлекают технико-производительные показатели, характеризующие использование техники и материалов, рабочего времени, качество продукции и сырья. Эти показатели строятся применительно к техническим особенностям разных видов оборудования, этапам производственного процесса, технологическим свойствам материалов и готовых изделий. 
         Финансово-экономический анализ охватывает все стороны деятельности предприятия, начиная с выяснения достаточности собственного капитала до оценки деятельности и общей оценки финансового состояния предприятия. При этом определяется влияние всех проводимых хозяйственных операций, раскрывается механизм формирования финансовых показателей, отражающих степень 
   Использования материальных  и трудовых ресурсов, эффективность инвестиций. В зависимости от цели финансово-экономического анализа его программа  может быть расширена или сужена и внимание сосредоточено на том или другом конкретном направлении. 
         Так, во многих случаях приходится ограничиваться только изучением финансовой деятельности, без определения влияния на нее основных факторов производства и использования производственных ресурсов. Анализ, проводимый по такой более узкой программе, в специальной литературе получил название финансового анализа. 
 
2.2 Содержание финансового анализа.          
         Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов:  
финансового анализа 
производственного управленческого анализа 
         Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением  системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией. 
         Особенностями внешнего финансового анализа являются: 
·        множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия; 
·        разнообразие целей и интересов субъектов анализа; 
·        наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности; 
·        ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия; 
·        ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора; 
·        максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. 
   Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованным контрагентом, собственниками или государственными органами.  Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы. 
   Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности составляют: 
·        анализ абсолютных показателей прибыли; 
·        анализ относительных показателей рентабельности; 
·        анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия; 
·        анализ эффективности использования заемного капитала; 
·        экономическая диагностика финансового состояния предприятия и  
рейтинговая оценка эмитентов. 
   Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.  
   Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию. 
   Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ, услуг, ориентированной на рынок. 
   Особенностями управленческого анализа является: 
·        ориентация результатов анализа на свое руководство; 
·        использование всех источников информации для анализа; 
·        отсутствие регламентации анализа со стороны; 
·        комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия; 
·        интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения; 
·        максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. 
2.3 Цели и задачи финансового анализа. 
     Основная цель финансового анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. 
     Для достижения этой цели проводятся: 
·        оценка результатов работы за прошедшие периоды; 
·        разработка процедур оперативного контроля над производственной деятельностью; 
·        выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия; 
·        вскрытие резервов повышения результативности деятельности и разработка обоснованных планов и нормативов. 
   Задачами финансового анализа являются: 
1.     определение ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности деятельности предприятия; 
2.     оценка имущественного положения предприятия; 
3.     установление положения хозяйствующего субъекта на рынке и  
количественное измерение его конкурентоспособности; 
4.     оценка степени выполнения плановых финансовых мероприятий, программ, плана и др. 
5.     оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков и повышения отдачи финансовых ресурсов.       

 

 

3. Методы и методики  финансово-экономического анализа. 
 
         В финансово-экономическом анализе используется диалектический метод познания, который предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявление и изучение причинно-следственных взаимосвязей. 
         Диалектический подход к изучаемым объектам означает рассмотрение их в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа. Достигается это с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов. 
         Можно выделить несколько значимых отличительных особенностей диалектического метода познания в экономическом анализе. Прежде всего использование системы показателей для характеристики разных сторон хозяйственной деятельности организации. Такая система формируется под воздействием объективных условий и процессов. Причем показатели все время изменяются, поскольку коммерческая деятельность не является застывшей формой. Исследование причин и направленности таких изменений, безусловно, представляет научный интерес. 
         Кроме того, не менее важно в анализе не только выявить, но и измерить причинно-следственные взаимосвязи между показателями. 
         Метод исследования тесно связан с методикой, через которую он реализуется. Методика как совокупность правил, приемов и способов, для целесообразного выполнения какой либо работы всегда конкретна. Она зависит от цели, задач, объектов исследования, от содержания программы изучения, вида экономического анализа, последовательности и сроков его проведения. 
         Измерение причинно-следственных взаимосвязей в экономическом анализе, оценка результатов влияния различных факторов на итоговые показатели, первичная обработка исходной информации проводятся с помощью способов и приемов. Они являются важнейшими элементами методики экономического анализа. 
         Таким образом, метод финансово-экономического анализа – это диалектический подход и способы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на изменение результатов деятельности организации для их улучшения. 
         Для изучения производственно-хозяйственных и финансовых процессов и их результатов используется совокупность взаимосвязанных методов и приемов экономического анализа, которые можно подразделить на экономико-логические, экономико-математические, эвристические и др. 
         1. К экономико-логическим приемам относятся: сравнение, детализация, группировки, средние и относительные величины, балансовый метод, метод последовательного изолирования факторов, абсолютных и относительных разниц. 
         А) важнейшим приемом финансово-экономического анализа является сравнение. Его сущность состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, дается оценка результатов работы предприятия, выявляются внутрипроизводственные резервы, определяются перспективы развития. 
         К основным видам сравнительно анализа следует отнести горизонтальный, вертикальный и трендовый. 
* горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня). 
* с помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в целом, соотношения, частей целого между собой. 
* трендовый анализ применяется при сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов с целью определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.   
         Б) Детализация как прием широко используется при анализе деления факторов и результатов хозяйственной деятельности по времени и месту. С его помощью вскрываются положительные и отрицательные действия отдельных факторов, результаты влияния которых, как правило, взаимно погашаются в итоговых показателях работы предприятия за отчетный период. 
         В) Группировка как способ подразделения рассматриваемой совокупности на однородные по изучаемым признакам группы применяется в анализе для раскрытия содержания средних итоговых показателей и влияния отдельных единиц на эти средние. 
         Группировки подразделяются на типологические, аналитические и структурные. 
·        Типологические группировки служат для выделения определенных типов явлений или процессов. Примером типологических группировок могут быть  группы предприятий по формам собственности , видам деятельности. 
·        Аналитические группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. 
·        Структурные группировки дают возможность изучить структуру определенных явлений по определенным признакам.  
Г) Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Метод используется при анализе обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалом.  
2. К экономико-математическим, наиболее часто применяемым в экономическом анализе, можно отнести интегральный, графический, корреляционно-регрессионный методы. Применяются и другие более сложные методы. 
   Графический способ – прием, при котором применяют графики, являющиеся масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Этот способ не имеет в анализе самостоятельного значения,а используется для иллюстрации изменений в динамике, структурных сдвигов или других видов сравнения. 
         3. К эвристическим методам относятся методы обработки информации, основанные на изучении и обобщении прошлого опыта. Применяются в ходе комплексной рейтинговой оценки финансовой деятельности предприятия. 
         Основными методами для анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия являются: горизонтальный , вертикальный, трендовый, анализ коэффициентов, факторный. 
 
3.1 Горизонтальный метод анализа. 
         Данный метод используется для оценки изменения показателей в динамике. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина, равная: 
                     
где   - значение показателя в отчетный период; 
        - значение показателя в базисный период. 
         Для оценки темпа роста показателя рассчитывается величина:  
                                                 
         Значение показателя говорит о том, во сколько раз изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом. 
         Для оценки относительного изменения рассчитывается темп прироста по формуле: 
                                 
         Темп прироста  показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

 
Пример . Проанализировать динамику изменения  дохода и прибыли от основной деятельности за два периода, если: выручка от продаж составила соответственно 9800 и 12080 тыс. руб., материальные расходы -5000 и 6500 тыс. руб., фонд оплаты труда – 2200 и 2400 тыс. руб., прочие расходы, связанные  с управлением производством  и сбытом продукции – 1600 и 2100 тыс. руб. 
Решение. 
1.     Определим изменение дохода от основной деятельности:  
абсолютное: 
  
Относительное: 
 
2.     Определим изменение затрат предприятия за анализируемые периоды: 
                                     S=М+ОРТ+РУ, 
где М – материальные затраты, 
      ОРТ –затраты на оплату труда с начислениями,  
       РУ – расходы по управлению производством и сбытом продукции. 
           
Изменение себестоимости: 
Абсолютное: 
 
Значение прибыли: 
 
Изменение прибыли: 
 
Таким образом, в отчетный период абсолютные значения выручки и прибыли от продаж соответственно увеличились на 23,27 и 8%. Темп прироста прибыли от основной деятельности значительно ниже, чем темп прироста выручки от продаж, что связано с увеличением затрат на 25%, это отрицательный фактор. 
         Для проведения анализа отчетности организации, например баланса, строятся аналитические таблицы, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются абсолютными показателями отклонения  и относительными отклонениями . Расчеты, приведенные в таких таблицах, наглядно показывают динамику изменения статей баланса. 
 
3.2 Вертикальный метод анализа. 
         Для анализа структуры сложных экономических показателей используется вертикальный метод, который позволяет определить долю каждой составляющей сложного показателя в общей совокупности. Для оценки структуры используется формула                       
Где Д1 –  доля i-й составляющей, 
        З1 – абсолютное значение i-й составляющей, входящей в сложный показатель, 
        З – значение этого сложного показателя. 
         Для оценки динамики структуры сложного экономического показателя используется горизонтальный метод, на основе которого определяют абсолютное и относительное изменения каждой составляющей: 
                          
Вертикальный анализ балансовой отчетности организации позволяет определить качество использования конкретного вида ресурса в хозяйственной деятельности, проводить сравнительный анализ организации с учетом отраслевой специфики и других характеристик. Относительные показатели вида Дi, в отличие от абсолютных, более удобны при проведении анализа деятельности организации в условиях инфляции, позволяют объективно оценивать изменения составляющих в динамике. 
            Пример. Используя данные примера 1, проанализировать динамику изменения долей материальных затрат.   
 
Решение.  
Затраты предприятия за анализируемые периоды: 
S0 = 8800 тыс.руб. M0 = 5000 тыс.руб. PY0 = 1600 тыс.руб. 
S1 = 11000 тыс.руб. М1 = 6500 тыс.руб. PY1 =2100 тыс.руб. 
1. Изменение доли материальных затрат в общих затратах 
 
Изменение доли: 
 
         В отчетный период доля материальных затрат в общих затратах увеличилась на 4%, на каждый рубль затрат приходилось больше материальных затрат в среднем на 2,27 коп., что является отрицательным фактором. 
 
3.3 Трендовый метод анализа основан на использовании данных рядов динамики изучаемых факторов, например валюты баланса, структуры активов и пассивов организации. Использование трендового метода позволяет оценить основные направления развития организации как текущий момент, так и последующие периоды. 
 
         Для каждого основного показателя, характеризующего деятельность организации, проводится анализ изменения темпов роста, средних темпов роста за рассматриваемые периоды (месяц, квартал), выявляются основные направления изменения этих показателей. Так, например, если темп роста валюты баланса имеет тенденцию к снижению, то это свидетельствует о сокращении организацией текущей деятельности, хозяйственного оборота, что может привести к критическому состоянию. Результаты расчетов средних значений темпа роста, учет связей между основными показателями позволяют рассчитать прогнозное значение изучаемого показателя на перспективу. Прогноз на основе трендовых моделей позволяет с определенной степенью надежности рассчитать значение прогнозируемого фактора, выбирать наиболее рациональные управленческие решения и оценить последствия этих решений для финансово-хозяйственной деятельности организации. 
 
3.4 Метод финансовых коэффициентов. 
         Анализ коэффициентов (относительных показателей). Показатели балансовой статистической отчетности являются, как правило, количественными. Они характеризуют объем, размер используемых производственных ресурсов. Так, например, себестоимость реализованной продукции (С), средняя списочная численность рабочих предприятия (Т), общий фонд заработанной платы рабочих и отчисления (ОРТ), объем произведенной и реализованной продукции (В) и .т.п. 
         В условиях рыночной экономики для оценки качества использования производственных ресурсов используют относительные показатели. Они формируются из количественных показателей по определенным правилам и зависимостям между ними. Например, для оценки производительности труда (Кр) рассматривается соотношение между выручкой от продаж (В) и фактической численностью рабочих в определенный момент времени (Ч): 
                                                Кр = В:Ч 
Значение Кр показывает, сколько рублей выручки от реализации приходится на одного рабочего. 
         Для оценки эффективности использования фонда заработанной платы используется показатель «зарплатоотдача» (Кз), который представляет собой соотношение между выручкой от продаж (В) продукции и фондом оплаты труда (ОРТ): 
                                                    Кз =В:ОРТ; 
Значение Кз показывает, сколько выручки приходится на один рубль оплаты труда. 
         Чем больше значение факторов Кр и Кз , тем эффективнее используются трудовые ресурсы организации. 
         Пример. Используя данные примера 1, определить эффективность использования фонда оплаты труда на предприятии. 
Исходные данные: 
В0 =9800 тыс.руб.                               ОРТ0 = 2200 тыс.руб. 
В1 =12080 тыс.руб.                              ОРТ1 =2400 тыс.руб 
Решение. 
1. Определим эффективность использования фонда оплаты труда: 
                 
         В базисный период на каждый рубль оплаты труда приходилось в среднем 4,45 руб. выручки от продаж. 
                   
   В отчетный период на каждый рубль оплаты труда приходилось в среднем 5,03 руб. выручки от продаж. 
2. Определим изменение уровня использования фонда оплаты труда: 
 
         В отчетный период фонд оплаты труда использовался эффективнее на 12,99%, на каждый рубль фонда приходилось больше выручки от продаж в среднем на 58 коп. 
 
3.5 Факторный метод анализа. 
         Для исследования взаимосвязи между экономическими показателями деятельности организации используются факторные модели. 
         Наиболее часто процессы хозяйственной деятельности можно представить в виде следующих моделей.  
   Аддитивные модели : 
                                           Y = X1 +X2 + X3 + _+Xn 
Где Y – результативный фактор,  
        X1,X2,…Xn –факторы, воздействующие на результативный Y 
         Например, прибыль предприятия (ПР) представляет разность между выручкой от реализации (В) и затратами на ее производство и изготовление (S):  ПР = В - S 
Мультипликативные модели 
                                             Y = X1 * X2 *X3*…*Xn 
         Например между объемом производства продукции (В), средней списочной численностью рабочих предприятия (Т), средним количеством дней, отработанных одним рабочим за год (Д), средней продолжительностью рабочего дня (Тр), средней часовой производительностью труда одного работника (Кр) имеет место мультипликативная модель: 
                                            В = Т *Д * Тр * Кр 
         Для количественной оценки влияния факторов на результативный фактор наиболее часто используются метод цепных подстановок, интегральный метод и др.

Информация о работе Методы финансового анализа и их применение в деятельности в корпорации