Оценка инветиционной привлекательности на примере РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:58, доклад

Краткое описание

Становление и развитие рыночной экономики в России обусловили появление новых направлений в тео¬рии и практике экономического анализа, что, несом¬ненно, связано с глубокими институциональными пре¬образованиями в функционировании государственно¬го механизма и управлении хозяйствующими субъек¬тами различного уровня, с появлением и развитием новых социально-экономических процессов, а также с кризисными явлениями в экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

Олеговна.docx

— 122.48 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Становление и развитие рыночной экономики в  России обусловили появление новых  направлений в теории и практике экономического анализа, что, несомненно, связано с глубокими институциональными преобразованиями в функционировании государственного механизма и управлении хозяйствующими субъектами различного уровня, с появлением и развитием новых социально-экономических процессов, а также с кризисными явлениями в экономике.

Одним из востребованных развивающихся направлений экономического анализа становится инвестиционный анализ в региональном аспекте. Это определяется ведущей ролью регионов в формировании социально ориентированной рыночной экономики и подъеме России на достойное место в мировой экономической системе.

Регионы выступают объектами вложения экономических ресурсов с целью получения социально-экономических результатов в будущем в виде стабильного роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения.

В современном  мире темпы модернизации экономики  во многом зависят от объемов инвестиций. Однако инвесторы предпочитают вкладывать средства в экономику регионов с  благоприятным инвестиционным климатом, характеризующимся емким инвестиционным потенциалом, низкими инвестиционными  рисками и высокой инвестиционной активностью. Именно такими характеристиками обладает Республика Башкортостан.

Сегодня Республика Башкортостан – один из развитых индустриально-аграрных регионов России, обладающий большим экономическим  потенциалом.

Регионы выступают объектами вложения экономических ресурсов с целью получения социально-экономических результатов в будущем в виде стабильного роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения. Таким образом, регионы можно рассматривать как экономические системы приоритетного инвестирования социально ориентированных структурных сдвигов. Однако для того, чтобы вложения были приоритетными и обоснованными, необходимо развивать и внедрять в практику инвестиционное направление регионального анализа. Разработка целевых региональных программ развития должна основываться не просто на интуитивных управленческих решениях или лоббировании чьих-либо интересов, а на экономических расчетах с применением системного научно-методического обоснования выбора приоритетных объектов вложения инвестиций и источников их финансирования. Базой для этого должен стать постоянный мониторинг инвестиционных процессов в регионе, анализ, прогнозирование и оптимизация инвестиционных решений с использованием современных информационных технологий.

От инвестиционной привлекательности региона зависит  объем  притока денежных средств  в его экономику. Поэтому оценка привлекательности  является весьма актуальной задачей на современном  этапе.

Целью работы (отчета) является комплексное исследование инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность и типы инвестиционной привлекательности региона;
  • изучить опыт составления рейтинга инвестиционной привлекательности региона, как отечественного, так и зарубежного;
  • рассмотреть краткую характеристику социально-экономического положения и инвестиционной деятельности Республики Башкортостан;
  • провести сравнительный анализ инвестиций в Республике Башкортостан и в среднем по Российской Федерации;
  • провести корреляционный анализ частных составляющих инвестиционных потенциала и риска;
  • изучить проблемы повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан на современном этапе;
  • рассмотреть основные этапы проведения корреляционно-регрессионного анализа и прогнозирования величины инвестиций по источникам финансирования на 2010-2012 гг.

Объектом  нашего исследования является инвестиционная деятельность Республики Башкортостан. Предмет исследования – инвестиционная привлекательность.

Научную и методическую основу исследования составляют статистические данные и  экспертные оценки, анализ действующего законодательства в области регулирования  инвестиционной деятельности; публикации периодической печати так или  иначе рассматривающих инвестиционную деятельность, статистические данные по Республике Башкортостан и Российской Федерации.

Научная новизна работы заключается  в том, что в работе выявляются факторы, определяющие инвестиционную привлекательность Республики Башкортостан, и приводятся рекомендации по улучшению  инвестиционного климата.

Практическое значение работы заключается  в том, что результаты исследования способствуют более глубокому анализу  категории «инвестиционная привлекательность» и выявлению путей  дополнительного  привлечения средств в экономику  Республики Башкортостан.

.

1 Анализ и оценка инвестиционной деятельности Республики Башкортостан

 

1.1 Краткая характеристика социально-экономического положения и инвестиционной деятельности Республики Башкортостан

 

Социально-экономическое развитие республики в 2009 г. под влиянием мирового финансово-экономического кризиса столкнулось с серьезными экономическими вызовами, что негативно повлияло на развитие отдельных сфер экономики республики, оказав сдерживающее влияние на реализацию стратегических целей, в том числе по формированию оптимальной структуры высокотехнологичного промышленного производства, способного обеспечить на основе имеющегося потенциала выпуск конкурентоспособной продукции. После десяти лет среднегодового роста валового регионального продукта республики на 7,0% в 2009 г. его снижение, по оценке, составило 3,5%.

Вместе с тем благодаря накопленному экономическому потенциалу, оперативно принятым Правительством Республики Башкортостан антикризисным мерам, эффективной  реализации Программы деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий (2007-2012 гг.), являющейся неотъемлемой частью сложившейся целостной системы управления социально-экономическим развитием республики, основанной на взаимодополняющих методах долгосрочного и среднесрочного прогнозирования и программирования, обеспечено системное развитие республики, не допущен существенный спад темпов экономического роста и сохранены ведущие позиции среди регионов страны.

В 2011 г. республике удалось сохранить более высокую динамику, чем в среднем по Российской Федерации, по валовому региональному продукту, промышленному производству, вводу в действие жилых домов, потребительского рынка. Обеспечено стабильное функционирование агропромышленного комплекса.

Продолжена работа по созданию инновационной  инфраструктуры, совершенствованию  нормативной правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность. В результате проводимой работы объем отгруженной  инновационной продукции, как и  в предыдущие годы, в 2009 г. увеличился.

Сохранена социальная стабильность. Выполнены в полном объеме все  социальные обязательства, гарантированные  государством. Повысились реальные располагаемые  денежные доходы населения. Улучшена демографическая  ситуация.

Своевременное реагирование на внешние  вызовы, эффективная реализация стратегических и программных документов позволяют  обеспечить в ближайшие годы выход  на ориентиры, обозначенные в Стратегии  социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 г.

Оборот  организаций по полному кругу хозяйствующих субъектов составил в январе-сентябре 2011 г. 1260,3 млрд. руб., что на 24,2% в действующих ценах больше уровня соответствующего периода прошлого года.

Объем отгруженных  товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных  услуг собственными силами составил 826,1 млрд. руб., что выше уровня января-сентября 2010 г. на 28,4% (в действующих ценах).

Индекс  промышленного производства составил в январе-сентябре 2011 г. 114,7% к январю-сентябрю 2010 г.

Высокий индекс производства в определенной степени обеспечен низкой базой  прошлого года (в январе-сентябре 2010 г. индекс составил 93,4% к январю-сентябрю 2009 г.).

Индекс  производства по виду деятельности «обрабатывающие производства» за январь-сентябрь 2011 г. составил 115,5% к соответствующему периоду 2010 г.

Положительная динамика отмечается по всем видам экономической деятельности за исключением «производства прочих неметаллических минеральных продуктов», где сохраняется отставание (90,1% к соответствующему периоду 2010 г.). 1

На 23-39% с  начала года зафиксирован рост в следующих производствах:

– целлюлозно-бумажном, издательской и полиграфической деятельности (123,2%);

– металлургическом (138,4%);

– транспортных средств (126,7%);

– прочих производствах (128,1%).

Индекс в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 109,2% к январю-сентябрю 2010 г. Производство электроэнергии увеличено на 16,9%, теплоэнергии – на 3,8%. В производстве и распределении газообразного топлива индекс составил 126,8% к январю-сентябрю 2010 г., по сбору, очистке и распределению воды – 101,6%.

Строительство. Предприятиями и организациями республики за 9 месяцев  2011 г. сдано в эксплуатацию 171 жилое здание и 173 здания нежилого назначения. Введены в действие производственные мощности на предприятиях сельского хозяйства,  по добыче сырой нефти, по производству прочих неметаллических минеральных продуктов, пищевых продуктов, розничной торговли, общественного питания, транспорта, связи и других.

На территории республики в январе-сентябре 2010 г. построено 13,4 тыс. новых квартир (включая квартиры в общежитиях) общей площадью 1233,1 тыс.мили 89,7% к уровню того же периода 2010 г. В расчете на 1000 чел. населения республики введено  304 м2 общей площади жилых домов. 

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Cтроительство», в январе-сентябре 2011 г. оценивается в размере 54585,3 млн.руб., 94,0% к  соответствующему периоду  2010 г.

В грузообороте транспорта сохранилась положительная динамика на автомобильном и водном транспорте. Пассажирооборот автомобильного транспорта в январе-сентябре 2011 г. по оценке составил 3,4 млрд. пасс-км (99,8% к январю-сентябрю 2010 г.). Автобусами общего пользования по всем видам сообщения было перевезено 355,0 млн. чел. (95,4%).

Аварийность на автомобильных дорогах и улицах республики уменьшилась, но остается одной из серьезных социально-экономических проблем.

Общий объем  услуг связи, оказанных всеми операторами связи республики, в январе-сентябре 2011 г. оценивается в 15,7 млрд. руб. (в фактически действовавших ценах на 1,5% больше, чем в январе-сентябре 2010г.), в том числе населению – 10,0 млрд. руб. (на 1,5% больше). С начала года число основных квартирных телефонных аппаратов телефонной сети традиционных операторов увеличилось на 9,5 тыс., достигнув на конец января-сентября т.г. 884,7 тыс. абонентов.

Оборот  розничной торговли в январе-сентябре 2011 г. составил 346,1 млрд. руб., что в товарной массе на 4,8% больше, чем в январе-сентябре 2010 г.

В январе-сентябре 2011г. населению республики оказано платных услуг на 114,1 млрд. руб.,  что в сопоставимой оценке выше соответствующего периода прошлого года на 2%. Высокий прирост физического объема реализации платных услуг наблюдался в туристских, медицинских и бытовых услугах.

По данным Министерства финансов Республики Башкортостан на 1 октября 2011 г. в консолидированный бюджет Республики Башкортостан поступило доходов в сумме 89,7 млрд. руб., из них доля налога на доходы физических лиц составила 22,9%, налога на прибыль организаций – 21,2%, налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 9,3%, налогов на имущество – 8,4%, налогов на совокупный доход – 2,9%.

Расходы консолидированного бюджета  сложились в сумме 76,3 млрд. руб., из них на финансирование образования  было направлено 21,4 млрд. руб. (28,1%), социальной политики – 12,2 млрд. руб. (16,0%), национальной экономики – 11,2 млрд. руб. (14,7%), здравоохранения, физической культуры и спорта – 9,6 млрд. руб. (12,5%), жилищно-коммунального хозяйства – 5,9 млрд. руб. (7,7%), национальной безопасности и правоохранительной деятельности – 3,4 млрд. руб. (4,5%).

По данным Национального банка Республики Башкортостан на 1 сентября 2011 г. остатки кредитных вложений банков Российской Федерации в экономику Республики Башкортостан составили 283,5 млрд. руб. В структуре задолженности по кредитам 35,3% приходилось на предприятия, занятые в сфере обрабатывающих производств; 9,8% - оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 9,6% - добычи полезных ископаемых; 4,6% - сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; 2,7% - строительства; 0,5% - транспорта и связи; 0,4% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды; 29,6% - физических лиц.

Вклады  населения в кредитных организациях республики на 1 сентября 2011 г. составили 117,7 млрд. руб., увеличившись с начала года на 17,8%.

Информация о работе Оценка инветиционной привлекательности на примере РБ