Министерство транспорта
Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного
транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный
государственный
университет путей сообщения»
кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая работа
По дисциплине: «Оценка ценных
бумаг»
На тему: «Оценка рыночной стоимости
государственных ценных бумаг».
Выполнил: Ефимов А.Ю
Группа: 358
Проверила: Фещенко И.В
Двгупс
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….3
- Теоретическая часть……………………………………………..…..….….4
1. Понятие государственных
ценных бумаг и их функции …………………....4
2. Общие условия выпуска и размещения
государственных ценных бумаг….7
3. Порядок выпуска государственных
ценных бумаг………………………....10
4. Особенности исполнения обязательств
по государственным ценным бумагам…………………………………………………………………………..13
5. Технология размещения государственных
ценных бумаг…………………14
6. Описание видов ценных бумаг
региональных органов государственной
власти…………………………………………………………………………….20
- Практическая часть………………………………………………..….….22
Заключение…………………………………………………………………..….34
Список литературы……………………………………………………………..35
Введение
Главной особенностью оценки
стоимости ценных бумаг является определение
стоимости всех активов и обязательств,
которые содержит в себе ценная бумага.
Для осуществления прогнозов её перспективности
и выгодности вложений, проводится анализ
финансовых вложений организации-эмитента,
что позволяет установить рыночную стоимость
займов ценных бумаг на основе формы участия
в бизнесе и его займов.
Ценные бумаги – это особая
форма капитала. Первая причина – это
то ,что они являются товаром, обращаемым
на фондовом рынке. Вторая причина – это
её нематериальная сущность, и поэтому
стоимость её оценивается не затратами,
а определяется стоимостью прав, которые
она передает своему владельцу.
Оценка стоимости ценных бумаг заключается
в анализе предоставляемых ими прав владельцу
и определении рыночной стоимости данных
прав. Права, обеспечиваемые ценными бумагами,
закреплены и регламентированы Гражданским
Кодексом Российской Федерации и такими
Федеральными Законами, как «О рынке ценных
бумаг», и «Об акционерных обществах».
Рынок долговых обязательств в настоящее
время становится достаточно важным сегментом
финансовой системы России. В отечественной практике к долговым
ценным бумагам относят облигации, депозитные
и сберегательные сертификаты и векселя.
Особое и значительное место среди долговых
ценных бумаг занимают облигации: эмиссионная,
долговая, срочная ценная бумага, содержащая
обязательство эмитента выплатить в определенный
срок владельцу этой ценной бумаги определенную
сумму денежных средств. Облигации могут
быть корпоративными, государственными,
муниципальными и иностранными.
Цель данной курсовой работы
– рассмотреть особенности государственных
ценных бумаг.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственных
ценных бумаг;
2. Выявить основные подходы к выпуску
и обращению ценных бумаг;
I. Теоретическая
часть.
1. Понятие государственных
ценных бумаг и их функции.
Государство является активным
участником фондового рынка, на котором
правительственные структуры могут изыскать
средства для покрытия дефицита федерального
и местного бюджетов. Во всем мире государства
и их учреждения являются крупнейшими
заемщиками капитала. Заимствование государством
средств у населения и частных компаний
осуществляется путем продажи им государственных
ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых
обязательств.
На мировых фондовых рынках
обращаются самые различные виды государственных
долговых обязательств: облигации, векселя,
ноты, сертификаты и другие. Однако все
эти обязательства носят характер долговых
ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные
сроки и приносящих гарантированный доход.
По выпущенным в обращение государственным
ценным бумагам исполнительные органы
власти отвечают всеми активами, находящимися
в их распоряжении.
Эмиссия государственных ценных
бумаг направлена на решение задач государственного
значения (покрытие постоянного дефицита
государственного бюджета, покрытие целевых
расходов правительства и др.).
Государственные ценные бумаги
принято делить на рыночные и нерыночные
– в зависимости от того, обращаются ли
они на свободном рынке (первичном или
вторичном) или не входят во вторичное
обращение на биржах и свободно возвращаются
эмитенту до истечения срока их действия.
Основную часть государственных ценных
бумаг составляют рыночные.
Государственные долговые обязательства
можно классифицировать по различным
признакам.
По срокам заимствования, государственные
ценные бумаги делятся на краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные.
1) Казначейские векселя
– краткосрочные государственные
обязательства, погашаемые обычно
в пределах года и реализуемые
с дисконтом, то есть по цене
ниже номинала, по которому они
погашаются (или продаваемые по
номиналу, а выпускаемые по цене
выше номинала).
2) Среднесрочные казначейские
векселя; казначейские боны –
казначейские обязательства, имеющие
срок погашения от одного до
пяти лет, выпускаемые с условием
выплаты фиксированного процента.
3) Долгосрочные казначейские
обязательства – со сроком
погашения до десяти и более
лет, по ним уплачиваются купонные
проценты. По истечении срока
обладатели государственных ценных
бумаг имеют право получить
их стоимость наличными или
рефинансировать в другие ценные
бумаги. В некоторых случаях долгосрочные
обязательства могут быть погашены
при наступлении предварительной
даты, то есть за несколько
лет до официального погашения.
По способу получения дохода
государственные ценные бумаги делятся
на дисконтные и купонные.
Дисконтные – ценные бумаги,
продаваемые инвесторам по цене ниже номинала.
При погашении инвестор получает доход
в виде разницы между номинальной стоимостью
и ценой приобретения.
Купонные – ценные бумаги, выпускаемые
с купонами, по которым с определенной
периодичностью выплачивается купонный
доход. В большинстве случаев среднесрочные
и долгосрочные ценные бумаги выпускаются
с купонами, так как инвестор заинтересован
получить доход не через 30 лет, а постепенно
в течение этого времени.
Государственные ценные бумаги
различаются также по цели выпуска.
Долговые ценные бумаги выпускаются
для покрытия постоянного дефицита государственного
бюджета, переходящего из года в год. Как
правило, среднесрочные и долгосрочные
ценные бумаги выпускаются именно с этой
целью и обслуживают систематическую
задолженность государства.
Ценные бумаги для покрытия
временных дефицитов бюджета служат для
заимствования средств на покрытие кассовых
разрывов, которые образуются в связи
в определенной цикличностью поступления
налогов и постоянными расходами из бюджета.
Обычно в конце квартала и начале следующего
квартала, когда налоги еще не собраны,
возникает дефицит бюджета, который затем
перекроется за счет поступления налогов,
размер которых выше, чем сумма бюджетных
расходов.
Целевые облигации, выпускаются
для реализации конкретных проектов.
Ценные бумаги для покрытия
государственного долга предприятиям
и организациям применяются для рассчета
с предприятиями за работы, выполненные
по государственному заказу и финансируются
за счет средств федерального бюджета.
В мировой практике выделяют
государственные (казначейские) облигации,
они по своей природе и назначению близки
к среднесрочным и долгосрочным казначейским
обязательствам (а иногда с ними даже не
разграничиваются). Отдельные виды государственных
облигаций, в частности сберегательные
облигации, могут распространятся на нерыночной
основе.
Также выделяют особые виды
нерыночных государственных ценных бумаг
в виде иностранных правительственных
серий, серий правительственных счетов,
серий местных органов власти (например,
в советской экономике широкое распространение
получили беспроцентные товарные облигационные
займы).
Таким образом, займы можно
классифицировать:
в зависимости от эмитента;
от характера выплаты доходов:
выигрышные;
целевые;
беспроцентные;
с фиксированным и плавающим
процентом;
с единовременной суммой выплаты
и по частям;
бескупонные, где доход равен
разнице цены покупки и погашения;
по предназначению:
для населения;
для юридических лиц;
по характеру оформления:
государственные ценные бумаги
(бумажная форма / безбумажная);
2. Общие условия
выпуска и размещения государственных
ценных бумаг.
Политику в области государственных
заимствований определяют законодательные
(представительные) органы власти Российской
Федерации и субъектов РФ. Они это делают
в процессе рассмотрения и утверждения
бюджетов соответствующих уровней на очередной
финансовый год. В частности, Федеральное
Собрание определяет
· источники финансирования
дефицита федерального бюджета за счет
государственных внутренних заимствований,
· предел государственных внешних
заимствований,
· объемы и перечень государственных
внешних заимствований по показателям
источников внешнего финансирования дефицита
бюджета,
· пределы предоставления государственных
гарантий другим лицам на привлечение
внутренних и внешних заимствований,
· программы государственных
внутренних и внешних заимствований.
Решение об эмиссии государственных
ценных бумаг принимает Правительство
РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ.
В решении об эмиссии отражаются сведения
об эмитенте, объем и условия эмиссии, способ
исполнения обязательств по эмитируемым
ценным бумагам.
Эмиссия государственных ценных
бумаг допускается только в случае утверждения
федеральным законом или законом субъекта РФ
о бюджете соответствующего уровня на
текущий финансовый год
· предельного размера соответствующего
государственного долга,
· предельного объема заемных
средств, направляемых на финансирование
дефицита бюджета соответствующего уровня,
· расходов на обслуживание
соответствующего государственного долга.
Федеральные и региональные
органы исполнительной власти утверждают
основные (генеральные) условия эмиссии
ценных бумаг определенного вида. Параметры
эмиссии, не регламентированные основными
условиями, определяются эмитентом. Основными
условиями устанавливаются:
· вид ценной бумаги;
· закрепляемые ею права;
· её форма;
· порядок размещения и обращения;
· способ погашения.
Могут быть предусмотрены ограничения,
касающиеся оборотоспособности ценной
бумаги или круга лиц, которым данные бумаги
могут принадлежать, круга уполномоченных
организаций, через которые осуществляется
обращение ценной бумаги, включая организации-агенты
и депозитарии.
В соответствии с основными
условиями эмиссии займа эмитент определяет
обстоятельства размещения и обращения
отдельных выпусков ценных бумаг данного
вида. В частности, указывается следующая
информация:
· наименование эмитента;
· дата эмиссии;
· дата или период и порядок
размещения;
· срок обращения;
· дата и порядок погашения;
· номинальная стоимость одной ценной
бумаги и др.
В соответствии с установленными
требованиями раскрываются сведения,
включенные в основные параметры эмиссии.
Условия размещения и обращения
отдельных выпусков займа устанавливаются
в решении эмитента. Вся информация, характеризующая
выпуск займа, публикуется в открытой
печати или раскрывается эмитентом иным
способом.
Все государственные займы
подлежат регистрации. Регистрация эмиссии
федеральных займов осуществляется путем
внесения соответствующей записи в Государственную
долговую книгу РФ. Субфедеральные займы
регистрируются Министерством финансов
РФ. После регистрации выпуска займа Минфин
РФ несет ответственность за соответствие
его условий законодательству России
на момент регистрации и за полноту представленной эмитентом
информации.
Для поддержания уверенности
инвесторов в выполнении эмитентом своих
обязательств перед ними целесообразно
предусматривать обеспечение их выполнения. Особенно
это важно в нестабильной экономической
обстановке. Желательно в основных условиях
эмиссии займа определять перечень конкретного
имущества, подлежащего реализации для
исполнения обязательств заемщика по ценным
бумагам при появлении у него финансовых затруднений.
В соответствующих случаях можно предусмотреть
и страхование ответственности за исполнение
обязательств эмитента по выпущенному
им займу.