Механизм обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:47, доклад

Краткое описание

В последние десятилетия в России отмечались и отмечаются деструктивные и кризисные явления практически во всех сферах жизни и деятельности общества:
– сокращение объемов производства;
– рост доли сырьевых отраслей в структуре экспорта;
– наращивание импорта товаров народного потребления, продуктов питания;
– китаизация экономики;
– рост зависимости национальной экономики от экономик зарубежных стран, конъюнктуры мирового рынка товаров и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Механизм обеспечения экономической безопасности России.docx

— 17.74 Кб (Скачать файл)

Механизм обеспечения  экономической безопасности России

 

В последние десятилетия  в России отмечались и отмечаются деструктивные и кризисные явления практически во всех сферах жизни и деятельности общества:

– сокращение объемов производства;

– рост доли сырьевых отраслей в структуре экспорта;

– наращивание импорта  товаров народного потребления, продуктов питания;

– китаизация экономики;

– рост зависимости национальной экономики от экономик зарубежных стран, конъюнктуры мирового рынка товаров и услуг.

Все это сказывается на экономической безопасности России, которая нуждается в выработке  комплекса защитных мер, а также  механизма ее обеспечения. 

 

Экономическая безопасность ради защиты населения страны

Для повышения экономической  безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения. Он представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз и включает следующие элементы:

– объективный и всесторонний мониторинг состояния экономики  и общества в целях выявления, прогнозирования и предупреждения угроз экономической безопасности;

– выработку пороговых  значений социально-экономических  показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и конфликтам;

– деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики [1].

Главной целью механизма  обеспечения экономической безопасности, по нашему мнению, является создание комплекса  оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности России, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз.

Для этого необходимо выработать государственную стратегию обеспечения экономической безопасности. Она должна быть ориентирована на защиту населения страны, а также на сохранение и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала. 

 

Задачи  механизма обеспечения экономической безопасности России

Стратегическая цель механизма  обеспечения экономической безопасности России в современных условиях обеспечивает и весь спектр его задач и функций. К наиболее важным задачам механизма обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации, согласно разделяемой нами позиции М.А. Шевченко [2], относятся следующие:

– регулирование (правовое, таможенное, организационное, экономическое  и т.д.) развития внешней торговли и внешнеэкономических связей с учетом стратегических интересов России в условиях глобализации и интеграции в мировое экономическое пространство;

– совершенствование отраслевой структуры внешней торговли путем  развития экспортного потенциала и  проведения политики импортозамещения с последующим вытеснением с рынка продукции из развивающихся стран и борьбой с китаизацией экономики страны;

– поддержка отечественных  производителей высокотехнологичных  товаров, а также стимулирование их экспортной деятельности с целью вывода наиболее конкурентоспособной продукции на мировые рынки, а также последующего укрепления ее позиций;

– повышение эффективности  деятельности государственных и  региональных органов управления, оптимизация системы государственного регулирования ради предупреждения и преодоления внешних и внутренних угроз экономической безопасности России;

– проведение в рамках общепринятых и эффективных процедур политики разумного протекционизма в отношении  национальных производителей товаров и услуг, не являющихся монополистами на российском рынке;

– работа в направлении  обеспечения стабильности российского рубля, а также достижения наиболее благоприятных условий для обслуживания и погашения внешнего долга перед зарубежными странами;

– развитие информационно-коммуникационного сектора для обеспечения надежной и своевременной связи страны с внешними рынками, а также оптимальной и эффективной организации товарных и сервисных потоков на внутреннем рынке; – стимулирование роста научно-технического, производственного, образовательного, технико-технологического потенциала страны, а также повышение уровня и качества жизни населения страны. 

 

Защитная  и регулятивная функции механизма

Механизм обеспечения  экономической безопасности России выполняет ряд весьма важных функций, к которым многие авторы относят защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции. Рассмотрим их более подробно.

Защитная функция подразумевает  ограждение экономики страны от внутренних и внешних угроз и связана с наличием достаточного ресурсного потенциала. Для обеспечения работы защитной функции требуется наличие четырех обязательных условий, среди которых:

а) наличие и эффективное  использование социально-экономических  ресурсов страны;

б) рациональное использование  и охрана имеющихся природных  ресурсов;

в) совершенствование управленческих и кадровых ресурсов на федеральном и региональных уровнях;

г) защита национальной экономики  от внешнего воздействия, нейтрализация внешних вторжений и рисков.

Регулятивная функция  предполагает два варианта нейтрализации  угроз – регулирование «сверху вниз» и регулирование «снизу вверх».

Первый вариант основан  на формировании в России совершенного механизма государственного регулирования экономики и существующих рыночных отношений. Государственное регулирование экономики обычно либо усиливает рыночный механизм, либо ограничивает его возможности и направлено на упорядочение и трансформацию отношений рыночного саморегулирования.

Государственное регулирование  направлено не только на преодоление возникающих угроз, но и на приобретение дополнительных возможностей и выгод. Соответственно, наиболее важную цель государственного регулирования можно определить как оптимизацию уровня экономической безопасности, направленную на обеспечение:

– равновесия между сбережениями и инвестициями;

– макроэкономической стабильности;

– устойчивого экономического роста;

– условий функционирования хозяйствующих субъектов и их экономической безопасности.

Второй вариант предполагает использование внутрихозяйственных механизмов регулирования рынка, механизмов рыночного саморегулирования.

Наиболее важными элементами такого саморегулирования чаще всего  выступают условия внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, основные характеристики рынка – прежде всего конкуренция и уровень цен.

Наиболее оптимальное  соотношение цен и конкуренции  ведет к тому, что экономика  переходит в равновесное состояние. Однако механизм рыночного саморегулирования не всегда срабатывает, так как хозяйствующие субъекты в нашей стране отличаются слабостью и неспособностью к принятию решений на самом высоком уровне. А это порождает некую неопределенность на рынке, зависимость от государства и соответствующих его решений.  

 

Превентивная, инновационная и социальная функции механизма

Превентивная функция  механизма обеспечения экономической безопасности направления на предвидение и последующее предупреждение возникновения внутренних и внешних угроз, рисков, критических ситуаций в социально-экономических процессах. Реализация данной функции основана на выработке целого ряда мероприятий социально-экономического, технологического, организационного характера. Наиболее важными из них являются мероприятия, обеспечивающие защиту экономической системы страны, а также формирование информационной системы экономической безопасности.

Разработка превентивных мероприятий всецело основана на информационной составляющей обеспечения экономической безопасности. То есть для выработки эффективных мероприятий, качественного прогнозирования будущих рисков и угроз необходима качественная, достаточная, достоверная и своевременная информация. При помощи информационных ресурсов становится возможной выработка наиболее эффективных решений по предупреждению и преодолению возникающих угроз и рисков для экономической и социальной системы страны.

Инновационная функция механизма  обеспечения экономической безопасности основывается на выработке и последующем применении инновационных решений и мероприятий с целью преодоления возникающих и уже действующих угроз экономике России. Реализация этой функции непосредственно связана с действием так называемого компенсационного потенциала экономики, представленного в двух формах – форме государственного регулирования и в форме рыночного саморегулирования по аналогии с регулятивной функцией.

Цель этого компенсационного потенциала триедина: ликвидировать  угрозу – устранить последствия  – компенсировать потери.

Социальная функция направлена на решение следующих главных  целей:

– реализация прав и свобод граждан страны;

– достижение наиболее высокого уровня и качества жизни населения  путем взаимного партнерства хозяйствующих субъектов, общества и различных социальных групп и удовлетворения их разнообразных потребностей.

Есть круг факторов, несущих  мощный заряд угроз для экономической безопасности страны: безработица, дифференциация доходов, преступность, коррупция и др. Задача любого демократического государства заключается в том, чтобы задействовать и всячески развивать социально-экономический механизм смягчения указанных рисков и их неблагоприятных последствий [3].

Литература: 
1. Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. – 2008. – № 2. 
2. Шевченко М.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. – 2000. – № 2. 
3. Балдин К.В., Гапоненко Н.П., Орехов В.И. Антикризисное управление. – М.: Инфра-М, 2008.


Информация о работе Механизм обеспечения экономической безопасности России