Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:20, курсовая работа
Краткое описание
Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся. Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория…………….3-13 1.1.Сущность финансового контроля…………………………………………3-5 1.1.1 Понятие и значение финансового контроля…………………………….5-9 1.1.2 Функции и сущность финансового контроля………………….........9-10 1.2. Сферы финансового контроля…………………………………………….11 1.3. Классификация финансового контроля……………………………...12-14 Глава 2. Государственный финансовой контроль………………………….15-33 2.1. Осуществление государственного финансового контроля…………...15-22 2.2. Пути внедрения государственного аудита…………………………..23-26 2.3. Валютный контроль и административная реформа…………………...27-29 2.4. Ведомственный контроль: состояние и перспективы………………30-33 Глава 3. Негосударственный финансовый контроль…………………….34-36 3.1. Осуществление негосударственного финансового контроля………...34-36 Заключение……………………………………………………………………….37 Список использованной литературы…………………………………………...38по
Список использованной литературы…………………………………………...38по
Введение
Наша страна сейчас находится
в состоянии, которое принято называть
переходным. Мы постепенно движемся от
тоталитарного типа к демократическому.
При этом происходит смена взглядов, идеологии,
системы ценностей. Но, пожалуй, основные
изменения происходят в экономике. Слишком
уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы
стремимся.
Финансы являются неотъемлемой
частью экономических отношений, а финансовый
контроль – неотъемлемой частью финансов.
Поэтому сейчас происходят значительные
изменения, как в задачах финансового
контроля, так и в оценке его значении.
Проблема переориентации финансового
контроля, его адаптация к новым условиям
является, на мой взгляд, одной из основных
на сегодняшний день. Потому что он касается
как государства (так как с его помощью
государство увеличивает собираемость
налогов), так предприятия, организации
и учреждения (которые с помощью финансового
контроля могут сократить свои расходы,
увеличивая, таким образом, свою прибыль).
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение понятия финансовый
контроль, его видов, основных методов,
а также показать каким образом осуществляется
контроль со стороны властных структур
Российской Федерации.
Работа состоит из трех глав,
первая из которых раскрывает само понятие
финансовый контроль, вторая и третья
главы посвящены двум его формам: государственному
(по законодательству финансовый контроль
в Российской Федерации осуществляется
со стороны Президента, органов представительной
власти и специализированных органов.
Каким образом и на каком основании осуществляется
контроль со стороны всех вышеперечисленных
государственных структур) и негосударственному
(т.е. контролю со стороны негосударственных
структур, прежде всего со стороны аудиторских
фирм).
Таким образом, моя курсовая
работа будет представлять собой некое
теоретическое пособие, в котором будут
рассмотрены все аспекты такого понятия,
как финансовый контроль.
Глава 1.Финансовый
контроль как экономическая категория
1.1.Сущность финансового
контроля
Контроль за состоянием экономики,
развитием социально-экономических процессов
в обществе является важной сферой деятельности
по управлению народным хозяйством. Одним
из звеньев системы контроля выступает
финансовый контроль. Его назначение заключается
в содействии успешной реализации финансовой
политики государства, обеспечении процесса
формирования и эффективного использования
финансовых ресурсов во всех сферах и
звеньях народного хозяйства. Роль финансового
контроля при переходе к рынку многократно
возрастает.
Таким образом, финансовый контроль,
с одной стороны, является одной из завершающих
стадий управления финансами, а с другой,
он выступает необходимым условием эффективности
управления ими. Сложность понимания финансового
контроля обусловлена сложностью самой
категории финансов. Так же как финансы
являются основой любой сферы общественной
деятельности и в то же время отражают
их материальную результативность, так
и финансовый контроль является как бы
лакмусовой бумагой, на которой реально
проявляется весь процесс движения финансовых
ресурсов, начиная от стадии формирования
финансовых ресурсов, необходимых для
начала осуществления деятельности в
любой сфере, и кончая получением финансовых
результатов этой деятельности.
Можно сказать, что финансовый
контроль - это совокупность действий
и операций по проверке финансовых и связанных
с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением
специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового
контроля создаются особые контрольные
органы, укомплектованные высококвалифицированными
специалистами. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы,
в том числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая
область контроля, связанная с использованием
стоимостных категорий, имеет определенную
сферу применения и соответствующую целевую
направленность. Объектом финансового
контроля являются денежные, распределительные
процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в том числе в форме
фондов денежных средств, на всех уровнях
и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом
проверок выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль,
доходы, налог на добавленную стоимость,
рентабельность, себестоимость, издержки
обращения, отчисления на различные цели
и в фонды. Эти показатели имеют синтетический
характер, поэтому контроль за их выполнением,
динамикой, тенденциями охватывает все
стороны производственной, хозяйственной
и коммерческой деятельности объединений,
предприятий, учреждений, а также механизм
финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля
являются практически все операции, совершаемые
с использованием денег, а в некоторых
случаях и без них (бартерные сделки и
т. п.).
Контролю подлежат не только
плохо работающие предприятия и организации,
но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает
проверку: соблюдения требований экономических
законов, оптимальности пропорций распределения
и перераспределения стоимости валового
общественного продукта и национального
дохода; составления и исполнения бюджета
(бюджетный контроль); финансового состояния
и эффективного использования трудовых,
материальных и финансовых ресурсов предприятий
и организаций, бюджетных учреждений,
а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем
стоят следующие задачи: содействие сбалансированности
между потребностью в финансовых ресурсах
и размерами денежных доходов и фондов
народного хозяйства; обеспечение своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств
перед государственным бюджетом; выявление
внутрипроизводственных резервов роста
финансовых ресурсов, в том числе по снижению
себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию
материальных ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в организациях и бюджетных
учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение
соблюдения законодательства и нормативных
актов, в том числе в области налогообложения
предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам; содействие
высокой отдаче внешнеэкономической деятельности
предприятий, в том числе по валютным операциям
и др.
Финансовый контроль тесно
связан с ответственностью предприятий,
организаций, учреждений, а также государственных
и финансово-банковских структур за выполнение
финансовой дисциплины. Эта ответственность
может быть выражена как в административных,
так и в экономических (материальных) мерах
воздействия на нарушителя финансовой
дисциплины. Экономические меры воздействия
конкретно проявляются через финансовые
санкции, являющиеся теми рычагами финансового
механизма, которые содействуют повышению
эффективности производства, его интенсификации,
экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовой
ответственности, действенности финансового
контроля требуют, с одной стороны, сокращения
количества применяемых санкций, а, с другой,
повышения их результативности.
1.1.1 Понятие и
значение финансового контроля
Неотъемлемой составной частью
финансовой деятельности государства
и муниципальных образований является
финансовый контроль.
Наличие финансового контроля
объективно обусловлено тем, что финансам
как экономической категории присущи
не только распределительная, но и контрольная
функция. Поэтому использование государством
и муниципальными образованиями для решения
своих задач финансов обязательно предполагает
проведение с их помощью контроля за ходом
выполнения этих задач. Финансовый контроль
осуществляется в установленном правовыми
нормами порядке всей системой органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, в том числе специальными
контрольными органами при участии общественных
организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля
выражается в том, что при его проведение
проверяются, во–первых, соблюдение установленного
правопорядка, в процессе финансовой деятельности
органами государственной власти и местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями,
организациями, гражданами и, во – вторых,
экономическая обоснованность и эффективность
осуществляемых действий, соответствие
их задачам государства и муниципальных
образований. Таким образом, он служит
важным способом обеспечения законности
и целесообразности проводимой финансовой
деятельности.
Требование соблюдения законности
в деятельности по образованию, распределению
и использованию денежных фондов государства
и субъектов местного самоуправления
имеет конституционную основу: органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане
и их объединения обязаны соблюдать Конституцию
РФ и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).
Итак, финансовый контроль –
это контроль за законностью и целесообразностью
действий в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства
и муниципальных образований в целях эффективного
социально – экономического развития
страны и её регионов.
Финансовый контроль присущ
всем финансово-правовым институтам. Поэтому,
помимо общих финансово – правовых норм,
регулирующих организацию и порядок проведения
финансового контроля в целом, имеются
нормы, предусматривающие его специфику
в отдельных финансово – правовых институтах
и закреплённые соответствующим законодательством
(например, в Налоговом или Бюджетном кодексах
РФ).
Основными направлениями финансового
контроля в отношениях, регулируемых финансовым
правом, являются:
А) проверка выполнения органами
государственной власти и местного самоуправления
функций по аккумуляции, распределению
и использованию финансовых ресурсов
соответственно своей компетенции;
Б) проверка выполнения финансовых
обязательств пред государством и органами
местного самоуправления организациями
и гражданами;
В) проверка правильности использование
государственными и муниципальными предприятиями,
учреждениями, организациями находящихся
в хозяйственном ведении или оперативном
управлении денежных ресурсов (бюджетных
и собственных средств, банковских ссуд,
внебюджетных и других средств);
Г) проверка соблюдения правил
совершения финансовых операций, расчётов
и хранения денежных средств предприятиями,
организациями, учреждениями;
Д) выявление внутренних резервов
производства – возможностей повышения
рентабельности хозяйства, роста производительности
труда, более экономного эффективного
использования материальных и денежных
средств;
Е) устранение и предупреждение
нарушение финансовой дисциплины. В случае
их выявления в установленном порядке
применяются меры воздействия к организациям,
должностным лицам и гражданам, обеспечивается
возмещение материального ущерба государству,
организациям, гражданам.
В результате реализации задач
финансового контроля укрепляется финансовая
дисциплина, выражающая одну из сторон
законности. Финансовая дисциплина –
это чёткое соблюдение установленных
предписаний и порядка образования, распределения
и использования денежных фондов государства,
субъектов местного самоуправления, предприятий,
организаций, учреждений. Требования финансовой
дисциплины распространяются не только
на предприятия, организация, учреждения,
граждан, но и на органы государственной
власти и местного самоуправления, их
должностных лиц. Тем самым финансовый
контроль обеспечивает интересы государства,
муниципальных образований, а также способствует
соблюдению прав и интересов конкретных
граждан, предприятий, учреждений (например,
контроль за соблюдением законодательства
о представление льгот по платежам в бюджет,
за правильностью взимания налогов, за
своевременностью выделения бюджетных
ассигнований и т. д.).
Однако объект финансового
контроля не ограничивается проверкой
только денежных средств. В конечном итоге
он означает контроль за использованием
материальных, трудовых, природных и других
ресурсов страны, поскольку в современных
условиях процесс производства и распределения
опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового
контроля предполагает необходимость
глубокого экономического анализа финансово
– хозяйственной деятельности, разработки
контролирующими органами предложений
по улучшению качеств работы проверяемых
организаций.
Одной из форм финансового контроля
выступает контроль рублём, свойственный
сфере коммерческих отношений. Это контроль
за финансово – хозяйственной деятельностью
предприятий, объединений, организаций
посредством таких экономических категорий,
как цена, себестоимость, прибыль и др.,
при использовании системы финансирования,
кредитования, расчётов. Контроль рублём
позволяет определить качество работы
предприятий и экономически воздействовать
на него. Например, анализ прибыли предприятия,
её объёма, источников получения (или причин
не получения) выявляет результаты работы
предприятия. Несвоевременность возращения
ссуды, полученной в банке, сигнализирует
о неблагополучном финансовом положении
предприятия.
На своевременном этапе произошли
изменения в организации финансового
контроля, в его содержании.
В условиях перехода к рыночным
отношениям, хозяйственной самостоятельности
предприятий, организаций, учреждений
усиливается значение повседневного внутрихозяйственного
самоконтроля, контроля собственников.