Особенности инвестиционного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Преодоление инвестиционного кризиса является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста, что следует назвать главной задачей для России на ближайшие годы. Проведение современных экономических реформ в России свидетельствует об особой актуальности разработки проблем инвестиционной сферы и определение ее роли в деле успешного осуществления курса необходимых хозяйственных преобразований.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

Преодоление инвестиционного кризиса является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста, что следует назвать главной задачей для России на ближайшие годы. Проведение современных экономических реформ в России свидетельствует об особой актуальности разработки проблем инвестиционной сферы и определение ее роли в деле успешного осуществления курса необходимых хозяйственных преобразований. Государство является главным инициатором инвестиционной политики и одновременно выступает как инвестор со всеми принадлежащими инвестору правами. Важность же привлечения капитала для экономического роста, разработка и совершенствование механизмов реинвестирования капитала в экономический рост и развитие обусловлена самим макроэкономическим механизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности инвестиционного процесса в России

Инвестиционный процесс - многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Он имеет непосредственное отношение к динамике экономической системы. Инвестиционный процесс - составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление, но только со стороны движения инвестиционных благ. Этот процесс в РФ имел сложный характер развития.

Очевидно, при той высокой степени износа основных фондов, которая характеризует современный парк оборудования российской промышленности, поддержание высоких темпов роста ВВП (порядка 7-8% в год), требующихся для удвоения ВВП за 10 или 6 лет, без опережающего роста инвестиций невозможно - в 1990-е годы они сократились в гораздо большей степени, чем ВВП (почти в пять раз, тогда как ВВП - в два раза). Решение задачи обеспечения конкурентоспособности национальных производителей, поставленной наряду с удвоением ВВП, также связано с необходимостью обновления производственного аппарата и существенным ростом производительности труда, что нереально без значительных инвестиционных затрат.

Отличительной особенностью 2003 г. Стало восстановление опережающих темпов роста инвестиционного спроса относительно динамики ВВП и конечного потребления. Высокую динамику валового накопления обеспечил рост инвестиций в основной капитал, который по итогам 2003 г. Составил 12,9%, в то время как расходы на конечное потребление увеличились на 6,1%, а ВВП - на 7,3%.

Ускорение роста инвестиций было обусловлено следующими причинами:

- возобновился рост инвестиций  в экспортоориентированном секторе, носивший компенсационный характер  и восполнявший стагнацию капитальных  вложений в 2002 г.; возросшая инвестиционная активность в отраслях естественных монополий привела к росту производства (и инвестиций) в отраслях, производящих инвестиционные товары (например, железнодорожного машиностроения);

- резкое усиление конкуренции  продукции отраслей, ориентированных на внутренний рынок, со значительно подешевевшим импортом в условиях сохранения инфляции издержек потребовало от отечественных производителей увеличения объемов инвестирования для сохранения своих рыночных позиций. Это подтверждается тем, что наиболее высокие темпы роста инвестиций продемонстрировали обрабатывающие отрасли (27%);

- сохранилась и тенденция  увеличения ввода в действие  жилых домов. Если в 2001-2002 гг. прирост  ввода жилья составлял соответственно 4,6 и 6,7%, то в 2003 г. Он увеличился до 7,2%. [12,С.25]

Несмотря на некоторую неустойчивость, сомнения в развитии инвестиционного процесса в 2007 г., величина капиталовложений в России увеличилась примерно на 20%. До этого в течение семи лет экономического подъема они также росли быстрее динамики ВВП (в среднем на 1 0-11 % ежегодно), но от столь низкого уровня, что их объем все еще далек от предкризисного значения. Норма накопления впервые достигла нормального (для большинства стран) показателя - 21%.

 

 

Но в странах Центральной и Восточной Европы на него вышли 10 лет назад. Условий для интенсификации инвестиционного процесса в стране раньше не было - потеря времени оборачивается большей нагрузкой на текущие вложения в целях как обновления, так и развития производственных фондов, инфраструктуры и человеческого (управленческого) капитала.

И инвесторы, и наблюдатели согласны с тем, что в России сложился не очень благоприятный инвестиционный климат. Из этого можно сделать два вывода. Первый состоит в том, что вопреки тяжелейшему кризису либерализация коммерческой деятельности освободила экономику от плановой «смирительной рубашки» и удержала накопление на уровне выше 16% ВВП (в СНГ есть примеры и хуже). Второй вывод: если полтора десятилетия нет инвестиционного бума, то, значит, не сформировалась связка «корпоративный контроль - конкурентная среда». При этом инвестиционный процесс шел в естественных рамках, что позволяло расширять применение все более «нормальных» методов экономического анализа. [13, С.25]

В 2007-2009 гг. инвестиционный процесс в России формируется под влиянием объективных условий спроса и структуры активов, рентабельности бизнеса, что подтверждается данными таблицы 2(приложение). При больших вложениях в отрасли с короткими инвестиционными циклами и высокой рентабельностью сложился, по существу, сценарий «Инерция», в рамках которого крупные инвестиционные проекты могли осуществлять только госкомпании и Всемирный банк (более эффективная разновидность государственного финансирования).

Поскольку развитие экономики государства зависит от эффективности реализации инвестиций, что в особенности касается капитальных вложений в основные фонды и производственные мощности, рассмотрим промышленный потенциал РФ на предмет его влияния на инвестиционную политику.

По состоянию на конец марта 2010г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 265,8 млрд.долларов США, что на 17,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 53,8% (на конец марта 2009г. - 55,6%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (42,0%), портфельных - 7,5% (2,4%). В I квартале 2010г. в экономику России поступило 13,1 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 9,3% больше, чем в I квартале 2009 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I квартале 2010г. 13,0 млрд.долларов, или на 7,9% больше, чем в I квартале 2009 года. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец марта 2010г. составил 65,7 млрд.долларов США. В I квартале 2010г. из России за рубеж направлено 22,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 15,2% больше, чем в I квартале 2009 года.Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 22,1 млрд.долларов США, или на 36,8% больше, чем в I квартале 2009 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные факторы, вызвавшие инвестиционный кризис

Особенности переходного этапа развития российской экономики обусловили большую сложность осуществления инвестиционного процесса. Глубокий экономический кризис, охвативший в условиях переходного периода все сферы хозяйственной жизни общества, в том числе и инвестиционную, активизировал факторы, дестимулирующие инвестиции. При этом реализация общих закономерностей инвестиционного процесса, рассмотренных выше, значительно модифицировалась. В последние годы после многолетней рецессии в российской экономике под воздействием ряда благоприятных макроэкономических факторов сформировались предпосылки инвестиционного и экономического роста. Вместе с тем коренные причины экономической нестабильности кризиса не устранены, что определяет неустойчивость наметившихся позитивных сдвигов в инвестиционной сфере. Поэтому важно изучить основные факторы, определяющие динамику инвестиционного процесса, и складывающиеся под их воздействием общие условия осуществления инвестиционной деятельности, характеризующие ее состояние и перспективы развития.

Важнейшей составляющей системного кризиса российской экономики в период рыночных преобразований явился глубокий инвестиционный кризис. Его основные проявления: существенный спад объемов инвестиций, сокращение совокупного инвестиционного потенциала, негативные сдвиги в функциональной, отраслевой и региональной структуре инвестиций, снижение эффективности использования инвестиций, спекулятивный характер формирующихся финансовых рынков.

 

 

 

Инвестиционный кризис был обусловлен целым комплексом факторов. Основные причины снижения инвестиционной активности в российской экономике следующие:

  • длительный экономический спад;
  • уменьшение валовых национальных сбережений;
  • инфляционные процессы и снижение устойчивости национальной валюты;
  • структурные деформации денежной массы;
  • сокращение инвестиционных расходов бюджета при некомпенсированном росте финансирования инвестиций из собственных и привлеченных средств предприятий;
  • обострение кризиса бюджетной системы;
  • рост неплатежей;
  • неустойчивое финансовое положение предприятий;
  • нарушение процессов формирования общественного капитала, соотношения между системой процентных ставок и уровнем рентабельности реального сектора экономики;
  • предпочтения в получении доходов на финансовом рынке, незначительный приток иностранных инвестиций;
  • ошибочность экономической политики государства, опирающейся на либерально-монетаристскую модель рыночных преобразований, отсутствие государственной инвестиционной стратегий;
  • несовершенство законодательства;
  • медленный темп институциональных реформ и др.

3. Структура и направления Федеральной адресной инвестиционной программы на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

На реализацию адресной программы предусматриваются средства:  
на 2012 год в сумме 924,8 млрд. рублей, в том числе на реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, -  
162,6..млрд.рублей;  
- на 2013 год – 831,4 млрд. рублей (177,3 млрд. рублей соответственно);  
- на 2014 год – 697,0 млрд. рублей (149,2 млрд. рублей соответственно).  
          При этом в 2012 году 610,6 млрд. рублей направляется на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в 52 федеральные целевые программы (в 2013 году – 44 федеральные целевые программы на общую сумму 553,3 млрд. рублей, в 2014 году – 35 федеральных целевых программ на общую сумму 478,0 млрд. рублей).  
В 2012-2014 годах в рамках адресной программы предусматривается финансирование по 4 новым федеральным целевым программам, в частности: "Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 годы)" (проект), "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" на 2012-2020 годы (проект), «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (проект) и "Культура России".  
          На реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы, на 2012 год предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 314,2 млрд. рублей (на 2013 год – 278,1 млрд. рублей, на 2014 год – 219,0 млрд. рублей).

 

 

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации предлагается направить в 2012 году в объеме 726,2 млрд. рублей, что составляет 78,6% от общего объема бюджетных ассигнований адресной программы, в 2013 году – 699,3 млрд. рублей (84,1%), в 2014 году – 604,3 млрд.рублей (86,7%).  
На финансирование объектов капитального строительства собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, предлагается направить в 2012 году 63,3 млрд. рублей, что составляет 6,8% от общего объема бюджетных ассигнований адресной программы, в 2013 году– 42,9 млрд. рублей (5,2%), в 2014 году– 31,1 млрд. рублей..(4,5%).  
          На софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований предусматриваются бюджетные ассигнования на 2012 год в объеме 135,2 млрд. рублей, что составляет 14,6% от общего объема бюджетных ассигнований адресной программы, на 2013 год..–..89,2..млрд.рублей..(10,7%), на 2014 год – 61,6 млрд. рублей (8,8%).  
 
         Адресной программой предусмотрено на реализацию инвестиционных проектов:  
- социального комплекса в 2012 году – 300,2 млрд. рублей, в 2013 году –  
226,4 млрд. рублей, в 2014 году – 169,7 млрд. рублей;  
- производственных комплексов в 2012 году – 398,3 млрд. рублей, в 2013 году – 365,8 млрд. рублей, в 2014 году – 304,6 млрд. рублей (в том числе - комплекса транспорта и связи в 2012 году – 317,1 млрд. рублей, в 2013 году – 307,8 млрд. рублей, в 2014 году – 266,6 млрд. рублей, а также агропромышленного комплекса в 2012 году – 13,3 млрд. рублей, в 2013 году – 11,8 млрд. рублей, в 2014 году – 3,5 млрд. рублей);  

- специального комплекса в 2012 году – 226,2 млрд. рублей, в 2013 году – 239,2 млрд. рублей, в 2014 году – 222,8 млрд. рублей.  
Значительная часть бюджетных ассигнований (в 2012 году – 86,6 млрд. рублей, в 2013 году – 57,2 млрд. рублей, в 2014 году – 33,4 млрд. рублей) направляется на обеспечение жильем граждан Российской Федерации. В рамках данного направления будут финансироваться мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, прокуроров органов прокуратуры, сотрудников следственных органов, молодых ученых РАН и ее региональных отделений, а также мероприятия по строительству общежитий высших учебных заведений и приобретению жилых помещений для судей и работников аппаратов судов.  
          Особое внимание будет уделено мероприятиям по формированию фонда служебного жилья для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и помещениями в общежитиях, а также строительству и приобретению жилых помещений для постоянного проживания. На эти цели адресной программой предусмотрено в 2012 году – 70,8 млрд. рублей, в 2013 году – 45,5 млрд. рублей, в 2014 году - 25,9 млрд. рублей.  
В рамках социального комплекса на развитие и модернизацию объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта предусматриваются средства федерального бюджета на 2012 год в объеме 139,2 млрд. рублей, на 2013..год..– 113,7 млрд. рублей, на 2014 год – 88,9 млрд. рублей).  
Средства, выделяемые на здравоохранение (в 2012 году –  
79,3 млрд. рублей, в 2013 – 65,9 млрд. рублей, в 2014 – 54,2 млрд. рублей), планируется направить на строительство и реконструкцию важнейших объектов, в том числе: строительство клиники высоких технологий Научного центра здоровья детей, НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина РАМН в г. Москве, федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии в г. Димитровграде;

Информация о работе Особенности инвестиционного процесса в России