Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновская Государственная
сельскохозяйственная академия им. П.А.Столыпина»
Кафедра «Финансы и кредит»
Реферат
По дисциплине «История финансов»
На тему: «Министерство финансов
Российской Федерации»
Выполнила: студентка 2 курса
заочного отделения ССО
факультет: Экономический
профиль: Финансы и кредит
шифр 13138
Решетина Наталья Евгеньевна
Ульяновск, 2014 год.
Содержание
Введение
Глава 1. Министерство финансов
Российской Федерации - его сущность и
значение
1.1 Приоритетные задачи и
функции Министерства
1.2 Финансовый мониторинг
и оперативный контроль
Глава 2. Характерные черты функционирования
Министерства
2.1 Структура Министерства
финансов РФ
2.2 Руководство, структурные
подразделения и федеральные
службы Министерства финансов
РФ
2.3 История развития
2.4 Права и полномочия,
наделённые Министерству
Заключение
Список использованных источников
Введение
Управление финансами в Российской
Федерации прежде всего осуществляют
высшие законодательные органы власти.
Это Федеральное Собрание и его две палаты
-- Государственная Дума и Совет Федерации.
Такое управление имеет место при рассмотрении
и утверждении федерального бюджета России
и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает
также законы о налогах, сборах и обязательных
платежах. Кроме того, оно устанавливает
предельный размер государственного внутреннего
и внешнего долга. Важнейшим органом, осуществляющим
управление финансами РФ, является Министерство
финансов РФ и его органы на местах. Министерство
финансов России обеспечивает проведение
единой финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики в РФ.
Министерство финансов Российской
Федерации (Минфин России) является федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в Российской
Федерации и координирующих деятельность
в этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти.
Министерство финансов Российской
Федерации для осуществления своих полномочий
может создавать в установленном порядке
свои территориальные органы.
Министерство финансов РФ осуществляет
свою деятельность во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными
организациями.
Минфин РФ в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента РФ, постановлениями
и распоряжениями Правительства.
Глава 1. Министерство
финансов Российской федерации - его сущность
и значение
1.1 Приоритетные
задачи и функции Министерства
Основными задачами Министерства
финансов РФ являются:
Совершенствование бюджетной
системы РФ, развитие бюджетного федерализма.
Разработка и реализация единой
финансовой, бюджетной, налоговой, валютной
политики РФ.
Концентрация финансовых ресурсов
на приоритетных направлениях социального
экономического развития РФ.
Разработка проектов федерального
бюджета и обеспечение исполнение в установленном
порядке федерального бюджета; составление
отчета об исполнение федерального бюджета
и консолидированного бюджета РФ.
Разработка программ государственного
заимствования и их реализация в установленном
порядке от имени РФ. Управление государственным
внутренним и внешним долгом РФ.
Разработка и реализация единой
политики в сфере развития финансовых
рынков РФ.
Участие в разработке и проведении
единой политики в сфере формирования
и использования государственных ресурсов
драгоценных металлов и камней.
Разработка единой методологии
составления бюджетов всех уровней и отчетов
об их исполнении
Осуществления в пределах своих
компетенций государственного финансового
контроля.
Обеспечение методологического
руководства бухгалтерским учетом и отчетностью
(кроме в ЦБ РФ и кредитных организаций).
11. Пресечение расточительства
и финансовых злоупотреблений
законодательными методами посредством
нейтрализации лазеек в действующем
законодательстве.
Министерство финансов РФ в
соответствии с возложенными на него задачами
выполняет следующие основные функции:
- подготавливает предложения
и реализует меры по совершенствованию
бюджетной системы РФ, развитию бюджетного
федерализма и механизма межбюджетных
отношений с субъектами РФ;
- участвует в разработке прогнозов
социально-экономического развития РФ
на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную
перспективу;
- участвует в разработке и осуществлении
мер по финансовому оздоровлению и структурной
перестройке экономики, поддержке и защите
интересов отечественных производителей
товаров, исполнителей работ и услуг;
- участвует в подготовке предложений
по основным направлениям кредитной, денежной
политики РФ, улучшению состояния расчетов
и платежей в экономике;
- разрабатывает меры, направленные
на формирование и реализацию активной
инвестиционной политики, участвует в
разработке и финансировании федеральных
инвестиционных программ и бюджета развития
РФ;
- разрабатывает проекты федерального
бюджета и прогноза консолидированного
бюджета РФ;
- исполняет федеральный бюджет,
составляет отчет об исполнении федерального
бюджета и консолидированного бюджета
РФ;
- осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.
Функции Министерства финансов
РФ соответствуют его положению как федерального
органа по управлению финансами страны.
Они относятся к следующим областям:
- государственные финансы
в целом -- участие в комплексном анализе
экономики страны и в работе по составлению
долгосрочных и краткосрочных прогнозов
их развития, определение потребностей
государственных финансовых централизованных
ресурсов, подготовка предложений о распределении
этих ресурсов между федеральным бюджетом
и государственными федеральными внебюджетными
фондами;
- государственный бюджет
-- организация работы по составлению и
обеспечению исполнения федерального
бюджета, разработка предложений по нормативам
отчислений от федеральных налогов, размерам
дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты
субъектов РФ, прогнозирование и составление
консолидированного бюджета РФ;
- внебюджетные государственные
федеральные фонды -- подготовка предложений
о создании и использовании целевых внебюджетных
фондов, обеспечение финансового исполнения
государственных федеральных внебюджетных
фондов;
- страхование -- участие в работе
по развитию и совершенствованию страховой
деятельности в стране;
- денежное обращение -- разработка
и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных
пропорций и сбалансированности денежных
доходов и расходов населения, укреплению
денежного обращения и покупательной
способности рубля, подготовка предложений
по улучшению состояния расчетов в народном
хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной
политики РФ, обеспечение изготовления
Гознаком денежных билетов и металлических
монет;
- государственный кредит
-- выпуск государственных внутренних
займов РФ, согласование общего объема
и условий выпуска долговых обязательств
субъектов РФ, заключение соглашений с
Центральным банком РФ о предоставлении
кредита на покрытие дефицита федерального
бюджета и другие цели;
- финансовый рынок -- разработка
предложений по формированию финансового
рынка, регулирование рынка ценных бумаг,
регистрация выпуска ценных бумаг;
- валютно-финансовые отношения
-- подготовка предложений по совершенствованию
валютно-финансовых и кредитных
отношений с иностранными государствами
и увеличению валютных ресурсов
страны, участие в разработке
финансовых условий договоров
и соглашений с иностранными
государствами, валютно-кредитной политики,
предложений по использованию
валютных средств, прогноза платежного
баланса, формирование таможенной
политики, организация работы по
привлечению в экономику страны
иностранных кредитных ресурсов,
обслуживание государственного
внешнего долга, участие в регулировании
отпуска драгоценных металлов и камней;
- финансовый контроль -- контроль
за исполнением федерального бюджета
и использованием средств государственных
федеральных внебюджетных фондов, за использованием
валютных средств, инвестиций, а также
проведение аттестации по аудиту предприятий,
объединений, организаций и учреждений,
граждан, осуществляющих самостоятельную
предпринимательскую деятельность, лицензирование
аудита;
- организация учета и
отчетности -- анализ сводной бухгалтерской
отчетности федеральных органов
исполнительной власти, руководство
бухгалтерским учетом и отчетностью
предприятий, организаций и учреждений,
независимо от их организационно-правовых
форм и подчиненности, установление
порядка ведения бухгалтерского
учета и составления отчетности
об исполнении федерального бюджета,
смет расходов бюджетных учреждений
и организаций, установление форм
учета и отчетности по кассовому
исполнению федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ.
1.2 Финансовый
мониторинг и оперативный контроль
Государственный финансовый
контроль осуществляется федеральными
органами законодательной власти, федеральными
органами исполнительной власти, в том
числе специально созданными. Законодательство
предусматривает проведение не реже одного
раза в год соответствующими контрольными
и финансовыми органами комплексных ревизий
и тематических проверок поступления
и расходования бюджетных средств в федеральных
органах исполнительной власти, а также
на предприятиях и в организациях, использующих
средства федерального бюджета.
Финансовый контроль осуществляется
в различных видах и формах, с применением
различных методов его осуществления.
На виды финансовый контроль
делится в зависимости от правовой природы
субъектов, осуществляющих контрольную
деятельность:
- государственный;
- внутрихозяйственный;
- финансово-кредитных органов
(банковский контроль);
- общественный;
- независимый (аудиторский).
На формы (способы конкретного
выражения и организации контрольный
действий) финансовый контроль делится
в зависимости от времени совершения контроля:
- предварительный;
- текущий (оперативный);
- последующий.
Существуют несколько методов
осуществления финансового контроля:
- наблюдение;
- проверка;
- обследование;
- анализ;
- ревизия.
Предварительный финансовый
контроль производится до выполнения
какого-либо финансового мероприятия,
например, проверка правильности и законности
документов, служащих основанием для получения
или расходования денежных средств. Эта
форма контроля осуществляется вышестоящими
органами хозяйственного управления и
учреждениями финансово-кредитной системы
при рассмотрении финансовых (кредитных,
кассовых) планов, смет и перечислении
бюджетных средств.