Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие понятия налоговой политики государства, ее составляющих и типов, рассмотрение среднесрочной перспективы налоговой политики в России.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность и цели налоговой политики государства;
- рассмотреть типы налоговой политики;
- изучить среднесрочные перспективы налоговой политики государства в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Теоретические основы налоговой политики……….………………..…………………..…4
Сущность и цели налоговой политики………………………………………..………..4
Задачи и типы налоговой политики…………………………………………………….6
Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики………………………………………………………………………………….8
Налоговая политика России на современном этапе………...………..………………..….11
Проблемы налоговой политики………………………………………………………..11
Современная налоговая политика России………………………………..…….....…..13
Заключение ……………………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………………..……20

Вложенные файлы: 1 файл

Rachkova_A_P_referat.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

 

ФГОБУ ВПО «Финансовый  университет при Правительстве Российской Федерации»

Пермский финансово-экономический  колледж

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

На тему: «Налоговая политика России на современном этапе»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка: гр. 206

Рачкова А.П.

Проверила преподаватель:

Антипова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………….…3

  1. Теоретические основы налоговой политики……….………………..…………………..…4
    1. Сущность и цели налоговой политики………………………………………..………..4
    2. Задачи и типы налоговой политики…………………………………………………….6
    3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики………………………………………………………………………………….8
  2. Налоговая политика России на современном этапе………...………..………………..….11
    1. Проблемы налоговой политики………………………………………………………..11
    2. Современная налоговая политика России………………………………..…….....…..13

Заключение ……………………………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………………………..……20

 

 

 

 

Введение

 

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки  зрения науки об управлении государство  как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более  полного выполнения государством своих  функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов  государственной власти, грамотной  и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления  налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого  актуальность данной работы бесспорна.

Объект исследования: современная  налоговая политика России.

Предмет исследования: сущность и типы налоговой политики.

Целью исследования является раскрытие понятия налоговой политики государства, ее составляющих и типов, рассмотрение среднесрочной перспективы налоговой политики в России.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие  задачи:

- раскрыть сущность и цели налоговой политики государства;

- рассмотреть типы налоговой политики;

- изучить среднесрочные  перспективы налоговой политики государства в России.

 

 

  1. Теоретические основы налоговой политики

 

    1. Сущность и цели налоговой политики

 

Слово «политика» имеет в  русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую  сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где  субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.

Налоговая политика – это  комплекс правовых действий органов  власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых  законов.  При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и  управления способна обеспечить потребности  воспроизводства и рост общественного  богатства. Исходной установкой при  проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового  порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Содержание и цели налоговой  политики обусловлены макроэкономическими  задачами государства на каждом этапе  развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

1. Экономических задач,  таких как стимулирование экономического  роста, преодоления инфляционных  процессов, снижение дефицита  бюджета, сбалансирование размеров  бюджетов разных уровней и  др.;

2. Социальных задач; обеспечение  занятости населения, стимулирования  роста доходов и уровня жизни  населения, перераспределение национального  дохода в интересах наименее  защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между общественными,  корпоративными и личными интересами  в области налогообложения.

Налоговая политика как специфическая  область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая  политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в  выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой.

С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как  составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и  логика развития. В силу этого она  может оказывать обратное влияние  на экономику, состояние финансов. Это  влияние может быть различно: в  одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются  благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой  политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. Нарушение этого  важнейшего требования приводит к большим  потерям в народном хозяйстве. Вся  история нашего государства подтверждает это.

На выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в  стране, характеризующаяся темпами  роста (падения) производства; уровень  инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным  контролем и приватизированным  сектором.

В основе формирования налоговой  политики лежат, таким образом, две  взаимно увязанные методологические посылки: а) использование налоговых  платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней  и решение фискальных задач государства; б) использование налогового инструмента  в качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности.

Формирование налоговой  политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

  • стабильности налоговой системы;
  • одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;
  • равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;
  • одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Главные направления налоговой  политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический  инструмент стимулирования и регулирования  производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через  систему перераспределения доходов  с помощью налогов можно и  необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь  служащих удовлетворению жизненных  потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной  казны.

Конституция Российской Федерации  закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования  социально-экономических процессов  в обществе.

 

    1. Задачи и типы налоговой политики

 

Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной  и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить  ему необходимое финансирование

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства  финансовыми ресурсами, созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой  политики можно условно разделить  на три основные группы:

  • фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
  • экономическая, или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;
  • контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач  государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством  достижения оптимального соотношения  между средствами, остающимися в  распоряжении налогоплательщика, и  средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный  механизмы.

Условно выделяют три возможных  типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства сильно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения, как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию  построения национальной экономики, характерны следующие черты:

  • четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;
  • ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них
  • проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;
  • оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;
  • анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
  • анализ исходных условий;
  • корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе