Методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Его наличие объективно обусловлено тем, что финансам как категории экономики характерны, как контрольная, так и распределительная функции. Поэтому использование муниципальными образованиями и государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля, за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, так же специализированными контрольными органами при содействии как народных организаций, так трудовых объединений и граждан.

Содержание

Введение 3
I. Необходимость, цели и задачи методов финансового контроля 5
1.1 Необходимость методов финансового контроля 5
1.2 Цели и задачи методов финансового контроля 5
II. Методы финансового контроля 6
2.1 Ревизия как основной метод финансового контроля 6
2.2 Другие методы финансового контроля 10
III. Повышение эффективности финансового контроля 13
3.1 применение методов финансового контроля 13
3.2 Пути совершенствования финансового контроля 14
Заключение 19
Источники литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет  ФСПО и ДП «Финансы ( по отраслям)»

Кафедра общеобразовательных  и специальных дисциплин СПО

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Финансы и кредит»

 

Тема: «Методы финансового контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление подготовки /

Специальность:

Финансы (по отраслям)

Выполнил: студент Фк-232

Кабелев Иван Сергеевич

Научный руководитель:

Авдонькина Валерия  Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2011г                                                

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нынешний этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями улучшения государственной власти, увеличением роли государства в системе экономического менеджмента, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Его наличие объективно обусловлено тем, что финансам как категории экономики характерны, как контрольная, так и распределительная функции. Поэтому использование муниципальными образованиями и государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля, за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, так же специализированными контрольными органами при содействии как народных организаций, так трудовых объединений и граждан.

Значение финансового контроля проявляется в том, что при его исполнении проверяются: соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности, как органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, так и гражданами, и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность производимых действий, в соответствие их задачам муниципальных образований и государства. При помощи финансового контроля выверяется соответствие натуральных и стоимостных показателей, соответствие производственной деятельности законодательству, правильности взаиморасчетов с бюджетом. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым показателем сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Для проведения и осуществления качественного финансового контроля целесообразно знать о методах финансового контроля. Методы финансового контроля - это приемы и способы осуществления финансового контроля.

Цель работы - проанализировать содержание определения методы финансового контроля, дать характеристику его видов, рассмотреть применение методов на практике, а также выявить пути совершенствования методов финансового контроля.

Поставленная  цель определяет задачи исследования:

1.Понять  сущность методов финансового контроля

2.Рассмотреть  методы финансового контроля

3.Выявить  пути совершенствования финансового контроля

Работа  состоит из трех глав. В первой главе донесены теоретические основы методов финансового контроля, их сущность, значение, задачи. Во второй главе даётся описание методов финансового контроля. В заключительной главе рассматриваются применение и пути совершенствования финансового контроля.

 

 

  1. Необходимость, цели и задачи методов финансового контроля

    1. Необходимость методов финансового контроля

 

Необходимость финансового контроля вытекает из необходимости реализации контрольной функции финансов, поэтому, для осуществления эффективного финансового контроля, целесообразно применять методы проведения финансового контроля.1

    1. Цели и задачи методов финансового контроля

 

Целью методов финансового контроля, является обеспечение действенности  и эффективности финансового  контроля.

Поставленная цель определяет задачи методов финансового контроля:

    1. Обнаружение, устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта.
    2. Улучшение деятельности субъекта.
    3. Мобилизация проведения финансового контроля.
    4. Оптимальная реализация ресурсов контролирующих органов.
    5. Выявление нарушений финансовой дисциплины и ликвидация их последствий. 2

 

 

  1. Методы финансового контроля

2.1Ревизия, как основной метод финансового контроля

 

Ревизия (от лат. revision -пересмотр)3 - система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершенных операций. Является основным методом финансового контроля, обуславливаясь наиболее глубоким и полным обследованием финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, а так же учреждений.

Основными задачами ревизии являются:

    1. Выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, халатности.
    2. Установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц.
    3. Принятие мер по возмещению причинённого ущерба, как в процессе ревизии, так и после неё.
    4. Выявление неиспользованных резервов, повышение эффективности производства.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий  и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департамент финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейство, Центральный банк, аудиторские службы). Для проведения любого вида ревизии утверждается ее программа, в которой указываются цели, объект, основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, который является официальным финансовым документом, и на основе которого  создаются программы для устранения нарушений и ущерба, привлечения к ответственности и реорганизации  внутрипроизводственных резервов.

Выделяют следующие виды ревизии:

-полная - проверка всех вопросов финансово-хозяйственной деятельности субъекта.

-частичная - проверка отдельных вопросов организации

-тематическая - ревизия, проводимая в целях проверки состояния отдельных разделов (частей, участков экономической и социальной деятельности предприятий или организаций). Такая ревизия назначается для детального изучения соответствующих вопросов, разработок и конкретных мероприятий с целью выявления типичных нарушений и недостатков. Темой такой ревизии, например, может быть: «Ревизия обеспечения сохранности и эффективного использования материальных ресурсов», «Ревизия правильности образования и использования фондов специального назначения» и др.

-комплексная – ревизия, проводимая совместно с несколькими контролирующими органами, для контроля всех сторон деятельности субъекта, в том числе сохранность и использование факторов производства, соблюдение финансовой дисциплины, качества финансовой отчетности. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

-сплошная - проверка всех операций, всей первичной документации за весь ревизионный период на определенном участке деятельности. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоёмкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения или злоупотребления.

-выборочная - проверка документов за определённые промежутки времени внутри ревизионного периода.

-комбинированная - проверка отдельных участков сплошным методом, а других выборочным методом, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата операций. Одни участки деятельности предприятий проверяются выборочно, другие – сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами, все другие хозяйственные операции – выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах.

-документальные -  включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.

-фактическая - проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют:

    1. Ведомственные - ревизии производятся контрольно-ревизионным отделом вышестоящих органов (министерства, государственные комитеты и ведомства) в подчиняющихся им предприятиях, организациях, учреждениях.
    2. Вневедомственные - ревизии производятся контрольно-ревизионным отделом органов контроля, наделённых контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех направлений экономики, независимо от их ведомственной подчинённости.
    3. Внутрихозяйственные - ревизии, проводимые внутри организации. Они контролируют деятельность входящих в состав организации структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку ревизии  могут быть:

    1. Плановые - ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций – не реже одного раза в два года.
    2. Внеплановые - ревизии планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц,  виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.4

В отличие от других способов хозяйственного контроля – ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий ее сроки и границы, права и обязанности лиц, проводящих ревизию и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.5

В процессе ревизии фиксируются, только документально подтверждённые факты нарушений.

    1.  Другие методы финансового контроля

Существуют и другие методы финансового контроля, дадим им характеристику.

Проверка

Проверки производятся по отдельным  вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

 

Обследование

Обследование в отличие от проверки производится в отношении отдельных  сторон финансово-экономической деятельности и опирается на более широкий  круг показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут используются такие приемы, как опрос и анкетирование, осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и другие. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Надзор

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.

Например, осуществляется надзор со стороны  ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов России - за страховыми фирмами.

Наблюдение

Наблюдение (мониторинг) - общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Например, постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Методы финансового контроля