НДС и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

В качестве аналитическо-расчетной части работы выбрана тема – “НДС
и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации”.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных
отношений налоговая система является одним из важнейших экономических

регуляторов,
основой
финансового
механизма
государственного
регулирования экономики.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Особенности монетарной политики в ресурсной экономике..............6
1. 1. Причины и исторические предпосылки появления ресурсно-
ориентированной экономической модели .......................................................6
1.2.
Ресурсно-ориентированная
экономическая
модель
сущность,
достоинства и недостатки...............................................................................11
Глава 2. НДС и его роль в формировании федерального бюджета Российской
Федерации...........................................................................................................17
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации и его роль в экономике17
2.2. Налоговая политика Российской Федерации при взимании НДС.........20
2.3. Структура Федерального Бюджета Российской Федерации..................23
Заключение.........................................................................................................27
Список используемых источников и литературы ..................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.pdf

— 444.51 Кб (Скачать файл)
Page 1
2
Содержание
Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Особенности монетарной политики в ресурсной экономике..............6
1. 1. Причины и исторические предпосылки появления ресурсно-
ориентированной экономической модели .......................................................6
1.2.
Ресурсно-ориентированная
экономическая
модель
сущность,
достоинства и недостатки...............................................................................11
Глава 2. НДС и его роль в формировании федерального бюджета Российской
Федерации...........................................................................................................17
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации и его роль в экономике17
2.2. Налоговая политика Российской Федерации при взимании НДС.........20
2.3. Структура Федерального Бюджета Российской Федерации..................23
Заключение.........................................................................................................27
Список используемых источников и литературы ............................................30

Page 2

3
Введение
Т
еоретико-исследовательская часть работы посвящена исследованию
вопроса особенности монетарной политики в ресурсной экономики. Перед
обоснованием актуальности выбранной тематики давайте в начале
разберемся, что представляет из себя этот вопрос. Разберем выражение
“монетарная политика ресурсной экономики”, для этого дадим определение
монетарной политике (в рыночной экономике) это политика государства,
воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения
стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема
производства [1], с другой стороны ресурсная экономика это система, в
которой все вещи и услуги доступны без использования какого-либо
товарно-денежного обмена (денег, бартера и т. п.)[2]. Как видно из
определений понятия монетарной политики (управление деньгами) и
ресурсной
экономике
(экономике
без
денег)
являются
взаимоисключающими. В данной работе я попытаюсь показать с помощью
сравнительного анализа преимущества и недостатки двух экономических
систем рыночной и ресурсно-ориентированной. В разделе 1.1 будет
рассмотрена история развития рыночной экономике в разрезе кредитно-
денежной
системы
показано
ее
несовершенство.
Противоречия
рассмотренные в главе 1.1 толкают людей на создание других моделей
экономики в частности ресурсной. Раздел 1.2. показывает сущность
монетарной политики в ресурсной экономике ее плюсы и минусы. В качестве
результата теоретико-исследовательской части работы приведена таблица
сравнения двух экономических моделей (ресурсной и рыночной), показана
критика ресурсной модели.
В качестве аналитическо-расчетной части работы выбрана тема – “НДС
и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации”.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных
отношений налоговая система является одним из важнейших экономических

Page 3

4
регуляторов,
основой
финансового
механизма
государственного
регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время
является главным предметом дискуссий о путях и методах ее
реформирования.
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий
существования государства, развития общества на пути к экономическому и
социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на
классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для
содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на
развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе
структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Сущность
налогообложения
заключается
в
прямом
изъятии
государством определенной части валового общественного продукта в свою
пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых
ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги
как
основной
элемент
доходов
бюджета
обеспечивают
финансирование всей структуры и его расходных статей.
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов
федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит
объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие
задачи:
1. изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2. анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального
бюджета;
3. определение основных проблем и направлений совершенствования
налоговых доходов федерального бюджета.

Page 4

5
Объектом исследования являются налоговые доходы федерального
бюджета.
Предметом являются налоги - важнейшая форма аккумуляции денежных
средств в бюджете РФ.
Методом исследования в настоящей курсовой работе являются: анализ,
синтез, индукция, дедукция, графический и логический анализ.

Page 5

6
Глава 1. Особенности монетарной политики в ресурсной экономике
1. 1. Причины и исторические предпосылки появления ресурсно-
ориентированной экономической модели
Глобальные экономические кризисы, преследующие человечество на
всем протяжении использования одели рыночной экономики, ставит много
вопросов о том, в каком направлении идет сегодня человечество и мировая
экономика. Без получения ответов на эти вопросы невозможно спланировать
адекватные антикризисные действия, которые выведут мировое сообщество
на путь эффективного развития, а так же помогут нам избегать повторения
подобных кризисов в будущем.
Первый и главный вопрос – какова природа капиталистического
кризиса, его глубинная суть? Что такое кризис довольно понятно. А что такое
капитал? Есть несколько терминов у этого понятия, но самое простое,
отражающее суть – это определение капитала как излишков чего-либо,
имеющих некоторую производственную или потребительскую ценность,
которыми распоряжаются люди. Капитал, понимаемый в таком смысле, был
всегда. Первый капитал, который был еще у первобытного человека – это
излишки времени, которые он сумел выкроить из своих охотничьих будней,
чтобы потратить их на изобретение копья, удочки и других приспособлений,
облегчающих добычу пищи. В аграрную эпоху основным капиталам была
земля – ею владели аристократы. Они не возделывали ее сами, и имели в
избыточном количестве, много большем чем необходимом для прокорма их
семей. Изымая часть продукции в качестве рентной платы, создаваемой
жителями, населявшими земли, которыми владела аристократия, хозяева
поддерживали военную инфраструктуру и кормили свои дружины. Этот
принцип природной ренты, в той или иной форме, действовал в любом
аграрном обществе вне зависимости от конкретных форм организации
иерархии аристократии.

Page 6

7
Особенностью аграрного общества является его экономическая
замкнутость – автаркичность [3].
Т
акое аграрное общество может,
теоретически,
существовать бесконечно долгое время, так как оно не
потребляет невозобновляемых ресурсов и саморегулируется по численности
ресурсами возобновляемыми. В случае если продовольствия перестает
хватать, слабые члены такого общества в какой-то из неурожайных годов
умирают от голода, но в более благополучные времена численность
популяции снова восстанавливается. Однако такая автаркия, как правило,
нереализуема на практике, в чистом виде, из-за наличия деятельных соседей-
аристократов. В обществе, в котором земля является основой могущества,
конкурентная борьба, выливающаяся в феодальные междоусобицы, задает
тренд на консолидацию земли в одних руках. Феодальное общество, следуя
этому тренду, стремится принять форму абсолютной монархии [4]. Это
стремление, характерное для аграрного капитализма, точно такое же по сути,
как и появившееся много позже в индустриальном капитализме стремление к
получению той или иной монополии, а в капитализме финансовом –
стремление к получению полного контроля на кредитные продукты и над
финансовой системой в целом. Но не станем пока забегать вперед, и
сосредоточимся на эволюции общественного устройства и капитала.
По ходу процесса централизации, властители, пользуясь своими правами
верховных суверенов, военной силой, родственными связями, получали
доступ ко все большим земельным ресурсам, что давало им возможность
поддерживать все более и более сложную инфраструктуру. По мере
централизации и улучшения инфраструктуры развивалась внутренняя
торговля. Различные регионы, больших управляемых централизованной
властью территорий, включились в разделение труда, связанное с
конкретными естественными особенностями почв, климата и географии.
Усложнение структуры внутренней торговли и углубление разделения труда
увеличивало на внутреннем рынке роль золота в качестве единого

Page 7

8
эквивалента стоимости, потому что примитивный бартер уже не мог
обслуживать все потребности экономики [4].
Могло ли такое усложнившееся, но все еще преимущественно аграрное
общество, существовать обособленно, подобно более ранним и примитивным
социально-территориальным образованиям? Уже не могло. Как только
золото стало играть значимую роль в товарообороте, стал необходим его
постоянный приток для поддержания экономического роста. Сам
экономический рост (после появления крупных внутренних рынков,
объединенных
под
сенью
единой
власти
и
связанных
общей
инфраструктурой и благодаря развитой торговле) во многом уже
обеспечивался рыночной конкуренцией. Значимость золота, как капитала,
стала сопоставимой со значимостью земли, которая пока еще производила
львиную долю всей потребляемой на внутреннем рынке продукции
массового спроса, а затем и превзошла землю по значимости. Поддержание
экономического роста было жизненно необходимо для зарождающейся новой
торговой элиты, ибо этот рост был ее естественным и единственным
источником власти. Именно эта новая элита побуждала набиравшие силу
централизованные государства искать новые пути обогащения. Именно она
снаряжала исследовательские экспедиции в поисках новых рынков сбыта для
местной продукции, именно она стала кредитовать золотом аристократию,
ибо аристократия, по мере усложнения социальной организации общества,
стала нуждаться в золоте для поддержания инфраструктуры и оплаты армии
и бюрократии.
Т
ак на базе аграрного капитализма по мере усложнения его
социальной и экономической системы зародился капитализм торговый, а
вместе с ним появился и первый торговый, он же ­банковский капитал,
изначально принадлежавший торговым домам [3].
По мере развития науки и техники технологии совершенствовались,
пока, наконец, не появились механизмы, ставшие эффективным заменителем
мускульной силы, но они требовали энергии извне. С появлением этих
механизмов человечество вступило в индустриальную эпоху, в которой

Page 8

9
значимую роль стали играть невозобновляемые ресурсы. Качественные
сложные механизмы было невозможно создать кустарным способом – для их
изготовления приходилось координировать усилия многих людей, а это
могли делать лишь те, кто обладал ставшим к тому времени универсальным
капиталом – золотом.
Т
е, кто создавал промышленность, становились ее
хозяевами. Механизмы, ставшие основным подспорьем для труда человека,
становились новой формой частного капитала – промышленным капиталом.
Т
очно так же, как ранее феодал получал ренту за пользование землей,
которой он владел, промышленник, фактически, получал ренту за
пользование механическими орудиями труда, которыми пользовались
рабочие на его фабриках. И точно также он стремился эту ренту увеличивать.
При этом все более и более масштабные промышленные проекты требовали
уже таких объемов капитала, которые не вмещало в себя то количество
золота, которое можно было единовременно изъять из оборота, и долговые
обязательства стали основой финансирования промышленного развития.
Золото со временем было заменено банкнотами и векселями, банковская
система государств – централизована и унифицирована, и приняла ту форму,
которая есть сегодня – форму двухуровневой банковской системы, в центре
которой находится центральный банк. После появления института
центрального банка были унифицированы и банкноты – они стали
национальными деньгами, и правительства обязывали принимать их к
расчету по фиксированному курсу по отношению к золоту [4].
Т
ак деньги
перестали быть золотыми, и стали национальными. Этот процесс шел рука об
руку с завершением формирования класса буржуазии и превращением
населения государств в нации, когда национальная идентичность и
гражданство (подданство) начали играть значимую роль в самоопределении
людей. Однако для международной торговли все еще использовалось золото,
продолжав юбой капиталист, будь то аграрий-феодал, капиталом которого
является земля, купец, капиталом которого является караван, склады и
золото, промышленник, капиталом которого является фабрика и

Page 9

10
национальные деньги, заменившие собой золото, банкир, капиталом которого
являются выданные им займы, ссудный процент с которых обеспечивает ему
доход - любой капиталист существует благодаря той или иной форме ренты.
Рента увеличивает капитал, а это как раз то, что нужно капиталисту. С тех
пор, как натуральный обмен уступил место обмену денежному, вся рента
была монетизирована. Вся денежная масса в этом процессе делится на две
части: та, что обслуживает конечный спрос (зарплаты и налоги), и та, что
обслуживает инвестиционные потребности экономики. Первое и второе с
точки
зрения
капиталиста
является
издержками,
уменьшающими
рентабельность его бизнеса, а задача капиталиста – максимизировать
рентабельность [4]. В этом и заключается фундаментальный парадокс: если
капиталистическая экономика является автаркией, то самый простой способ
увеличить рентабельность – это сократить издержки за счет снижения
налогов и зарплат. Но именно за счет налогов и зарплат существует массовый
спрос. Решением этой проблемы, в определенной степени, служит кредит.
Причем кредит, как частным лицам, так и предпринимателям. Ведь
инвестиции постоянно превращаются в зарплаты и наоборот.
Это и есть кризис, и избежать этого явления в капиталистической
экономике невозможно в принципе – механизмы подобных кризисов
заложены в самой логике системы, более того, они заложены в психологии ее
участников, сформированной этой логикой. Понимание неизбежности таких
кризисов некоторыми мыслителями XIX века (в частности – Карлом
Марксом) стимулировали поиск новых социальных моделей организации
общества, который особенно активизировался после «Длинной Депрессии» -
тяжелейшего экономического кризиса 1870-х годов, о котором сегодня мало
кто вспоминает – на слуху сегодня больше Великая Депрессия 1930-х.
Т
огда,
в конце ХIХ века, в Европе был бум на рынке недвижимости, аналогичный
американскому буму в начале этого века. Правительства развитых
европейских
стран
того
времени
(Германии
и
Австро-Венгрии)
стимулировали строительный бум, особенно в столицах. В 1873 году пузырь

Page 10

11
недвижимости лопнул, и европейские банки начали разоряться. Начавшийся
в банковской сфере кризис из Европы перекинулся на США. В сентябре 1873
года один из крупнейших железнодорожных девелоперов того времени ­-
Джеймс Кук – объявил дефолт по своим обязательствам, и американский
фондовый рынок рухнул. В последующие три года в США обанкротилось
несколько сотен банков, малый и средний бизнес задыхались без
кредитования, безработица в моменте достигала 25% [4].
Т
аким образом, кризисы послужил делу развития новых направлений в
экономической теории, в том числе и ресурсно-ориентированной модели.
1.2. Ресурсно-ориентированная экономическая модель сущность,
достоинства и недостатки
Ресурсо-ориентированная экономика (РОЭ)— это система, в которой все
вещи и услуги доступны без использования какого-либо товарно-денежного
обмена (денег, бартера и т. п.). Ресурсо-ориентированная экономика
(предложена футурологом Жаком Фрэско) возможна лишь в том случае, если
все природные ресурсы будут признаны общим наследием всех жителей
планеты.
Основные предпосылки теории РОЭ заключены в том, что планета
изобилует ресурсами, необходимыми для создания любых материалов, а
практика нормирования ресурсов посредством монетарных методов не имеет
отношения к обратным результатам для выживания человечества термин
«ресурсо-ориентированная экономика» получил широкое распространение
благодаря популяризации работ Жака Фреско в рамках Проекта Венера [5].
Под ресурсо-ориентированной экономикой в научных работах
понимается такая экономика, базовым фактором роста которой является
использование каких-либо ресурсов. Рассматриваются варианты повышения
эффективности такой экономики за счёт технико-технологического развития,
в том числе технологий управления этими ресурсами.

Page 11

12
Другое распространённое определение «ресурсо-ориентированной
экономики» — это экономическая система, где доля природных ресурсов
составляет больше 10 % ВВП и 40 % экспорта.
Т
акие экономические системы
находятся в большой зависимости от конъюнктуры внешнего рынка.
Рассмотрим как описываются товарно-денежные отношения в РОЭ
теоретиком данного подхода Жаком Фреско.
В мире будущего распределение изделий и услуг будет осуществляться
в распределительных центрах без применения денег или любой другой
формы обмена. Эти центры будут как своеобразные выставки, на которых о
любом продукте можно будет узнать всё, попробовать и получить это
изделие, если оно вас устраивает.
Т
акие центры будут отображать всё, что
есть в наличии и предоставлять исчерпывающую информацию обо всех
новинках. В каждом доме будут плоские трёхмерные экраны. Если вы
захотите что-то себе заказать, то вам это будет автоматически доставлено
прямо домой без необходимости платить или работать за это и без каких-
либо долгов. Это касается любых изделий: бытовых предметов, одежды,
лекарств и т.д.
Необходимое для производства продуктов сырьё будет доставляться
напрямую в производственные сооружения, с помощью автоматизированных
транспортных систем, используя самые современные разработки - поезда на
магнитном подвесе, пневматические трубопроводы и т. д. Автоматическая
компьютеризированная система складирования будет координировать и
осуществлять контроль количества имеющихся продуктов, вести учёт и
обеспечивать необходимый уровень произвоства в соответствии с нуждами
людей.
Т
аким образом, будет обеспечен производственно-потребительский
баланс. Дефицит, перепроизводство и расточительство в этой системе
существовать не будут. Например, если человек захочет посетить парк и
сделать красивые фотографии или снять видео, то нужно будет просто взять
доступную каждому камеру (также можно на месте получить обучение всем
тонкостях применения), а потом вернуть её обратно в центр распределения.

Page 12

13
Это как общественная библиотека, только намного более информативная и
полезная. Можно создать очень много подобных центров, где людям будут
доступны для изучения любые знания и навыки, как в сфере искусства и
творчества, так и в науке. Каждый сможет попробовать себя в любом деле и у
каждого будут все возможности для этого.
В компьютеризированном будущем, вы сможете посещать центры
архитектурного дизайна и в реальном времени проектировать свои идеи в
визуальных образах, так что все смогут видеть ваши задумки. Для этого вам
достаточно словами описать то, что вы представляете, и это будет
спроецировано на визуальной сфере. Например, дом, который вы хотите
построить - можно будет моделировать в трёхмерном изображении в центре
этой виртуальной сферы. Это позволит рассматривать своё творение под
любым углом и ракурсом, редактировать интерьер и экстерьер. Потом, кто-то
другой может добавить какую-то свою идею, например, внести свои
предложения по улучшению дизайна и т.д.
Т
аким образом, можно
совместными усилиями творить в реальном времени и всё это можно тут же
увидеть в виде изображений. Когда проект закончен, компьютерная система
выдаст несколько вариантов на основе предложенных идей. После того как
выбор сделан, участники смогут попробовать посмотреть на своё творение
изнутри с помощью так называемого "сенсориума." Это компьютерная
программа, проецирующая трёхмерные изображения в окружающем
пространстве, предоставляя возможность получить опыт, сравнимый с
реальным. Если всё устраивает, то компьютер выбирает материалы с точки
зрения прочности и эффективности, после чего проектирует постройку.
Однако все характеристики, как визуальные, так и технические всегда можно
редактировать по своему усмотрению.
Всё
это
позволит
создавать
дома
и строения,
полностью
удовлетворяющие запросам и желаниям людей. У каждого будут
неограниченные возможности творить, как им нравится. В денежной
системе, большинство людей живут около своей работы и их образ жизни

Page 13

14
соответствует тому, что они могут себе позволить на свою зарплату, а не
тому, как они хотели бы жить.
Т
.е. все ваши возможности ограничены
покупательской способностью вашего кошелька. Многие богатые люди
строят роскошные особняки, чтобы восхитить других людей своим статусом.
В ресурсно-ориентированной экономике статуса просто не существует,
поэтому разный дизайн и архитектура жилищ варьируются в зависимости от
желаний людей показать свою индивидуальность и интересы [5], [6].
Проблемы РЭО лежат скорее не в экономической сфере, а в
философской среди них:

Природа личных вещей

Пределы конфиденциальности

Изгнание тех правонарушителей, которые не хотят уходить по
своей воле
 Т
олерантность границ преступного поведения

Концепция, цели и функции понятия "семья"
В качестве результата теоретико-исследовательской части работы
приведем таблицу сравнения РОЭ модели и рыночной экономики.
Т
аблица – 1. Сравнение РОЭ и рыночной экономики.
РОЭ
Рыночная экономика
Принципы системы
1.Устойчивое
развитие
является
первостепенным
2.Люди не могут находиться в
собственности
3.Ресурсы Земли не могут находиться
в собственности
4.Власть может быть предоставлена
только добровольно, причем для
выполнения конкретной цели и на
1. частную собственность,
2. свободу предпринимательства и
выбора,
3. личный интерес как главный мотив
поведения,
4. конкуренцию,
5. рыночную систему
ценообразования,
6. ограниченную роль правительства.

Page 14

15
определенный срок, и может быть
отозвана в любое время
Продолжение таблицы 1.
5."Нечестная игра" (например, бытие
разрушительным) не приемлема в
принципе
6.
основной
мотив
поведения
общественный рост
1. устойчивость системы РОЭМ и
окружающей среды
2. здоровье населения и окружающей
среды
1. Получение
прибыли
и
минимизация издержек
По мнению экономистов придерживающихся классических взглядов на
экономику, проект Венера близок к утопическому социализму. Путь к
преодолению экономических кризисов Фреско видит в уничтожении
денежной системы. Но проект Венера является не продолжением развития
современного общества, а лишь предлагаемой альтернативой частной
собственности на средства производства. Предполагается, что люди должны
просто сознательно его избрать. В этом субъективном подходе усматривают
утопизм данного социального проекта. Фреско не предлагает варианта
выхода из существующего кризиса, он лишь считает, что после реализации
проекта Венера кризисов не будет, так как исчезнут предпосылки для их
возникновения.
На предложение опубликовать конкретные технологии, которые уже
разработаны в рамках проекта Венера, Жак Фреско отказывается это делать,
мотивируя потенциальной возможностью коммерциализации, в городах
будет удобно жить и это приведёт к высокой стоимости аренды.[6] В итоге
пока нет возможности более детально познакомиться с проектом, кроме как с
описательной частью. На начало 2014 года проект Венера не предоставляет

Page 15

16
опубликованной научной или инженерной базы, ограничиваясь лишь
лекциями, видеоматериалами, брошюрами и обсуждениями.

Page 16

17
Глава 2. НДС и его роль в формировании федерального бюджета
Российской Федерации
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации и его роль в экономике
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет
доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы,
поступающие государству в процессе распределения или перераспределения
национального
дохода,
национального
богатства.
Первоначально
источниками доходов государства были личные повинности, военные
добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы
государства складывались из натуральных доходов. По мере образования
централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных
феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на
денежные налоги и сборы.
В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных
налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов
государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной
Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.
В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде,
государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как
общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение,
образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность,
государственное управление, инвестиционная деятельность в областях
промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений
государству удается удовлетворить различные потребности его граждан.
Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран
составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2010 год сумма
налоговых доходов составляет около 70%.

Page 17

18
Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований». Налоговый кодекс РФ
часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г.
№ 117-ФЗ.- ст. 8.
Налоги - категория комплексная, которая имеет экономическое и
юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической
точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и
установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно.
Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим
критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной
системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими
и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и
имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных
средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее значение при определении категории
«налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное
толкование содержания категории «налог» способствует правильному
установлению норм и правил налогового законодательства стран,
ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую
отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления
категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных
законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны
налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в
определенных законом размерах и в установленные сроки.

Page 18

19
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ
реализации преимущественно фискальных интересов государства.
Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет,
взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении
налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в
пользу государства.
Налоговая система является одним из наиболее действенных
инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она
обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней.
С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов
хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение
налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Как известно, налоги выполняют две главные функции - фискальную и
регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль
налогов в экономике и их место в жизни общества.
Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение
налогов, так как налоги в современных условиях являются основным
способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его
благосостояния.
Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г.
на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27
декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с
множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой
законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения
сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с
1января 1999 года введена часть первая НК РФ. Косарева
Т
.Е.
Налогообложение физических и юридических лиц. М.. 2008. - С. 120.
Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют
государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального
дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в

Page 19

20
собственность государства с целью создания финансовой базы для
осуществления задач и функций.
Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их
них определяются экономической и правовой системой страны.
Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает
центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий
силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму
образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления».
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и
государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и
бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской
Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
-
бюджетов
субъектов
РФ
и
бюджетов
территориальных
государственных внебюджетных фондов;
- местных бюджетов.
2.2. Налоговая политика Российской Федерации при взимании НДС
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма
изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги,
которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и
услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Page 20

21
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или
услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им
блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной
реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к
стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для
производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве
товара, работы или услуги на различных стадиях.
Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по
умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 %
или в перечень со ставкой 0 %.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
1.организации: промышленные и финансовые, государственные и
муниципальные предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и
общества
независимо
от
форм
собственности
и
ведомственной
принадлежности, имеющие статус юридического лица и осуществляющие
производственную и иную коммерческую деятельность; также страховые
общества и банки (исключая операции, на проведение которых требуется
банковская лицензия)и др.;
2.предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие
производственную и иную коммерческую деятельность;
3.индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия,
созданные частными и общественными организациями на праве полного
хозяйственного ведения, осуществляющие производственную и иную
коммерческую деятельность;
4.филиалы, отделения и другие обособленные подразделения
предприятий (не являющиеся юридическими лицами), имеющие расчетные
счета и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги) и в
силу этого относящиеся к налогоплательщикам;

Page 21

22
5.международные объединения и иностранные юридические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории
Российской Федерации;
6.некоммерческие
организации
в
случае
осуществления
ими
коммерческой деятельности, включающей операции по реализации основных
средств и иного имущества;
7.индивидуальные предприниматели (с 01.01.2001 г.);
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Т
аможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным
законодательством
Т
аможенного союза и законодательством Российской
Федерации о таможенном деле.
Не
признаются
плательщиками
организации,
являющиеся
иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI
Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, иностранными
маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета,
также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных
организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами
Международного олимпийского комитета в отношении операций,
совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних
игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи (этот пункт
применяется до 01.01.2017 г.).
Организации и индивидуальные предприниматели могут быть
освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три
предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в
совокупности 2 млн руб.
Объектом налогообложения признаются следующие операции (статья
146 НК РФ):

Page 22

23
1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров
(результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о
предоставлении «отступного» или «новации», а также передача
имущественных прав; также передача права собственности на товары,
результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе
признается реализацией товаров (работ, услуг);
2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение
работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не
принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при
исчислении налога на прибыль организаций;
3. строительно-монтажные работы для собственного потребления;
4. ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные
территории, находящиеся под её юрисдикцией.
2.3. Структура Федерального Бюджета Российской Федерации
На основание [13], [14], [15], [16], [17] составим сводную таблицу по
структуре федерального бюджета с 2009-2013 год.
Т
аблица – 2. Структура федерального бюджета 2009-2013 г.
показатели
2009
2010
2011
2012
2013
млрд.р
%
млрд.р
%
млрд.р
%
млрд.р
%
млрд.р
%
Всего доходов
6257,1
100,00
7005,2
100,00
6927,2
100,00
7231,5
100,00 7304,5
101,01
Налог на прибыль
467,4
7,47
521
7,44
569
8,21
560,2
7,75
559,2
7,73
ЕСН
350,4
5,60
398,8
5,69
432,1
6,24
515,5
7,13
455,5
6,30
НДС
1634,5
26,12
2171,8
31,00
2198,5
31,74
2847
39,37
2997
41,44
Акцизы
127,5
2,04
106,7
1,52
190,1
2,74
155,8
2,15
175,8
2,43
Налог на добычу
полезных
ископаемых
1137,7
18,18
987,7
14,10
905,4
13,07
806,1
11,15
796,1
11,01
Внешние
таоженные
пошлины
1835,9
29,34
2028,8
28,96
1781,8
25,72
1394,1
19,28
1248,1
17,26
Ввозные
томоженные
320,6
5,12
395,3
5,64
455,7
6,58
559,1
7,73
659,1
9,11

Page 23

24
пошлины
Прочие доходы
383,1
6,12
395,1
5,64
394,6
5,70
393,7
5,44
413,7
5,72
На рисунке 1 приведены структуры федерального бюджета Российской
Федерации по годам.
А)
Б)

Page 24

25
В)
Г)
Д)
Рис.1. Структура Федерального бюджета Российской Федерации А)-
2009г, Б)-2010г, В)-2011г, Г)-2012г, Д)-2013г.

Page 25

26
В таблице 3 показаны зависимость темпа прироста объемов
федерального бюджета и НДС.
Т
емп прироста рассчитывается по формуле:
;
– показатель t-ого года,
– показатель базового года (2009 принят за базовый).
Т
аблица – 3.
Т
емп прироста федерального бюджета и НДС.
показатель
2009
2010
2011
2012
2013
Темп
прироста
федерального бюджета
0
11,96
10,71
15,57
16,74
Темп прироста НДС
0
32,87
34,51
74,18
83,36
На рисунке результаты расчета таблицы 3 представлены графически:
Рис.2. тепы прироста федерального бюджета и НДС
Как видно из рисунка 2 прослеживается явная корреляция между темпом
роста НДС и объемом федерального бюджета, что свидетельствует о
ключевой роли НДС в формирование бюджета.

Page 26

27
Заключение
Несмотря на утопичность многих идей теоретиков ресурсно-
экономического подхода, можно отметить, что данный подход ищет пути
выхода из самых сложных проблем человечества.
Нынешние конфликты между людьми связаны с различием в ценностях и
ограниченным доступом к предметам первой необходимости. Если мы
сумеем достичь оздоровления цивилизации будущего, борьба будет
направлена против проблем, общих для всего человечества. В условиях
бурного развития культуры, вопросы преодоления дефицита гораздо важнее
межнациональных конфликтов.
Нашими общими проблемами являются – восстановление разрушенной
окружающей среды, разработка инновационных технологий, проблемы
повышения
урожайности,
налаживание
коммуникаций,
построение
международных связей, совместное использование технологий и участие в
жизни, наполненной смыслом. Люди станут свободными в выборе любых
конструктивных стремлений, без оглядки на экономическое давление,
ограничения, налогообложение и прочее наследие кредитно-денежной
системы.
Под конструктивными усилиями мы понимаем что угодно, если оно
направлено на улучшение жизни человека и общества. Благодаря этим
основным изменениям, в конечном итоге люди станут жить дольше,
осмысленней и будут здоровыми. Мерой успеха в новом обществе является
осуществление собственных идей, а не накопление богатств, приобретение
собственности и власти.
Все эти теоретические тезисы могут быть применены в идеальном
мире, в котором будут отсутствовать члены общества с инерционным
мышлением.
Т
ак как система рыночной экономики складывалась не одну
сотню лет многие люди не представляют, как жить без цели получения
прибыли и выгоды выраженной материальным благополучием.

Page 27

28
Люди, выросшие в условиях капитализма, где определяющий фактор -
прибыль, скорее позаботятся о своих делах, чем будут озадачиваться
благополучием граждан своей страны и рабочих. Природа наших
общественных учреждений определила такое поведение. К примеру, если
компания среднего размера обеспокоится благополучием своих сотрудников
и обеспечит им здравоохранение, детские игровые площадки, повысит
заработные платы, то она не привлечёт таких инвестиций, как точно такая же
компания, которая уделяет внимание рекламе и новому оборудованию. Чем
больше гуманности в политике компании, тем меньше времени она
продержится.
В
аналитико-расчетной
части
работы
было
показано,
что
государственный бюджет, являясь основным финансовым планом
государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает
политической власти реальную возможность осуществления властных
полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую
власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом
документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой,
выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный
государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по
отношению к осуществляемой властью экономической политике является
производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта
развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству
финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый
климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления
расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и
территориям, является конкретным выражением экономической политики
государства. Через бюджет происходит перераспределение национального
дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом
регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности,

Page 28

29
повышения
эффективности
производства,
именно
через
бюджет
осуществляется социальная политика.
Т
аким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые
категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы),
является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет
как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном
обществе.
В формирование федерального бюджета НДС играет ключевую роль,
что было показано графически и аналитически сопоставлением – доля НДС в
бюджете составляет более 30%.

Page 29

30
Список используемых источников и литературы
1.
Бичик С.В., Даморацкая А.С., Даморацкая И.В. Словарь экономических
терминов. – М.: Высшая школа, 2009. – 272 с.
2.
Czelusta J., Wright G. Resource-based economic growth, past and present. –
Stanford: Stanford University, 2010. – 46 p.
3.
Штупетер Й. История экономического анализа. – Экономическая
школа, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов,
Высшая школа эконоики, 2010 – 215 с.
4.
Экономическая теория/ под ред. Е.Н. Лобачева. – 2-е изд. – М.: Высшее
образование, 2009. – 515 с.
5.
Fresco J. The Venus Project. – Florida, 2011 - 76 p.
6.
Фреско Ж. Выживем, я обещаю. – Флорида, 2009 – 102 c.
7.
Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика,
2009. - 416 с.
8.
Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.:
Инфра-М, 2010.- 360 с.
9.
Косарева
Т
.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.:
Бизнес-пресса. 2008. - 240 с.
10. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.-
М.: КНОРУС, 2010.- 560 с.
11. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 –
ФЗ (с изменениями от 3 января 2009 г.)
12. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть
вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2010 г.).
13. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 189-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2009 год».
14. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2009 г. №
238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год».

Page 30

31
15. Федеральный закон от 24 июля .2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2011 год и на плановый период до 2010 года».
16. Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N
357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов"
17. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-
ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013”
18. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2009. - 528 с.

Информация о работе НДС и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации