Механизм финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма реализации финансовой политики в рыночных условиях.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и задачи финансовой политики государства;
- рассмотреть финансовую политику РК в рыночных условиях;
- рассмотреть финансовый механизм в экономических процессах;
- выявить проблемы и пути совершенствования финансовой политики РК.

Содержание

Введение
Глава 1. Финансовая политика
1.1 Содержание и цели финансовой политики
1.2 Виды финансовой политики
1.3 Функции финансовой политики
Глава 2. Механизм финансовой политики
2.1 Элементы финансового механизма
2.2 Методы финансового механизма
2.3 Современное состояние финансовой политики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Mekhanizm_finansovoy_politiki_Vasilyeva_M_A (2).docx

— 41.72 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Псковский  государственный университет»

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Дисциплина: Финансы и кредит

Тема: Механизм финансовой политики

 

 

Выполнила студентка

гр. 0073-03 Васильева  М.А.

 

Руководитель  Н.Г. Милька

 

«___»________________2012 г.

 

 

 

 

 

 

Псков

2013

Содержание 

Введение

Глава 1. Финансовая политика

1.1 Содержание  и цели финансовой политики

1.2 Виды финансовой  политики

1.3 Функции финансовой политики

Глава 2. Механизм финансовой политики

2.1 Элементы финансового механизма

2.2 Методы финансового механизма

2.3 Современное состояние финансовой политики

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность  темы заключается в том, что в  последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования  экономики переходного периода  посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса  не достигнуто.

Функционирование  финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют  два метода (подсистемы) финансового  воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом чем  выше уровень развития общества и  его народного хозяйства, тем  значительнее роль финансового регулирования1.

Финансовое  обеспечение реализуется посредством  установленной системы, которая  может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с  помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового  обеспечения, как правило, применяются  одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций  — важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные  параметры и разнообразные способы  их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения  в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед  Республикой Казахстан. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое  регулирование как метод финансового  воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в  обществе в целом, в отраслях народного  хозяйства, на предприятиях различных  форм собственности. Поскольку финансы  выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов  регулирования различных сторон развития общества заключается в  том, что они по сути являются конкретными  формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и  налоговом методах.

Предмет курсовой работы – финансовый механизм.

Объект  курсовой работы – финансы.

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма  реализации финансовой политики в рыночных условиях.

Исходя  из поставленной цели, вытекают следующие  задачи:

- раскрыть  цели и задачи финансовой политики  государства;

- рассмотреть  финансовую политику РК в рыночных  условиях;

- рассмотреть  финансовый механизм в экономических  процессах;

- выявить  проблемы и пути совершенствования  финансовой политики РК.

 

Глава 1. Финансовая политика

 

1.1 Содержание  и цели финансовой политики

Вся система  управления финансами базируется на финансовой политике государства. В  разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях (в соответствии со ст.170 Бюджетного кодекса Российской Федерации) Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике.

Финансовая  политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

Финансовая  политика – это совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством его функций2.

Финансовая  политика – сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач или это совокупность по использованию государством финансов3.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской  деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий  в пользу государства и долю участия  населения в формировании финансовых ресурсов. Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности  использования финансовых ресурсов путём их распределения между  сферами общественного производства, а также их концентрация на главных  направлениях экономического и социального  развития общества.

Главной целью финансовой политики на макроуровне  является – улучшение благосостояния народа страны, а на микроуровне  это улучшение благосостояния собственника.

Основа  финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают  решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики  и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

За рубежом  финансовая политика – деятельность органов государственной власти в области государственных доходов  и расходов, однако экономическое  содержание финансовой политики заключается  в единстве 3-х составных частей:

1) Разработка  научно-обоснованной концепции развития  финансовых отношений, которая  должна основываться на требованиях  экономических законов, состояния  экономики и целевых установок  развития общества.

2) Определять  основные направления использования  финансов на перспективу, долгосрочную, среднесрочную и краткосрочный  период, исходя из поставленных  основных целей.

3) Разработка  необходимого комплекса мероприятий  и мер, направленных на достижение  поставленных целей4.

Финансовая  политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

• управление финансами с учетом специфики  звеньев системы финансов;

• общность функций всех финансовых учреждений;

• общее  руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов  управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

• зависимость  от конечной цели;

• макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

• соответствие интересам всех членов общества;

• использование  экономических законов;

• учет внутренних и внешних экономических  условий на основе реальных возможностей.

 

 

1.2 Виды  финансовой политики

Финансовая  политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетную, бюджетно-налоговую, таможенную политику. Являясь средством осуществления  экономической и социальной политики государства, она активно влияет на них. Бюджетная политика государства  определяется конституционным строем и принятым законодательством в  области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика несводима  лишь к бюджетному процессу как таковому, поскольку государство, помимо осуществления  им фискально-бюджетной политики, само активно участвует в воспроизводственном  процессе. Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего  продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между ветвями  власти, в определении структуры  расходной части бюджета5.

Если  говорить о финансовой политике как  о явлении, то её успехи во многом определяют мощь государства и его способность  обеспечивать выполнение своих важнейших  функций, реализацию национальных интересов  страны, поддерживать баланс между  внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом  экономическом и политическом пространстве.

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики: политика экономического роста, политика стабилизации, политика ограничения  деловой активности.

Под политикой  экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объёмов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: рост государственных расходов, снижение налогового бремени.

Если  же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных  расходов, пытаясь удержать объём  выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

В свою очередь  политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального  объёма ВНП по сравнению с его  потенциальным уровнем и применяется  правительством в период подъёма  или бума с целью избежать кризиса  перепроизводства и инфляции, возникающей  вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает: уменьшение правительственных  расходов; увеличение налогов.

В зависимости  от характера поставленных задач  финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает  решение крупномасштабных задач  в рамках определенных экономических  стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач  определенного этапа развития государства  и связана с изменением форм и  методов организации финансовых отношений исходя из его текущих  потребностей.

Финансовая  стратегия и тактика тесно  связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать  финансовое оздоровление экономики  и динамичный рост валового внутреннего  продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса рубля, т.е. финансовую тактику.

 

1.3 Функции  финансовой политики

1. Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

2. Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса6.

Информация о работе Механизм финансовой политики