Национальный банк Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:51, реферат

Краткое описание

1. Национальный Банк Украины: задачи и функции
2. Закон “О Национальном банке Украины”. Достижения и потери
3. Кассовое исполнение бюджета

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Киевский  университет культуры

Сумской  факультет

Менеджмента  и  бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат   

По  предмету  : Финансы 

На  тему  : Национальный  банк Украины 
 
 
 
 
 

Стунеднтки:  Савченко  Елены 

  1. курса  ММТ

    Проверила  : Терещенко С.И.  
     
     
     
     

Сумы 2010 

План

    1. Национальный Банк Украины: задачи и функции

    2. Закон “О Национальном банке Украины”. Достижения и потери

    3. Кассовое исполнение бюджета 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Национальный  банк Украины: задачи и функции 

  Национальный  банк Украины (НБУ) организован в 1991 году на базе бывшей Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее обласных управлений. Он представляет собой систему единого банка и включает в себя центральный аппрарат, расположенный в г.Киеве, Крымское республиканское управление и 24 обласных управления. Управления НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка. Функциональным подразделением НБУ принадлежат вычислительные, расчетно-кассовые центры, региональные и Центральная расчетные палаты. Структурным подразделением выступает аппрарат инкассации.

  Руководящим органом НБУ является Правление, состав которго назначается Президиумом  Верховной Рады Украины. Председатель Правления избирается ВР Украины  по представлению Председателя ВР Украины сроком на 4 года.

  Законодательство  Украины предопределило построение ее банковской системы в соответствии с двухуровневым принципом организации. Национальный банк является банком первого  уровня. Он выполняет традиционные функции, характерные для центрального банка государства: является эмиссионным и расчетным центром государства, банком банков и банкиром правительства. НБУ определяет организиционно-технические принципы осуществления налично-денежного оборота:

  • правила хранения, перевозки и инкассации денежной наличности
  • правила выполнения кассовых операций банками и хозяйствующими субъектами
  • создает и управляет резервными фондами банкнот и монеты
  • устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков
 

  Как расчетный центр страны НБУ устанавливает паравила проведения безналичных расчетов хозяйствующими субъектами, а также организовывает расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляет интересы государства в отношения с центральными банками других стран, в международных кредитно-финансовых учеререждениях.

  НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков и  выдает лицензии на ведение валютных операций, осуществляет надзор за деятельностью  коммерческих банков, осуществляет их расчетно-кассовое обслуживание, предоставляет кредиты коммерческим бнкам, устанавливает правила функционирования межбанковского кредитного рынка в Украине.

  Короме  этого, на НБУ возложены операции с функционирование валютного рынка  Украины. Он по согласованию с Кабинетом  Министров Украины, устанавливает официальный валютный курс национальных денег, создает валютные резервы, организовывает операции с монетарными металлами.

  На  НБУ возложено регулирование  банковских операций, связаных с обращением приватизационных ценных бумаг; установлением  условий их хранения, учета и погашения.

  Основной  экономической задачей банка  является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. На ее решение направлена создаваемая  ими система денежно-кредитного регулирования. В процессе работы НБУ  активно испльзует следующие методы денежно-кредитного регулирования:

  • рефинансирование (учетная и кредитная политика)
  • регулирование норм и обязательных резервов
  • регулирование ликвидности коммерческих банков
 

  Ниже  представлен перечень всех функций  Национального банка Украины в соответствии со Статьей 7 Закона Украины “Про Национальный Банк”. 

  
  1. согласно  с разработаными Правлением Национального  банка Украины Основных принципов  денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику.
  2. монопольно выполняет эмиссию национальной валюты Украины и организут ее обращение.
  3. выступает кредитором последней инстанции для банков и организовывает систему рефинансирования.
  4. устанавливает для банков и других финансово-кредитных учереждений правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, ценностей и иммущества.
  5. организовывает и методологически обеспечивает систему денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса.
  6. определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе между банками и финансово-кредитными учереждениями.
  7. определяет направления развития современных электронных банковских технологий, организовывает, координирует и контролирует изобретение электронных платежных способов, систем, автоматизации банковской деятельности и средств защиты банковской информации.
  8. выполняет банковское регулирование и контроль.
  9. ведет Реестр банков, их филиалов и представительств, валютных бирж и финансово-кредитных организаций, выполняет лицензирование банковской деятельности и операций в предвиденных законами случаях.
  10. составляет платежный баланс, производит его анализ и прогнозирование.
  11. представляет интересы Украины в центральных банках других стран, международных банках и других кредитных организациях, де сотрудничество происходит на уровне центральных банков.
  12. выполняет согласно определенных специальным законом полномочий валютное регулирование, определяет порядок проведения платежей в иностранной валюте, организовывает и выполняет валютный контроль за коммерческими банками и другими кредитными организациями, которые плучили лицензию Ниционального банка на проведение операций с валютными ценностями.
  13. обеспечивает накопление и сбережение золотовалютных резервов и проведение операций с ними и банковскими металами.
  14. анализирут состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений.
  15. Организовывает инкассацию и перевозку банкнот, монет и других ценностей, выдает лицензии на право инкассации и перевозку банкнот, монет и других ценностей.
  16. реализовыает государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе национального банка.
  17. принимает участие в подготовке кадров для банковской системы Украины.
  18. выполняет другие функции в финансово-кредитной сфере в рамках своей компетенции, определенной законом.
 
 
 

Закон “О Национальном банке  Украины”. Достижения и потери 

  Закон “ О Национальном банке Украины  вступил в силу 22 июня 1999 года. Следует  отметить, что дата принятия закона символическая - борьба за независимость  Национального банка началась с новой силой после такого исторического события в развитии банковской системы Украины, как появления специального закона о статусе центрального банка страны. И начал ее сам Президент Украины, подав в парламент законопроект о внесении изменений и дополнений в только что подписанный ним закон.

  Все-таки хотелось бы отметить целый ряд позитивных норм, которые внедряются Законом  “О Национальном банке”.

  К сожалению в Украине, как и  в других странах бывших плановых экономик, центральный банк еще не занял положенное ему место, хотя в НБУ и видят элементы сходности с центробанками стран рыночной экономики, это совсем не свидетельствует о полной власти над денежно-кредитной политикой. Закон “О Национальном банке” дает возможность НБУ существенно приблизиться к тому положению, которое ему необходимо занять в экономической жизне страны. Через урегулирование взаимоотношений с органами власти, путем определения функций банка новый закон четкко определяет место и роль НБУ в системе органов государства.

  Прежде  всего следует обратить внимание на нормы, которые дают возможность  НБУ сосредоточиться на выполнении его основной функции - обеспечение  стабильности денежной единицы.

  Кроме того - и это очень важно - законом  предусмотрено, что решение Национального банка по вопросу денежно-кредитной политики является самодостаточным и не нуждается в утверждении другим органом не в пределах НБУ. Не Верховный Совет Украины, не другие органы власти теперь не имеют полномочий для утверждения денежно-кредитной политики. Статьями 9 и 24 постановлено, что основные ее принципы подаются на рассмотрение Верховной Радой Украины только в порядке информирования. Защищая Национальный банк от постоянного давления со стороны правительства, которое стремится решить вопросы финансирования собственных расходов за счет НБУ, закон запрещает ему давать прямые кредиты на финансирование расходов государственного бюджнта. Осуществлять операции с ценными бумагами НБУ разрешено только на вторичном рынке, что также исключает прямое кредитирование государства. Более того, статьей 52 закона НБУ предоставляется право поддерживать экономическую политику Кабинета Министров Украины до тех пор, пока она протеворечит обеспечению стабильности национальной денежной единицы.

  Законом заложено основы экономической независимости НБУ. Отныне постановлено (статья 5), что смета доходов и расходов должна обеспечивать возможность НБУ выполнения его функций. В случае превышения сметных доходов позитивная разница вносится в государственный бюджет, а превышение расходов покрывается за счет государственного бюджета следующего отчетного года. Опять таки - смета не требует утверждения ни одним из органов вне НБУ.

  Этим  законом впервые определены способы  и методы денежно-кредитной политики, структуру и порядок управления золотовалютным резервом, статус денежной единицы Украины и полномочия НБУ по ее обороту; легализовано существование в НБУ вооруженных формирований, расширены возможности осуществления банковского надзора, работникам НБУ присвоено статус государственных служащих.

  Как положительный момент необходимо отметить и то, что законом заложено правовые основы для создания двухуровневой  системы управления банком.

  В соответствии с Законом “О Национальном банке Украины” значительно расширены  полномочия Совета Национального банка и наданы неприсущие ему функции:

  • статьей 8 закона Совет НБУ определено “высшим органом управление Национального банка”
  • статьей 5 ему предоставляется право утверждать положения о планировании и учете доходов и расходов, а также формирование фондов и резервов Национального банка
  • пунктом 12 статьи 9 и пунктом 1 статьи 15 Совет имет право утверждать внешнеэкономические договора на сумму, которая превыщает статутный капитал НБУ
  • в соответствии с пунктом 13 статьи 9 он определяет показатели, которые характеризируют возможность НБУ отчитываться по своим обязательствам

  В соответствии со статьей 12 Закона “О Национальном банке Украины” Председатель НБУ  не является одновременно Председателем  Совета НБУ. Его роль сведена только к рядовому членству в Совете НБУ и председательствования на заседаниях Правления НБУ. Во всех, без исключения, странах, где существует двухуровневая система руководящих органов центрального банка, его председатель возглавляет и орган, который формирует денежно-кредитную политику и исполнительный орган.

  Кассовое  исполнение бюджета

До 1 июля 1993 г. в Украине действовал порядок  кассового исполнения сложившийся  в бывшем СССР. Он включал две  схемы финансирования расходов:

  • исполнение местных (сельских, поселковых, районых, городских и обласных ) бюджетов осуществлялось в пределах реально поступивших доходов
  • исполнение государственного бюджета Украины основывалось на принципе авансирования расходов на кредитной основе

  Новый порядок исключил автоматизм кредитования бюджета. Финансирование начало осуществляться в пределах реально поступивших доходов, а также полученных кредитов банков. Государственный бюджет Украины начал выполняться по схеме, аналогичной местным бюджетам.

  Учреждения  коммерческих банков по местонахождению  соответствующих районных и городских финансовых отделов открывают доходные счета государственного бюджета. Плательщики налогов и сборов перечисляют средства непосредственно государственному или местным бюджетам. Средства по доходам, подлежащим разделению между государственными и местными бюджетами (налог на добавленную стоимость, на доходы, на акцизный сбор, подоходный налог с граждан), ссответствующая доля средств перечисляется на доходный счет госбюджета. Ежедневно в начале дня остаток доходного счета перечисляется коммерческим банком по телеграфу региональному управлению НБУ. Управление НБУ с целью оперативного контроля ведет доходные счета госбюджета в разрезе филиалов коммерческих банков, где открыты доходные счета. Посредством системы электронных платежей поступившие от коммерческих банков средства по доходам бюджета ежедневно перечисляются операционному управлению НБУ в Киеве.

  На  основании полученной выписки со счета управления кассового исполнения бюджета Минфина Украина представляет ОПЕРУ Национального банка платежные поручения для перечисления средств на текущие пассивные счета министерств и ведомств (главных распорядителей ассигнований). С этих счетов на основании поручений министерств и ведомств средства перечисляются на текущие бюджетные счета учереждений, предприятий и организаций, финансируемых из госбюджета. Перечисление бюджетных средств на их расчетные средства не допускается. Бюджетные ассигонования, направляемые на финансирование капитальных вложений, зачисляются на отдельные счета.

  В отношении выплат пенсионерам Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины сохранился порядок последующего возмещения Минфином Сберегательному банку средств, направляемых на выплату пенсий.

  Указанная схема предполагает постоянное встречное движение доходов и расходов “по вертикали”, что резко снижает эффективность системы исполнения государственного бюджета: значительные суммы средств (по состоянию на 1 ноября 1993 года, например, более 8% суммы расходов бюджета) находятся “ в пути”. Преодолеть этот недостаток позволяет переход к системе “горизонтального” финансирования расходов государственного бюджета, реализацию которого призвано обеспечить создаваемое Казначейство Министерства Финансов Украины. 
 
 
 
 

Информация о работе Национальный банк Украины