Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 11:04, реферат
В последние годы произошли коренные изменения в социальной, политической и экономической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие социальные институты общества, в том числе и такие, как институт финансового контроля.
Введение ....2
История Министерства финансов………………………………………………….……….2
II. Структура Министерства финансов РФ .…4
III. Основные задачи, функции и права Минфина .…9
IV. Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля…….13
Заключение………………………………………………………………..………..18
Список используемой литературы……………………………………………..19
II. Структура Министерства финансов РФ .…4
III. Основные задачи, функции и права Минфина .…9
IV. Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля…….13
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
В последние годы произошли коренные изменения в социальной, политической и экономической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие социальные институты общества, в том числе и такие, как институт финансового контроля.
Анализ сложившийся ситуации на сегодняшний день и рассмотрение действующих законодательных и нормативных актов в России позволяет сделать вывод об особенной актуальности темы представленной в контрольной работе.
При написании контрольной работы я ставила перед собой задачу всесторонне ознакомиться с полномочиями Министерства финансов в области осуществлении финансового контроля.
При написании контрольной работы были использованы источники и литература авторов и ученых в области финансового права, таких как: Грачева Е.Ю., Химичева Н.И., Горбунова О.Н., Карасева М.В., Бабич А.М., Павлова Л.Н., а также были использованы и другие источники в качестве основы и сравнения.
Из нормативно-правовых актов были использованы: Бюджетных кодекс, Положение о Министерстве финансов в Российской Федерации и другие.
Отрицательной стороной некоторых источников является сухость изложения темы и однообразие.
Положительной же
стороной является использование большого
количества примеров, сравнений, выводов
относительно закрепления данного
института в нашей стране, а
также доступность стиля
I. История Министерства финансов
История Министерства финансов начинается с 1802, когда Манифестом Императора Александра 1 «Об утверждении Министерств» был образован ряд министерств, в т.ч. и Министерство финансов. В Манифесте особо подчеркивалось, что изменение системы управления явилось развитием идей Петра Великого и направлено на соблюдение и утверждение необходимого порядка и умножение богатства. Завершилось формирование Министерства в 1811, когда управление всеми финансами страны было разделено между тремя ведомствами: Министерством финансов, в ведении которого находились все источники доходов. Государственным казначейством, ведавшим расходами, и Государственным контролером, которому поручалась ревизия всех счетов.
В начальный период становления
Министерства на него помимо сбора
налогов были возложены и другие
функции, обусловленные структурой
Министерства, состоявшего из 4 департаментов,
канцелярии и государственных кредитных
учреждений. Департамент государственных
имуществ ведал всем казенным имуществом,
землями, лесами, винокуренными заводами,
казенными крестьянами (кроме заводских
и фабричных). На департамент горных
и соляных дел возлагалось
управление монетным делом, частными и
казенными горными за водами, добычей
соли и минералов. Департамент внешней
торговли ведал внешними отношениями
и таможенными делами, Департамент
податей и сборов ведал поступлениями
всех видов податей и сборов. Канцелярия
обеспечивала взаимосвязь Министерства
с департаментами, другими ведомствами,
вела дела по внутренним и внешним
займам, рассматривала финансовые
проекты и предложения, для чего
при ней был создан Ученый комитет
с библиотекой. В 1821 в состав Министерства
в виде особого департамента было
включено Государственное казначейство.
Во 2-й пол. XIX в. и начале XX в. в
структуре Министерства финансов и
соответственно в выполняемых им
функциях происходили качественные
изменения, существенно усилившие
его роль в экономической и
политической жизни страны. Полномочия,
имевшиеся у Министерства финансов
в начале XX в., отражает его структура,
сложившаяся к 1917. Во главе Министерства
стоял министр, являвшийся одновременно
главнокомандующим отдельным
Второй Всероссийский съезд Советов 26 октября (8 ноябре) 1917 в составе наркоматов Советского правительства учредил Народный комиссариат финансов (Наркомфин) РСФСР. В связи с образованием в декабре 1922 СССР в 1923 был создан Наркомфин СССР. По Положению о Наркомфине СССР, принятому в ноябре 1923, наркомат возглавлялся наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений (в т.ч. управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово - контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.). В марте 1946 в связи с реорганизацией Совнаркома СССР в Совет Министров СССР Каркомфин СССР преобразован в Минфин СССР. Министерство финансов СССР являлось союзно-республиканским министерством, в состав которого входи ли министерства финансов союзных республик, в т.ч. Министерство финансов РСФСР, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы и управления исполкомов Советов народных депутатов.
В связи с распадом Советского
Союза Министерство финансов СССР было
ликвидировано, и в 1992 на базе Минфина
РСФСР было образовано Министерство
экономики и финансов, преобразованное
в 1993 в два самостоятельных
В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
Среди этих органов выделяется Министерство
финансов РФ комплексным характером
своих функций, направленных на разные
стороны финансовой деятельности государства.
Этот государственный орган
Осуществляя свои функции, Минфин России
взаимодействует с другими
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.1
В Министерстве финансов
РФ образуется коллегия в
Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:
Департамент социальной сферы и науки.3
Таблица 1.
Структура Министерства финансов РФ
Департаменты |
Отделы |
Административный департамент |
Кадров, МТО, внедрения и
эксплуатации задач, обеспечения безопасности
информационных технологий, добычи и
переработки драгоценных |
Департамент управления делами и контроля |
По обеспечению деятельности министра и заместителей министра, по контролю, отдел делопроизводства и архива, по связям с общественностью и СМИ |
Департамент бюджетной политики |
Бюджетного законодательства, планирования, межгосударственных финансов, организации и исполнения федерального бюджета, методологии бюджетного учета, отчетности и бюджетной классификации |
Департамент бюджетной политики в отраслях экономики |
Бюджетной политики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи, в сфере землепользования, недропользования и экологии, в области гражданской промышленности и энергетики, в области сельского хозяйства и рыболовства, в области жилищных субсидий |
Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы |
Бюджетной политики в сфере
образования, в сфере здравоохранения
и физической культуры, в сфере
научной и научно-технической
деятельности, в сфере социального
обеспечения и программ государственной
занятости населения, обязательного
социального страхования и |
Департамент бюджетной политики
в сфере государственной |
Сводного анализа, бюджетной
политики в сфере национальной обороны,
в сфере безопасности государства
и правоохранительной деятельности,
в сфере юстиции, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
в сфере военно-технического сотрудничества,
в сфере государственного оборонного
заказа, мобилизационной подготовки
экономики и материального |
Департамент межбюджетных отношений |
Сводный, организации бюджетного процесса в субъектах РФ, мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ, муниципальных образований, реформы ЖКХ, методологии межбюджетных отношений |
Департамент международных
финансовых отношений, государственного
долга и государственных |
Международного сотрудничества,
взаимоотношений с |
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики |
Координации и контроля деятельности
Федеральной налоговой службы, налогообложения
прибыли (дохода) организаций, налогообложения
доходов граждан и единого
социального налога, имущественных
и прочих налогов, налогов и доходов
от использования природных |
Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности |
Регулирования финансово-бюджетного
надзора и финансового |
Департамент финансовой политики |
Пенсионной реформы, финансовых рынков и имущественных отношений, регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической продукции, регулирования страховой деятельности, организации компенсационных выплат, банковской деятельности, денежно-кредитной политики |
Правовой департамент |
Правового обеспечения государственной
долговой политики, оборонного комплекса
и правоохранительных органов, финансового
рынка и межбюджетных отношений,
бюджетной политики, деятельности подведомственных
организаций и систематизации нормативных
актов, правового обеспечения |
Департамент долгосрочного финансового планирования |
Анализа и прогнозирования |
III. Основные задачи, функции и права Минфина
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям: