Нелегальный финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 00:32, доклад

Краткое описание

Нелегальный финансовый рынок имеет не менее сложную структуру, чем рынок официальный. Нами будут рассмотрены лишь два его сегмента:
нелегальный валютный рынок;
нелегальный рынок банковских услуг (подпольные банковские системы).
Нелегальный валютный рынок – это сфера, где совершаются незаконные сделки по купле-продаже валюты на основе спроса и предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Нелегальный финансовый рынок.docx

— 26.17 Кб (Скачать файл)

Нелегальный финансовый рынок

.

Нелегальный финансовый рынок

Нелегальный финансовый рынок имеет не менее сложную структуру, чем рынок официальный. Нами будут рассмотрены лишь два его сегмента:

нелегальный валютный рынок;

нелегальный рынок банковских услуг (подпольные банковские системы).

Нелегальный валютный рынок – это сфера, где совершаются незаконные сделки по купле-продаже валюты на основе спроса и предложения.

Особенностями функционирования этих рынков является ограничение их сферы исключительно внебиржевым сектором, нарушение установленного законодательством порядка совершения операций с иностранной валютой, отклонением теневого валютного курса от официального. Отклонение от официального курса, как правило, может быть обусловлено наличием ограничений на обмен валюты, введение обязательного обмена по заниженному по сравнению с равновесным официальному валютному курсу, налоги на покупку или продажу валюты. Цена валюты на теневом рынке может зависеть также от наличия и жесткости санкций за нарушение валютного законодательства. В случае, если в финансовых операциях используются незаконно полученные доходы то развитию теневого рынка будет способствовать принятие законодательства об отмывании денег (введение требования прозрачности, идентификации участников сделок, фиксации операций и т.п.).

Так, в России активное развитие нелегального рынка валюты во многом является результатом действующего порядка осуществления купли-продажи иностранной валюты только через уполномоченные банки, введением налога на покупку валюты, а также отмены уголовной ответственности за незаконные операции с валютой при крайне незначительном риске привлечения к административной ответственности.

Подпольные банковские системы. В настоящее время в мире сформировались мощные и разветвленные подпольные банковские системы, которые позволяют перемещать огромные финансовые фонды вне системы государственного контроля. И без привлечения традиционных банковских процедур. Банкиры этой системы являются часто членами старинных семей или кланов менял и, одновременно – представителями уважаемых профессий, связанных с большим количеством деловых контактов и крупными суммами денег. Цели скрытого обмена и перевода денег за границу могут быть самыми различными – от пересылки эмигрантом небольшой суммы денег на родину до пересылки крупных сумм легальными бизнесменами для уклонения от налогов. Могут пересылаться и средства, полученные от преступной деятельности либо предназначенные для ее финансирования (подробнее).

Теневая банковская система оказывает влияние на рост преступности в стране, стабильность политической ситуации и развитие экономики. Для достижения поставленных целей подпольный банкир может также использовать сделку с родственной или контролируемой структурой за рубежом (подробнее).

В современных условиях, когда преступная деятельность приобретает транснациональный характер, нелегальные валютные рынки во многих странах используются для обслуживания криминального внешнеторгового оборота. При этом интересы легального бизнеса порой неразрывно переплетаются с интересами организованных преступных сообществ. При финансировании преступной деятельности теневыми банкирами используются и более сложные способы.

Преступник может использовать теневую банковскую систему для осуществления предварительной оплаты незаконной партии товара, например, наркотиков или оружия. При этом он может воспользоваться ранее описанной схемой.

Однако преступник может быть заинтересован в получении ссуды для осуществления преступной сделки. Банкир, имея возможность совершать финансовые операции в филиалах национальных банков и не называя имен своих клиентов, может обеспечить необходимую для преступника анонимность. Для получения требуемой ссуды для совершения сделки преступник может обратиться к подпольному банкиру. Последний, занимаясь не только подпольными, но и легальными экспортно-импортными операциями, может учесть бестоварный вексель в банке и вырученные деньги предоставить в ссуду. Преступник возвращает ссуду с процентами, существенно превышающие учетную ставку банка. Подпольный банкир, для обеспечения гарантий платежа может также принять участие в криминальной сделке, получая часть прибыли.

Государством, где подпольные банковские системы получили широкое развитие, является Индия. Подпольный банковский бизнес ("havala") появился с разделом Индии в 1947 г. на две независимые страны: преимущественно мусульманский Пакистан и, в основном, индуистскую Индию. Как полагают, возникшие тогда подпольные сети уцелели, адаптировались к новым реалиям и стали более изощренными чем прежде.

Хорошо известен также способ, связанный с использование бюро по обмену валют. Деньги, полученные в результате преступной деятельности, могут быть обменены на денежные знаки других стран либо для перевода в соответствующую страну, либо для обратного обмена.

В качестве примера криминального использования теневой банковской системы рассмотрим некоторые особенности черного валютного рынка в некоторых странах Латинской Америки (Перу, Колумбии, Эквадоре).

Нелегальные рынки обмена валюты в этих странах активно используются наркобизнесменами для целей отмывания денег. Менялы в Перу, Колумбии и Эквадоре (странах, где открытая уличная продажа долларов США представляет собой не только законную, но и широко распространенную практику) покупают наркодоллары у дельцов и продают их легальным бизнесменам и другим лицам, желающим конвертировать свои прибыли и сбережения в доллары и депонировать эти доллары в США.

.

Причины теневой экономики

Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.  
 
Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики: 
 
1. Экономические факторы: высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.); Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%).Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятий прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности. Переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли); кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;  
Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор. Несовершенство процесса приватизации; деятельность незарегистрированных экономических структур.  
 
2. Социальные факторы: низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;  
Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д. неравномерное распределение валового внутреннего продукта.  
 
3. Правовые факторы: несовершенство законодательства; недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью, •незащищенность прав собственности.  
Порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.  
 
Политическая нестабильность. 
 
Этот фактор также как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает.  
 
Причем ее объем уменьшается не, только за счет " затенения ", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен". В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая с вседозволенностью деформация морально этических требований.  
 
Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была "незавершенная либерализация". Иначе говоря, из всего набора "экономических свобод" (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (также необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. В тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии, защита со стороны государства.  
 
Наоборот, преобразования были проведены так, что у населения и деловых людей России появилась боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возник раскол между государством и обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие-либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством - иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Можно выделить из них шесть важнейших.  
 
Первая особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же, как люди, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативностью, сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали, выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным экономическим интересам. В результате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он ее от органа власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, как будто его не существует.  
 
Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке, в конкретном объеме, который требуется тому, или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется соответствующая социально- психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.  
 
Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах.  
 
Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему "дружественных" им фирм разворовывают или "прокручивают" государственные деньги. Далее эти деньги "отмываются", вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.  
 
Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных "уполномоченных" компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Функционирование компаний подобного типа - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без "уполномоченных", вынуждены им платить.  
 
Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для "обхода" этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу "дружественных" им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью полиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка "дружественным" фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.  
 
Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных, фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту теневой активности (к подкупу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.  
 
Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.  
 
Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в "тень". В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.  
 
Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были "отпущены", введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективно работающие предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать за счет неформальной деятельности. Государственные и бывшие государственные (приватизированные) предприятия обросли множеством коммерческих структур, возникло огромное число независимых фирм, через которые люди пытаются заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.  
 
Шестая особенность - не правовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высоко статусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одними из важнейших ее субъектов в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью, во-вторых, коррумпированы. Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда последние улаживаются неформальными структурами. 

 


Информация о работе Нелегальный финансовый рынок