Особенности финансовой политики современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет вне зависимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней.

Содержание

Введение
1. Понятие финансовой политики
2. Финансовая политика России в современных условиях
2.1. Бюджетная политика России
2.2. Налоговая политика России
2.3. Денежно-кредитная политика России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 32.87 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

Финансы

на тему

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

                                                                               Выполнили:                                                                                          Студенты группы Э22БО

Караказова Кристина Александровна

Сергеева Екатерина

«_12_» марта 2014г.

 

Проверил:

к.э.н., доцент Кладова

«____»марта 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2014 г.

Содержание

Введение

1. Понятие финансовой  политики

2. Финансовая политика России в современных условиях

2.1. Бюджетная политика России

2.2. Налоговая политика  России

2.3. Денежно-кредитная политика  России

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.

В экономике России на современном этапе ее развития особое место занимают финансовые отношения. Финансовая политика как часть системы управления финансами направлена на обеспечение сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, на создание финансовых условий для реализации задач социально-экономического развития, в том числе сферы образования.

Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет вне зависимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории.

 

 

 

 

 

1. Понятие финансовой политики

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовая политика России в современных условиях

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика России определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года, бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике» и рядом других законодательных и нормативных актов.

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствующей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности», повышения благосостояния населения.

 

2.1. Бюджетная политика  России

Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия федерального закона о бюджете возможен ее роспуск. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2000—2008 гг. создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических целей финансовой политики в начале XXI в. Общей стратегической задачей развития объявлена модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста.

Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами. В соответствии с этим определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики, которые были достигнуты в 2004-2008 гг.:

— проведена бюджетная реформа, позволяющая более эффективно управлять ограниченными бюджетными ресурсами;

— бюджет стал формироваться исходя из долгосрочных приоритетов развития страны, реализации национальных проектов, полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

— получили развитие стимулирующие элементы бюджетной политики и бюджетного процесса, внедрены новые методы бюджетирования в зависимости от результатов выполняемых функций и эффективности работы;

— существенное снижение издержек функционирования государства;

— создана эффективная система межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий, прозрачности и объективности процедур распределения финансовой поддержки регионам;

— обязательства государства были приведены в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

— вплоть до кризисного 2009 года была обеспечена бездефицитность федерального бюджета;

— прекращена безадресная система льгот;

— сокращена практика предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам;

— проведено четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершено реформирование системы финансовой поддержки регионов;

— проведена максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидированы целевые бюджетные фонды федерального бюджета;

— завершен перевод всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, повышена роль Федерального казначейства;

— проведено реформирование бюджетного учета и бюджетной классификации;

— обеспечена большая прозрачность бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Бюджетная политика России 2000—2008 гг. обеспечила сбалансированность федерального бюджета и систематический рост  его профицита в условиях высоких темпов экономического роста (7% ВВП) и благоприятной экономической коньюнктуры (рост цен на сырьевые товары российского экспорта).

Однако уже начиная с 2007 г. темпы роста бюджетных расходов стали опережать темпы роста доходов, этот процесс усилился и во второй половине 2008 г. и хотя федеральный бюджет 2008 г. в целом был сведен с профицитом более 4%, со второго полугодия  увеличения расхода бюджета, связанные с реализацией антикризисных мероприятий Правительства РФ, существенно превысили доходы.

 

2.2. Налоговая политика  России

Важнейшая часть финансовой политики — налоговая политика.

К основным задачам современной налоговой политики России относятся следующие:

— значительное снижение и структурное выравнивание налогового бремени;

— упрощение налоговой системы;

— минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

— снижение налоговой нагрузки;

— оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

— создание условий для легализации прибылей предприятий;

— сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков, что должно обеспечиваться совершенствованием налогового администрирования;

— усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.

Частично эти задачи уже решены и будут продолжать решаться в 2010—2012 гг. Наиболее существенные меры были приняты по стимулированию предприятий к начислению реальной, «белой» заработной платы. Для этого введена плоская (единая) ставка подоходного налога (13%). Коренные изменения произошли в системе налогообложения прибыли за счет расширения перечня налоговых вычетов (расходов), уменьшения ставки налога до 20% при одновременной ликвидации всех налоговых льгот, снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 18%, введения специального налогового режима для малых предприятий, амортизационных премий.

В долгосрочной перспективе при принятии мер налоговой политики необходимо учитывать, что потенциальный уровень доходов бюджетной системы РФ к 2020 году будет снижаться, в первую очередь, за счёт сокращения доли нефтегазовых доходов, а также снижения доли импорта в ВВП.  По прогнозу Минэкономразвития России, в результате этих тенденций уровень доходов бюджетной системы РФ в долгосрочной перспективе (при действующих сохранении ставок основных налогов) снизится с 39,8% ВВп в 2007 году до 34,0-36,0% ВВп в 2020 году и 32,0-34,0% ВВП к 2025 году. Вместе с тем необходимо учесть ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства. Поддержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы должны способствовать меры по повышению собираемости налогов, прежде всего, за счет легализации доходов.

Информация о работе Особенности финансовой политики современной России