Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:47, реферат
Актуальность темы исследования. В России существует ряд социально-экономических проблем, которые негативно сказываются на финансовой устойчивости национальной экономики: низкий уровень благосостояния населения, безработица, высокая дифференциация доходов общества. Преодолению безработицы и низкого благосостояния населения способствует экономическое развитие малых форм хозяйствования (далее – МФХ). К 2006 г., по данным Росстата, их насчитывалось в России более 20 млн., в том числе: 1032,8 тыс. малых предприятий, 3 млн. индивидуальных предпринимателей, 255,4 тыс. крестьянских хозяйств, а также 16 млн. семей, ведущих личное подсобное хозяйство.
Микрофинансирование
Актуальность темы исследования. В России существует ряд социально-экономических проблем, которые негативно сказываются на финансовой устойчивости национальной экономики: низкий уровень благосостояния населения, безработица, высокая дифференциация доходов общества. Преодолению безработицы и низкого благосостояния населения способствует экономическое развитие малых форм хозяйствования (далее – МФХ). К 2006 г., по данным Росстата, их насчитывалось в России более 20 млн., в том числе: 1032,8 тыс. малых предприятий, 3 млн. индивидуальных предпринимателей, 255,4 тыс. крестьянских хозяйств, а также 16 млн. семей, ведущих личное подсобное хозяйство.
Развитие малого бизнеса и крестьянских хозяйств в значительной степени зависит от обеспеченности краткосрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами. По результатам исследования рейтингового агентства «Эксперт» потребность малого бизнеса в финансовых ресурсах в 2005 г. оценивалась участниками рынка финансовых услуг в 25-30 млрд. долларов, а годовой прирост объемов кредитования малого бизнеса – на уровне 30-50%. Поэтому важную роль приобретает микрофинансирование как специфическая форма обеспечения краткосрочными финансовыми ресурсами. В частности, 2005 год был объявлен Генеральной ассамблеей ООН Международным годом микрокредитования. Несмотря на динамичное развитие микрофинансирования, потребность малого бизнеса во внешнем финансировании, по данным «Эксперта», удовлетворена лишь на 15-20%.
Микрофинансовые организации выбраны Правительством РФ в качестве инструмента реализации программы социально-экономического развития государства на 2005-2008 г.г. по направлениям: 1) развитие малого предпринимательства, 2) развитие агропромышленного комплекса и рыболовства, 3) развитие банковского сектора.
Таким образом, развитие в России сектора микрофинансирования с целью повышения уровня благосостояния населения и совершенствования рынка финансовых услуг требует разрешения практических вопросов, связанных с организацией механизмов финансового взаимодействия государственного и частного секторов экономики, улучшением правовой базы и государственного финансового надзора.
Степень научной разработанности проблемы. С развитием в Российской Федерации рыночных отношений активизировались исследования, посвященные развитию микрофинансирования в переходной экономике.
Поскольку микрофинансирование осуществляют организации различных организационно-правовых форм, относящиеся как к государственному (public), так и частному (private) секторам экономики, а также функционирующие в неформальной (informal) экономике, то научному исследованию подвергались в основном прикладные аспекты развития микрофинансовых организаций. Вследствие чего исследованы отдельные теоретические аспекты микрофинансирования.
Основной целью дипломной работы является обоснование теоретических и методических аспектов механизма деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан как института микрофинансирования.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Общетеоретической базой исследования являются классические и современные подходы к определению и оценке деятельности кредитных кооперативов, изложенные в трудах зарубежных и отечественных учёных-экономистов в области теории и практики банковского дела, кредитной кооперации, кредитной системы страны
Объектом исследования выступает КПКГ « Первый Томский».
Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с механизмом функционирования кредитных кооперативов.
Теоретическую основу исследования составили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.
Нормативно-правовая база исследования. При изучении правовых аспектов использованы следующие нормативные и правовые акты: Конституция и федеральные законы РФ; акты Президента и Правительства РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Центрального Банка РФ; законодательство субъектов РФ и муниципальных образований, а также законопроекты.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Центрального Банка РФ, а также резолюции форумов микрофинансовых организаций и конференций малого предпринимательства, отчетность финансовых организаций РФ и Интернет-ресурсы.
Микрофинансирование – это вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства и является эффективным инструментом в достижении более свободного доступа малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, позволяет многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес.
Цель микрофинансирования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накоплении капитала.
Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющего беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории, а также способствует решению как минимум трех задач:
увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;
рост налоговых поступлений;
наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов МП через банковский сектор.
Микрофинансовые институты оказывают услуги предпринимателям, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым всю финансовую систему. Условия, выставляемые коммерческими банками, нередко оказываются непосильными для предпринимателей (особенно это касается обеспечения кредита). Учреждения микрофинансирования осуществляют с некоторой выгодой и низкой степенью риска небольшие по размеру финансовые операции, которые не являются привлекательными для коммерческих банков.
Существует общее понятие, которое определяет микрофинансирование как деятельность по предоставлению займов субъектам малого предпринимательства, в том числе и индивидуальным предпринимателям, которые не имеют доступа к банковским услугам, не имеют достаточного залогового обеспечения и соответствующей кредитной истории. Вместе с тем в понятие "микрофинансирование", помимо деятельности по предоставлению микрокредитов, необходимо включать более широкий перечень предоставляемых услуг, таких как сбережения, рассчетно-кассовое обслуживание, страхование, денежные переводы.
В своем послании по поводу открытия 2005 Международного года Микрокредитования Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, в частности, отметил, что построение финансовых систем для начинающего бизнеса и малообеспеченных слоев населения является одним из приоритетов мирового сообщества.1
Микрофинансирование стимулирует население к открытию собственного дела, что не только снижает социальные обязательства бюджета, но и увеличивает налоговые поступления от частного бизнеса и субъектов финансового рынка.
Еще одним системным эффектом микрофинансирования является снижение уровня теневого и ростовщического капитала в секторе малого бизнеса, содействие повышению прозрачности и формированию кредитной истории у субъектов предпринимательства, что по мере роста размеров бизнеса упрощает привлечение финансирования на фондовом рынке и долгосрочных кредитов в банках.
Развитие институтов и программ микрофинансирования имеет важное значение для формирования среднего класса, создания условий для развития начинающих предпринимателей и дальнейшего роста уже существующих микропредприятий. По оценкам, число субъектов микробизнеса в России составляет более 4,5 млн., т.е. около 80% от всех субъектов малого предпринимательства, а испытываемая ими суммарная потребность в финансировании - от 5 до 7 млрд. долл.2
Однако, несмотря на высокую динамику роста микрофинансового сектора в России, он находится на раннем этапе своего развития. Существующих масштабов деятельности микрофинансовых институтов недостаточно для институционального развития микробизнеса. По уровню развития микрофинансового рынка Россия в разы уступает странам Центральной и Восточной Европы, практически одновременно с Россией начавшим переход к рыночной экономике. Так, в одной только Польше действует более 5000 кредитных союзов, объединяющих около 10% всего населения. В Румынии, Сербии, Албании быстро развивается сектор некоммерческих микрофинансовых институтов, основной задачей которых является создание благоприятных условий для начала ведения бизнеса безработным населением.
Организации, осуществляющие микрофинансирование в России, в зависимости от вида учредителя как субъекта права собственности, классифицированы на следующие группы:
Абстрагируясь от иностранного контроля, автором разработана классификация сектора микрофинансирования в России по трем критериям: 1) учредитель (субъекты государственного или частного сектора экономики), 2) цель деятельности (коммерческая или некоммерческая), а также 3) степень легализации (формальный или теневой сектор экономики).
Рисунок 1.1- Классификация сектора микрофинансирования в России: внутри ромба – формальный сектор, вне ромба – теневой сектор экономики3
Сектор микрофинансирования поделен на два обособленных подсектора экономики: государственный и частный. Каждый подсектор в зависимости от цели деятельности подразделен на два сегмента: коммерческие и некоммерческие организации. Финансовая деятельность государственного сектора практически полностью формализована, за исключением незаконных действий коррупционеров. Для частного сектора характерно нахождение, как в формальной, так и в теневой экономике. Данная классификация позволила вывить следующие специфические функции подсекторов микрофинансирования:
В целях повышения финансовой прозрачности сектора микрофинансирования, предотвращения финансовых злоупотреблений со стороны служащих и владельцев организаций изучаемого сектора, автор предлагает распространить на эти организации действие Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» №11/2000, а также включить микрофинансовые организации в состав «организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ.
Осуществление микрофинансирования организациями формального сектора экономики отличается применением технологии кредитования, основанной на близких неформальных взаимоотношениях с МФХ. Близкие отношения являются результатом эффективного взаимодействия и представляют собой важнейший ресурс на ряду с финансовым и информационным. Поэтому к существенным признакам микрофинансовой организации автор относит:1) социализацию финансовых отношений, 2) специальных служащих, обеспечивающих близкую неформальную связь заемщика с финансовой организацией; 3) небольшой размер и несложную структуру управления в финансовой организации, обеспечивающие быстрое принятие кредитного решения; 4) территориальную близость заемщика и кредитора.
В отличие от банков, финансовые инструменты микрофинансовых организаций не обращаются (non-negotiable) на финансовом рынке. Данный атрибут обусловлен несколькими факторами. Во-первых, персонификация отношений между участниками микрофинансирования внутри «социальной сети» препятствует переуступке финансового обязательства третьим лицам. Во-вторых, правовое ограничение численности и состава участников микрофинансирования противоположно принципам открытости и неограниченности инвесторов на рынке ценных бумаг. Третьим фактором является правовое ограничение финансовых операций по приобретению и выпуску ценных бумаг.4
По нашему мнению, реализация государственных задач осуществима посредством создания механизмов продвижения и трансформации бюджетных средств в привлекательные для МФХ услуги микрофинансирования. Поэтому автором исследованы наиболее существенные финансовые рычаги непосредственного и опосредованного финансового воздействия государства на сектор микрофинансирования: обязательные резервы, налоги и субсидии.