Мировой опыт приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 20:19, реферат

Краткое описание

Приватизация была многовариантной как по формам проведения, так и по моделированию прав собственности. Она означала переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировой опыт приватизации.docx

— 25.06 Кб (Скачать файл)

Введение

В последней четверти ХХ в. приватизация государственной собственности стала глобальным процессом, получившим самое широкое распространение. В полной мере и прежде всего она захватила страны Европы — Великобританию, Германию, Францию, Италию, Испанию, Португалию, Турцию, Россию, Польшу, Чехию, Венгрию, Румынию, Болгарию, а также страны Америки — Канаду, Аргентину, Бразилию и страны Азии  — Японию, Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие страны.

Приватизация была многовариантной как по формам проведения, так и по моделированию прав собственности. Она означала переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

Это был, безусловно, яркий и сложный процесс, требовавший глубоких знаний рыночной экономики и рыночных технологий, исторических традиций и особенностей развития экономики разных стран, политических и социальных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мировой опыт приватизации

Приватизация государственной собственности нигде не была безоблачной. Были трудности и препятствия, сбои, и нарушения установленных норм и правил. Тем не менее, в большинстве случаев приватизация была успешной и принесла желаемые результаты; только в отдельных случаях ее итоги глубоко разочаровывали.

Своевременный анализ мирового опыта облегчал задачу выбора и обоснования собственного национального пути приватизации. Поэтому многие страны, решавшие эти задачи позже, чем, например, Великобритания или Франция, продуктивно им пользовались.

Принадлежащие государству предприятия передавались в частную собственность индивидуально с помощью механизма национальных и международных открытых предложений акций данных фирм на фондовых рынках, на конкурсной основе путем организации открытых тендеров, в отдельных случаях — путем передачи собственности выбранному покупателю на условиях, согласованных в ходе переговоров, и наконец, путем определенного сочетания перечисленных методов.

Успешное развитие отдельных предприятий и отдельных отраслей экономики посредством самых разных экономических механизмов создает предпосылки для позитивных сдвигов в других отраслях.

Процессы спада и депрессии, получившие хронический характер, также способны распространяться на другие предприятия и отрасли в силу их взаимосвязанности и взаимодействия, реализуя обратную связь, разорвать которую очень непросто. С другой стороны, деградирующее предприятие не может мгновенно стать успешным: необходимы время и средства для организационных преобразований, технического обновления, финансового оздоровления, налаживания устойчивых связей с поставщиками и потребителями, перестройки внутрипроизводственных процессов, продвижения новых товаров.

Все сказанное свидетельствует о том, что приватизация государственной собственности, которая базировалась на объективных, экономически закономерных процессах, была практически целесообразна, способствовала экономическому развитию многих стран мира, стабилизации объективных общественных процессов.

Она, безусловно, сыграла немалую позитивную роль в вопросах слома тоталитарных антирыночных систем экономики стран Восточной Европы и бывшего СССР.

С. Ханке наиболее четко сформулировал условия, необходимые для успешного проведения приватизации. Прежде чем замышлять приватизацию, важно создать экономические условия, благоприятствующие частному владению: начинать следует с серьезной и ответственной программы информационного обеспечения; необходимо организовать широкодоступные программы подготовки специалистов; в первую очередь, необходимо выбрать такие объекты для приватизации, которые позволяли бы минимизировать трудности и гарантировать успех; избранные стратегии и методы приватизации должны быть привлекательными для общества и обеспечивать максимальный уровень его поддержки.

Очевидно, что даже в наиболее развитых странах (Англии, Франции, Германии) все перечисленные выше условия реализовать на практике оказалось невозможно.

Приватизация крупных предприятий представляет собой сложный и многогранный процесс постепенного и последовательного преобразования государственного сектора в частный. Мировой опыт позволяет выделить три основных этапа его реализации.

1.Изменение юридического  статуса путем реорганизации  предприятий в акционерные общества.

2.Реструктуризация крупных  государственных предприятий; выделение  из их состава дочерних предприятий  и филиалов; построение холдинговых  вертикальных моделей управления, где координация структурных  подразделений осуществляется только  на стратегическом уровне путем  регулирования финансовых отношений  и реализации системы взаимоучастия.

3.Наконец, собственно денационализация, т. е. продажа предприятия в целом  или большей части его акций  в частные руки; юридически данный  этап является завершающим, если  в частную собственность переходит  более половины акций предприятия.

Какие же цели и задачи решали разные страны мира, приступая к приватизации государственной собственности?

Франция и Канада кроме названных выше задач, безусловно, имевших для экономики этих стран столь же важное значение, учитывали социальную ориентацию своей политики, решали или пытались решить множество связанных с приватизацией социальных проблем. В какой-то мере это им тоже удалось. При всех обстоятельствах приватизация государственной собственности для экономики этих стран оказалась благотворной и важной.

Германия, прежде всего, решала задачи оздоровления экономики Восточных земель, превращения их в современную, динамичную, мощную рыночную структуру. В силу этих причин для авторов реформы заработки на продаже государственной собственности предприятий бывшей ГДР не были задачей первостепенной важности (хотя такие продажи имели место). Главные задачи связывались с конечными результатами приватизации, т. е. какими должны стать предприятия после перехода в частную собственность.

2.Особенности приватизации в Великобритании

Для мирового опыта в области приватизации государственной собственности очень большое значение имел опыт Великобритании, которая обладала одной из наиболее развитых финансовых систем мира и одновременно традиционно строго соблюдала законы, нормы, правила и традиции.

С 1979 г. консервативное правительство приступило к открытой продаже акций 48 крупнейших компаний. Приватизация охватила такие предприятия, как Cable and Wireless, British Petroleum, British Communications, British Steel, British Airways, British Gas, а также электротехнические компании и предприятия коммунального хозяйства. Программа была реализована наиболее успешно по сравнению со всеми другими странами мира, она продолжалась в течение ряда лет до конца 1995 г. и принесла государству 134 млрд долл. США. Полагаясь целиком на рыночные стимулы и не прибегая к выпуску ваучеров, Великобритания увеличила число индивидуальных акционеров с 4 млн. человек в 1983 г. до 10 млн. в 1995 г.

Результаты ее не только принесли большие доходы государству, но и стимулировали в стране повышение эффективности и усиление конкуренции между приватизированными компаниями; численность занятых в национализированном секторе сократилась более чем вдвое.

Хотя бюджетный дефицит страны по-прежнему велик, общее влияние приватизации на состояние государственных финансов Великобритании было весьма положительным.

Основными чертами британской программы являются ее постепенность, акцент на получение прибыли, законные и нормативные рамки для каждого отдельного случая и тщательная подготовка каждой продажи. Правительство всегда придавало большое значение заверениям потенциальных инвесторов в том, что они не будут ставить под угрозу возможности предприятия получать максимальную прибыль и работать с полной эффективностью.

Правительство Великобритании стимулировало широкое распространение акций, уделяло особое внимание их розничной продаже, установлению скидок на предлагаемую цену, доступности благодаря посредничеству банков и широкомасштабным рекламным кампаниям в средствах массовой информации, а также, с помощью различных программ, стимулированию покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции. Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включавшая лицензирование и контроль над ценами, установление верхних пределов, ограничивающих возможности приватизированных монополий повышать цены. Регулирование с помощью предельных цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе возврата инвестиций.

Процесс приватизации конкретного предприятия проходил несколько последовательных стадий:

–изучалась возможность продажи государственного предприятия частным лицам: эта стадия реализовывалась при участии консультирующих фирм и банков; на основе полученных данных решение о приватизации принималось правительством;

–предприятие подготавливалось к приватизации путем реорганизации менеджмента по типу частного предприятия и подбора соответствующего персонала; государственное предприятие преобразовывалось в акционерное общество;

 

–парламентом страны принималось решение об утверждении акционерного общества, проводилась подготовительная работа по продаже акций;

–принималось решение о типе и количестве выпускаемых акций, осуществлялась непосредственно продажа акций и фактическое преобразование государственного предприятия в частное.

Очень большое значение придавалось вопросам определения курса акций, подлежащих продаже. Стоимость акций не должна была быть избыточно высокой, акции должны были быть доступными мелким акционерам, они широко распространялись среди населения, что создавало благоприятный психологический климат для последующих эмиссий, так как повышение курсовой стоимости акций влечет за собой рост спроса на них.

Такая стратегия соответствовала программе правительства М. Tэтчер и имела большой резонанс. Например, акции компании British Telecom были распроданы почти 2 млн человек, в том числе 200 тыс. сотрудников самой компании.

Следует заметить, что первоначально (еще в конце 1970-х гг.) остро дискутировался вопрос: продавать акции или распределять даром среди граждан страны. Сторонниками модели бесплатной приватизации выступали один из лидеров социал-демократов Д. Оуэн, известный теоретик, лидер монетаризма М. Фридмен, популярный обозреватель «Financial Times» С. Бритен.

Но эти предположения были аргументированно отвергнуты правительством М. Тэтчер. Справедливо утверждалось, что по-настоящему ценится только то, что трудно достается, зарабатывается. Естественно, прежде всего, учитывались интересы государства.

Тщательно анализируя глубинные процессы приватизации, консерваторы избрали осторожное ее продвижение по принципу «тише едешь — дальше будешь». Этому способствовали и серьезные экономические мотивы. Массовый выброс акций угрожал превышением предложения ценных бумаг над спросом, что грозило подрывом процесса приватизации или как минимум необоснованным занижением объема продаж.

Кроме того, ряд крупных государственных компаний имели низкую доходность или были вовсе убыточными. Следовательно, прежде чем приступить к их распродаже, необходимо было провести ряд мер, связанных с повышением их эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что за счет приватизации как одного из наиболее часто используемых методов управления государственной собственностью правительства различных стран получают довольно крупные поступления в бюджет и одновременно снимают с себя бремя обслуживания и управления передовыми компаниями своих стран.

Идеальной модели приватизации нет ни в одной стране. Опыт каждой из них выявляет как положительные, так и негативные последствия. В большей степени они детермированы исходной конкретной исторической обстановкой и социально-культурной средой. Эффективное и поэтапное проведение крупномасштабных операций по приватизации возможно при наличии и соблюдении особо важных условий, среди которых обеспечение широкого круга инвесторов, политический и социальный консенсус и постоянный и многопрофильный контроль со стороны госорганов в целях предотвращения злоупотреблений. Как показывает практика разных стран, отсутствие хотя бы одного из названных условий заметно снижает и результаты приватизации. Поспешный или стихийный характер ее проведения, когда на месте разрушаемой старой экономической системы не успевает создаться новая, может сделать этот процесс социально опасным.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие [Текст]/В.З.Баликоев. - Новосибирск Лада.- 2001. 
  2. Каспин, В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы [Текст]/Под ред. В.И. Каспин, И.А. Острина– М.: Финансы и статистика, 2003. 
  3. Райзберг, Б.А. Курс экономики[Текст]:Учебник/ Под ред. Б. А. Райзберга. – М., 2005 
  4. Стигну, Д. Экономика государственного сектора [Текст] -  М.: Бизнес, 2003. – 438 с.
  5. Тарасевич, Л.С.Экономика [Текст] / Под ред. Л.С. Тарасевича. СПб: Питер, 2005. 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мировой опыт приватизации