Особенности формирования рыночных отношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей формирования рыночных отношений в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма формирования рыночных отношений в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ  ВПО «МГИУ»)

Кафедра ИДО №72 "Экономика"

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 



 

Группа ЯР11Э311

Студент Боярская Н.А.

Руководитель проекта Бурдина Елена Александровна

Допускается к защите

Заведующий кафедрой

Руководитель работы Бурдина Елена Александровна

Оценка ________________        ___________

Ярцево, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные рыночные отношения  представляют собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса.

По определению, рынок - это организованная структура, где «встречаются» производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены товаров и объемы продаж.

Рынок определяется совокупным спросом  на товары и услуги. Когда встречаются  товары и услуги, предназначенные  для  одних и тех же целей, они потенциально конкурируют друг с другом за выполнение своей функции.

Недостаточная изученность проблем, тормозящих развитие рыночной экономики России на фоне глобализации экономик развитых стран, таких как США, Канада, Япония, Германия, Европейский Союз, обуславливают актуальность курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей формирования рыночных отношений в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма формирования рыночных отношений в России.

Объектом курсовой работы являются современные рыночные отношения в России.

Задачами курсовой работы является:

- рассмотрение теоретических основ  рыночных отношений в Российской  Федерации;

- изучение основных понятий рынка;

- анализ исторических сведений  о развитии рыночных отношений  в России;

- анализ современного состояния  рыночных отношений и рынка  в России;

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

    1. Рынок. Определение и основные функции.

Организованным товарным рынком называется место осуществления торговых операция по определённым, установленным правилам. Впервые детальное описание и анализ свободного рынка сформировал испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века. В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», описывая соперничество внутри свободного рынка. Через нововведённый термин он определяет понятие публичных торгов. Исследователь Оресте Попеску замечает, что «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке. Сегодня рынок имеет множество определении. В зарубежной и отечественной литературе рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или же представляют его как обмен, контролируемый законами товарного производства и обращения. Из других источников, рынок – это организованная система взаимоотношений производителей и потребителей, взаимодействие которых приводит к установлению рыночных цен.

Кстати, цена играет очень важную роль в рыночной системе, она является не только рычагом управления рыночным механизмом, но и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Существуют определённые методы установления цен: на основе издержек, спроса и цен конкурентов. Цена имеет несколько характерных черт:

- цена облегчает процесс купли - продажи;

- на цену влияет взаимодействие спроса и предложения;

- цена – полезное орудие в рекламе;

- цена может помогать или мешать сбыту;

- цена привязана к методу распределения;

- цена имеет отношение к стоимости и прибыли;

- цена может быть надежным оружием в конкурентной борьбе.

В директивно управляемой (планово - административной) экономике цены использовались государством как главный инструмент воздействия на экономические процессы: они являлись объектом планирования и устанавливались исключительно государственными органами; были едины в масштабах страны, постоянны и менялись только по решению правительства; уровень цен был оторван от реальной стоимости товаров и от мировых цен. Таким образом, цена выполняла чисто расчетные функции и служила инструментом учета.

Рынок наделён различными структурами. По определению, структура рынка — это конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты, т.е. конкуренция. Конкуренцией называют ситуацию, в которой участники рынка стремятся к взаимоисключающим целям (желая продать товар с максимальной прибылью, продавец не уступает в желании покупателя купить этот товар с минимальными затратами). Конкуренция определенна восемью видами:

- Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты;

- Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка;

- Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний;

- Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей;

- Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

- Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний;

- Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

- Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Структуры ранка различаются по количеству и размеру производителей и потребителей на рынке, типу реализуемых товаров или услуг и степенью доступности информации о них.

Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию, согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, «экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще».

Современный рынок тесно связан с жизнью общества, ибо он оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

- Потребление – это цель экономической деятельности, является важной сферой экономики. Однако ведущую роль играет производство. При отсутствии производства не возможен рынок, потому как именно в производстве создается товарная единица. Изменения в производственной сфере напрямую влияют на функционирование других сфер экономики. Восстановление производства и наличие крупных производственных результатов для такой огромной и богатой дарами природы страны, как Россия, играет очень важную роль: рыночная экономика в нашей стране всё ещё развивается; собственное производство на недостаточно низком уровне, нехватка рабочих мест и т. д.

- Распределение - это фаза общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. В процессе распределения материальные, финансовые и трудовые ресурсы направляются по отраслям экономики, предприятиям, районам страны. Характер и формы распределения определяются системой общественных отношений. В условиях рыночной экономики распределение осуществляется на рынке, в сфере обращения.

- Роль обмена в товарной системе выражается содержанием и принципом функционирования рыночного механизма.

- Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес, перестроить его структуру в соответствии с изменившимися условиями рынка. Наличие информации важно также и для потребителей. Наличие информации позволяет предпринимателям сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Наличие информации важно также и для потребителей. Сведения о ценах, тенденции к изменению, появлении новых продуктов, ситуации на рынке труда помогает потребителям принять правильное экономическое решение. Данные о ситуации на рынке также можно получить посредством анализа различного рода показателей: уровня цен, процентной ставки, прибыли, безработицы, средней заработной платы и др.             

- Посредническая функция рынка заключается в том, что рынок способствует установлению хозяйственных связей между его субъектами. При этом рынок обеспечивает альтернативность выбора при заключении сделок. Потребитель имеет возможность выбрать оптимального производителя продукции. В то же время продавцу обеспечивается выбор наиболее подходящего покупателя.

- Регулирующая функция рынка является одной из самых его важных функций. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства. Рост цен в некоторых секторах экономики является сигналом для производителей к расширению объемов производства. Напротив, снижение цены — сигнал к сокращению. Несмотря на то, что в странах с социально ориентированной рыночной экономикой большое место отводится государственному регулированию экономики, регулирующая роль рынка продолжает сохраняться.

- Стимулирующая функция рынка заключается в том, что рынок посредством цен стимулирует внедрение в производство достижений научно - технического прогресса, экономию затрат, повышение качества продукции, постоянное обновление ассортимента продукции.

- Контролирующая функция рынка сводится к тому, что рынок освобождает экономику от неэффективных хозяйственных единиц, которые не в состоянии предложить потребителям качественную продукцию.

- Социальная функция рынка приводит к дифференциации участников рынка. Те предприятия и организации, которые  выпускают более качественную продукцию, применяют эффективные методы управления, используют персонал высокой  квалификации, имеют возможность получать более высокий  доход. Эта функция касается и граждан. Физические лица, обладающие соответствующим уровнем образования и квалификации, вправе рассчитывать на получение более интересной и доходной работы.

           С учетом функций рынка его элементами выступают: производители и потребители; цены; спрос и предложение; конкуренция.

Субъектами рынка являются собственники товаров, производители услуг и владельцы денег. Важным субъектом функционирования рынка является конкуренция, "невидимая рука провидения", по А. Смиту.

 Объектами рынка  выступают материальные блага,  факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

Формами организации  рынка служат базар, магазин, аукцион, ярмарки. Они дают возможность широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников вступать в непосредственные коммерческие контакты, содействующие регулированию спроса и предложения, активизации хозяйственной инициативы сторон. На ярмарках имеются возможности пропаганды надёжности изготовителя, его имиджа, уровня технического обслуживания. Результаты деятельности ярмарок позволяют изготовителям принимать решения о выпуске продукции, обновлении ассортимента, повышении качества и улучшении дизайна.

 

 

 

    1. Исторические предпосылки возникновения рынка.

          Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.. Возникший 6 тыс. лет назад, ранок был наделён простейшим механизмом  купли – продажи, сегодня же он является высокоразвитой рыночной системой. Оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, рынок превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Американские ученые Р. Липси, П. Стейнер и Д. Первис сравнивали рынок со «сценой, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей - что и как производить; владельцы факторов производства - кому и как эти товары продавать».  По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так: продавцы выкладывали свой товар и уходили в сторону, дабы дать возможность покупателям рассмотреть и оценить продукт. Если же покупателю нравился предложенный товар, он оставлял свой и, также удалялся. Возвратившись, продавец принимал решение, эквивалентности предложенного товара. Таким образом, одно изделие на рынке подлежало обмену на другое, более полезное продавцу. Однако, если предложенный покупателем товар не удовлетворял продавца,  совершались не один, а несколько обменов. Такая схема купли – продажи называется бартер - одна из простейших форм обмена.  На мой взгляд, процесс купли - продажи был наделён неким азартом. Рынок и в то время предполагал постоянное место, ярмарки, базары и т.д. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Тогда и сформировалось товарное производство изделий, выпускаемых не для собственного пользования, а для продажи, в качестве носителя стоимости, с целью получить взамен другие, более нужные для изготовителя предметы.

Информация о работе Особенности формирования рыночных отношений в Российской Федерации