Минфин России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 11:04, реферат

Краткое описание

В последние годы произошли коренные изменения в социальной, политической и экономической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие социальные институты общества, в том числе и такие, как институт финансового контроля.

Содержание

Введение ....2
История Министерства финансов………………………………………………….……….2
II. Структура Министерства финансов РФ .…4
III. Основные задачи, функции и права Минфина .…9
IV. Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля…….13
Заключение………………………………………………………………..………..18
Список используемой литературы……………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ....2
  1. История Министерства финансов………………………………………………….……….2

II. Структура Министерства  финансов РФ .…4

III. Основные задачи, функции и права Минфина .…9

IV. Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля…….13

Заключение………………………………………………………………..………..18

Список используемой литературы……………………………………………..19 

Введение

 

В последние годы произошли коренные изменения в  социальной, политической и экономической  жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие социальные институты общества, в том числе  и такие, как институт финансового  контроля.

Анализ сложившийся  ситуации на сегодняшний день и рассмотрение действующих законодательных и  нормативных актов в России позволяет  сделать вывод об особенной актуальности темы представленной в контрольной  работе.

При написании  контрольной работы я ставила  перед собой задачу всесторонне  ознакомиться с полномочиями Министерства финансов в области осуществлении  финансового контроля.

При написании  контрольной работы были использованы источники и литература авторов  и ученых в области финансового  права, таких как: Грачева Е.Ю., Химичева Н.И., Горбунова О.Н., Карасева М.В., Бабич  А.М., Павлова Л.Н., а также были использованы и другие источники  в качестве основы и сравнения.

Из нормативно-правовых актов были использованы: Бюджетных  кодекс, Положение о Министерстве финансов в Российской Федерации  и другие.

Отрицательной стороной некоторых источников является сухость  изложения темы и однообразие.

Положительной же стороной является использование большого количества примеров, сравнений, выводов  относительно закрепления данного  института в нашей стране, а  также доступность стиля изложения.

I. История Министерства финансов

     История Министерства финансов начинается с 1802, когда Манифестом Императора Александра 1 «Об утверждении Министерств» был образован ряд министерств, в т.ч. и Министерство финансов. В Манифесте особо подчеркивалось, что изменение системы управления явилось развитием идей Петра Великого и направлено на соблюдение и утверждение необходимого порядка и умножение богатства. Завершилось формирование Министерства в 1811, когда управление всеми финансами страны было разделено между тремя ведомствами: Министерством финансов, в ведении которого находились все источники доходов. Государственным казначейством, ведавшим расходами, и Государственным контролером, которому поручалась ревизия всех счетов.

В начальный  период становления  Министерства на него помимо сбора  налогов были возложены и другие  функции, обусловленные  структурой Министерства, состоявшего из 4 департаментов, канцелярии и государственных кредитных  учреждений. Департамент государственных  имуществ ведал всем казенным имуществом, землями, лесами, винокуренными заводами, казенными крестьянами (кроме заводских  и фабричных). На департамент горных и соляных дел возлагалось  управление монетным делом, частными и  казенными горными за водами, добычей  соли и минералов. Департамент внешней  торговли ведал внешними отношениями  и таможенными делами, Департамент  податей и сборов ведал поступлениями  всех видов податей и сборов. Канцелярия обеспечивала взаимосвязь Министерства с департаментами, другими  ведомствами, вела дела по внутренним и внешним  займам, рассматривала финансовые  проекты и предложения, для чего при ней был создан Ученый комитет  с библиотекой. В 1821 в состав Министерства в виде особого департамента было включено Государственное казначейство. Во 2-й пол. XIX в. и начале  XX в. в  структуре Министерства финансов и  соответственно в выполняемых им функциях происходили качественные  изменения, существенно усилившие  его роль в экономической  и  политической  жизни страны. Полномочия, имевшиеся у Министерства финансов в начале  XX в., отражает его структура, сложившаяся к 1917. Во главе Министерства стоял министр, являвшийся одновременно главнокомандующим отдельным корпусом пограничной стражи, которому подчинялись: два товарища (заместителя) министра; совет министра; совет по тарифным делам; тарифный комитет; департамент  железнодорожных дел; совет по делам  казенной прода-жи «питей» и главное  управление неокладных сборов; совет  по делам страхования доходов  и капиталов; департамент окладных сборов и департамент таможенных сборов; управление отдельного корпуса  пограничной стражи, включая морскую, военно-судебную, санитарную и ветеринарную службы; департамент Государственного казначейства; общая канцелярия министра; особая канцелярия по кредитной части, ведав -шая вопросами внутреннего и внешнего государственного  долга и монетными делами; юрисконсульт с помощниками, а также государственные банки.

Второй Всероссийский  съезд Советов 26 октября (8 ноябре) 1917 в составе наркоматов Советского правительства учредил Народный комиссариат финансов (Наркомфин) РСФСР. В связи с образованием в декабре  1922 СССР в 1923 был создан Наркомфин  СССР. По Положению о Наркомфине СССР, принятому в ноябре 1923, наркомат возглавлялся наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных  структурных  подразделений (в т.ч. управления: общее, бюджетное, валютное, государственных  налогов, государственных доходов, финансово - контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное  управление государственными трудовыми  сберегательными кассами; Главное  управление государственного страхования; Госбанк и др.). В марте 1946 в  связи с реорганизацией Совнаркома СССР в Совет Министров СССР Каркомфин  СССР преобразован в Минфин СССР. Министерство финансов СССР являлось союзно-республиканским  министерством, в состав которого входи  ли министерства финансов союзных республик, в т.ч. Министерство финансов РСФСР, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы и управления исполкомов Советов народных депутатов.

В связи с распадом Советского Союза Министерство финансов СССР было ликвидировано, и в 1992 на базе Минфина  РСФСР было образовано Министерство экономики и финансов, преобразованное  в 1993 в два самостоятельных министерства: Министерство финансов РФ (которое  функционирует в настоящее время) и Министерство экономики РФ (ныне Министерство экономического развития и торговли РФ). II.Структура Министерства финансов РФ

     В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой  политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также  общественными объединениями и  иными организациями.

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от нее Президентом РФ по представлению  Председателя Правительства РФ. Министр  несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих  функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых  от нее Правительством РФ.1

 В Министерстве финансов  РФ образуется коллегия в составе  Министра (председатель коллегии), его  заместителей, руководителей Государственной  налоговой службы РФ и Государственного  таможенного комитета РФ, а также  других руководящих работников  центрального аппарата Министерства  и иных лиц по представлению  Министра. Члены коллегии, кроме  лиц, входящих в ее состав  по должности, утверждаются Правительством  РФ. Коллегия рассматривает основные  вопросы финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики, а также  другие наиболее важные вопросы  деятельности Министерства. Решения  коллегии реализуются, как правило,  приказами Министра. В случае  разногласий между Министром  и членами коллегии окончательное  решение принимает Министр, докладывая  о возникших разногласиях Правительству  РФ.2

Следует также отметить, что Минфину России разрешено  иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

  1. Департамент бюджетной политики;
  2. Департамент налоговой политики;
  3. Департамент управления государственным внутренним долгом;
  4. Департамент отраслевого финансирования;
  5. Департамент межбюджетных отношений;
  6. Валютно-экономический департамент;
  7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;
  8. Департамент финансирования государственного аппарата;
  9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;
  10. Юридический департамент;
  11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;
  12. Департамент страхового надзора;
  13. Департамент внешнего долга;
  14. Департамент международных финансовых организаций;
  15. Департамент государственного финансового контроля;
  16. Департамент организации аудиторской деятельности;
  17. Информационно-технический департамент;
  18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;
  19. Департамент валютного контроля;

Департамент социальной сферы  и науки.3

 Таблица 1.

Структура Министерства финансов РФ

Департаменты 

Отделы 

Административный департамент 

Кадров, МТО, внедрения и  эксплуатации задач, обеспечения безопасности информационных технологий, добычи и  переработки драгоценных металлов и камней

Департамент управления делами и контроля

По обеспечению деятельности министра и заместителей министра, по контролю, отдел делопроизводства и архива, по связям с общественностью  и СМИ 

Департамент бюджетной политики

Бюджетного законодательства, планирования, межгосударственных финансов, организации и исполнения федерального бюджета, методологии бюджетного учета, отчетности и бюджетной классификации

Департамент бюджетной политики в отраслях экономики 

Бюджетной политики в области  транспорта, дорожного хозяйства  и связи, в сфере землепользования, недропользования и экологии, в области  гражданской промышленности и энергетики, в области сельского хозяйства  и рыболовства, в области жилищных субсидий

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы 

Бюджетной политики в сфере  образования, в сфере здравоохранения  и физической культуры, в сфере  научной и научно-технической  деятельности, в сфере социального  обеспечения и программ государственной  занятости населения, обязательного  социального страхования и государственных  внебюджетных фондов, в сфере культуры и СМИ 

Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной  и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа

Сводного анализа, бюджетной  политики в сфере национальной обороны, в сфере безопасности государства  и правоохранительной деятельности, в сфере юстиции, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в сфере военно-технического сотрудничества, в сфере государственного оборонного заказа, мобилизационной подготовки экономики и материального резерва 

Департамент межбюджетных отношений 

Сводный, организации бюджетного процесса в субъектах РФ, мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ, муниципальных образований, реформы ЖКХ, методологии межбюджетных отношений

Департамент международных  финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов 

Международного сотрудничества, взаимоотношений с международными банками развития, внешнего долга, внешних  активов, государственных внутренних активов, внутреннего долга, методологии  и регулирования долга субъектов  РФ и муниципальных образований, учета, анализа и отчетности, по управлению средствами Резервного фонда и др.

Департамент налоговой и  таможенно-тарифной политики

Координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы, налогообложения  прибыли (дохода) организаций, налогообложения  доходов граждан и единого  социального налога, имущественных  и прочих налогов, налогов и доходов  от использования природных ресурсов, косвенных налогов, международного налогообложения, таможенных платежей, нормативного регулирования определения  таможенной стоимости 

Департамент регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

Регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга, методологии бухгалтерского учета  и отчетности, нормативно-правового  регулирования аудиторской деятельности, регулирования аттестации, лицензирования и повышения квалификации аудиторов, координации контроля в сфере обязательного аудита и деятельности профессиональных аудиторских объединений

Департамент финансовой политики

Пенсионной реформы, финансовых рынков и имущественных отношений, регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической  продукции, регулирования страховой  деятельности, организации компенсационных  выплат, банковской деятельности, денежно-кредитной  политики

Правовой департамент 

Правового обеспечения государственной  долговой политики, оборонного комплекса  и правоохранительных органов, финансового  рынка и межбюджетных отношений, бюджетной политики, деятельности подведомственных организаций и систематизации нормативных  актов, правового обеспечения налоговой  и таможенно-тарифной политики, контроля и надзора, аудита, бухгалтерского учета  и отчетности, отдел судебной защиты

Департамент долгосрочного  финансового планирования

Анализа и прогнозирования 


 

III. Основные задачи, функции и права Минфина

   В соответствии с Положением о Министерстве  финансов в РФ, к его основным задачам относят:
  • совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;
  • управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
  • обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).4

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

    • государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
    • государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;5
    • внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
    • страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
    • денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
    • государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
    • финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
    • валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
    • финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
    • организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.6

Информация о работе Минфин России