Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 07:49, доклад
Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.
Негосударственные пенсионные фонды
Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.
Цели создания негосударственных пенсионных фондов:
- повышение качества
- повышение эффективности пенсионной системы.
Актуальность рассмотрения
данной темы определяется тем, что проблема
финансового кризиса пенсионной
системы свидетельствует о
Актуальность этой темы сегодня популярна как никогда после 2003 года, который проходил под знаком пенсионной реформы, дающей по замыслу ее создателей возможность людям получать в будущем достойную пенсию, а экономике России дополнительный импульс к развитию. Не секрет, что пенсионная реформа лишь через 15-20 лет обеспечит нам пенсии, составляющие 35-40% от зарплаты. А по практике для достойной жизни их уровень должен быть не менее 60-70%. Вот здесь и приходит на помощь негосударственное пенсионное обеспечение (НПО).
Суровые рыночные условия, в
которых мы с вами живем, доказывают:
без собственной заботы о будущем
обеспеченная старость останется лишь
недостижимой мечтой. Участие в системе
НПО позволяет заранее
Поэтому очень важно изучить систему негосударственного пенсионного обеспечения, что и явилось целью этой работы. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
1) изучить пенсионную систему Российской Федерации, ее развитие и становление;
2) проанализировать сущность и состояние негосударственных пенсионных фондов;
3) определить основные проблемы и перспективы развития НПО.
Сущность
и функции состояния
Негосударственное
пенсионное обеспечение является дополнительным
по отношению к государственному и
может осуществляться в форме дополнительных
профессиональных пенсионных систем отдельных
предприятий, отраслей экономики либо
территорий, а также в форме личного пенсионного
страхования граждан, осуществляющих
накопление средств на дополнительное
пенсионное обеспечение.
Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:
1) обеспечивать выплату
пенсий, а не единовременных сумм,
и согласовываться с
2) иметь как установленные
выплаты, так и установленные
взносы, являться солидарной либо
накопительной или
3) финансироваться
как за счет взносов
4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.
Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по
негосударственному
- деятельность в
качестве страховщика по
- деятельность в
качестве страховщика по
Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности:
Особый статус НПФ
НПФ - некоммерческая
организация социального
Структура имущества НПФ
Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.
Пенсионные резервы
фонда формируются
На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании, специализированного депозитария и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей(30 миллионов рублей).
Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ
Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.
Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений
Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.
Страхование рисков
Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.
НПФ выполняет следующие функции:
• разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
• заключает пенсионные договоры;
• аккумулирует пенсионные взносы;
• ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;
• заключает договоры с управляющим фонда;
• формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;
• ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;
• производит выплаты негосударственных пенсий;
• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
• предоставляет информацию о своей деятельности.
Вкладчики НПФ имеют право:
1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
2) представлять перед фондом
свои интересы и интересы
3) требовать от фонда
перевода выкупных сумм в
Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.
НПФ обязан:
1) осуществлять учет своих
обязательств перед
2) выплачивать участникам
негосударственные пенсии в
3) переводить по поручению
вкладчика или участника
4) не принимать в одностороннем
порядке решения, нарушающие
НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.
В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля.
Система внутреннего контроля
Совет Фонда
Высший орган управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет и т.д.
Попечительский совет
Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский совет включаются представители вкладчиков и участников.
Ревизионная комиссия
Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использования полученных средств и правильности выплат негосударственных пенсий.
Система государственного контроля
Федеральная служба по финансовым рынкам
Лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также уведомительная регистрация фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Регистрация пенсионных правил фонда и всех изменений к ним в соответствии с установленным уполномоченным федеральным органом порядком.
Обязательная отчетность фонда перед уполномоченным федеральным органом в соответствии с установленным им порядком.
Обязательное представление в уполномоченный федеральный орган аудиторского заключения и результатов актуарного оценивания.
Проведение проверок фондов
комиссиями уполномоченного федерального
Участие представителей уполномоченного федерального органа в работе ликвидационной комиссии.
Уполномоченный федеральный
орган - осуществляет государственное
регулирование в области
• Специализированный депозитарий
Осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов НПФ.
• Независимый аудитор
Осуществляет аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ.
• Независимый актуарий
Проводит актуарное оценивание деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению.
Перспективное развитие НПФ
Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям:
создание экономических (налоговых
и иных) стимулов для работодателей
и граждан к участию в
развитие инфраструктуры
рынков негосударственного пенсионного
обеспечения и пенсионного
совершенствование методов и форм государственного контроля и защиты прав участников этих рынков.
Очевидно, что основой
экономического стимулирования развития
данной сферы является установление
для всех субъектов негосударственного
пенсионного обеспечения и