Перспективы развития торговых организаций в условиях рыночных отношений РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:09, реферат

Краткое описание

Рыночная экономика диктует товаропроизводителю специфические условия, при которых производственные отношения строятся на принципах закона стоимости, спроса и предложения, конкуренции, на всестороннем учете интересов, прежде всего, покупателя, который через куплю-продажу диктует свои условия к качеству и количеству товара. Более того, при рыночных отношениях расширенное воспроизводство предприятия и любая предпринимательская деятельность должна осуществляться, главным образом, за счет самофинансирования, собственных накоплений, прибыли.

Содержание

Введение
Глава1. Особенности и механизм функционирования предприятия в условиях рыночной экономики
1.1 Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
1.2 Особенности работы предприятия в условиях рынка
Глава 2. Эффективность работы предприятия в условиях рыночных отношений
2.1 Экономическая эффективность производства на предприятии и факторы ее определяющие
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 3.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рыночная экономика диктует товаропроизводителю специфические условия, при которых производственные отношения строятся на принципах закона стоимости, спроса и предложения, конкуренции, на всестороннем учете интересов, прежде всего, покупателя, который через куплю-продажу диктует свои условия к качеству и количеству товара. Более того, при рыночных отношениях расширенное воспроизводство предприятия и любая предпринимательская деятельность должна осуществляться, главным образом, за счет самофинансирования, собственных накоплений, прибыли.

Рыночная экономика  по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности  производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.

Экономическая эффективность - результативность экономической  системы, выражающаяся в отношении  полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. Для измерения эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, окупаемости и др. С их помощью сопоставляются различные варианты развития производства, решения его структурных проблем.

Эффективность предприятия характеризуется производством  товара или услуги с наименьшими  издержками. Она выражается в его  способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия в отличие от его технической эффективности зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

В работе применены такие общенаучные методы исследования как, монографический, метод анализа и синтеза и конкретно научные – расчетно-конструктивный,  статистический.

В данной работе сначала рассмотрены критерии и  показатели экономической эффективности, общая и сравнительная экономическая эффективность затрат, а затем уже основные пути повышения эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности и механизм функционирования предприятия в условиях рыночной экономики

1.1 Основные функции и цели предприятия в условиях рынка

 

Предприятие - это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  в порядке, установленном законом, для производства продукции и  оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные черты предприятия:

  • организационное единство: предприятие - это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
  • определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
  • обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  • предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;
  • выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);
  • оперативно - хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Производственное предприятие.

Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется  определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и  умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.

Важное значение для работы предприятия  имеет информация: коммерческая, техническая  и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию  и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.

Внешняя среда, которая непосредственно  определяет эффективность и целесообразность работы предприятия - это прежде всего  потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 2).

 

Рис. 2. Внешняя среда производственного  предприятия.

 

Население, в интересах и при  участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население  также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

К числу поставщиков предприятия  следует, очевидно, причислить кредитные  учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и  проектные организации, которые  готовят для предприятий необходимую научно - техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе.

Задачами действующего предприятия  являются:

  • получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
  • обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
  • обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
  • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
  • охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
  • недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи предприятия определяются: интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой.

Важнейшей задачей предприятия  является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции. На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Перечисленные выше задачи, предприятия  могут решать только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять  необходимые функции

Выделяют следующие принципы управления предприятием:

  • экономичность;
  • финансовая устойчивость;
  • прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы, во -первых, достигался определенный результат  при наименьших затратах - принцип  минимизации; и, во -вторых, при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации, другими словами, принцип экономичности выдвигает требование - не тратить даром производственные ресурсы, т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло бы в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли.

Первый - за счет монопольного положения  предприятия по выпуску продукции.

Второй - связан непосредственно с  производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий). Величина прибыли в данном случае зависит:

- от правильной производственной  направленности (выбор продуктов,  пользующихся высоким и стабильным  спросом);

- от степени конкурентоспособности  продукции (цена, сроки поставки, обслуживание и т.д.);

- объемов выпускаемой продукции;

- от структуры снижения издержек производства.

Третий - от инновационной деятельности. Получение прибыли на предприятии  напрямую

связано с системой налогов и  их размером, поэтому размер налога должен стимулировать предприятия  к расширению производственной деятельности.

На величину прибыли влияет и  характер формирования цен и их регулирование  со стороны государства.

Орган, который формулирует и  конкретизирует какую - либо хозяйственную  задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения с учетом функций, выполняемых предприятием.

К основным функциям предприятия можно  отнести:

  • изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
  • продажа и поставка продукции потребителю;
  • послепродажное обслуживание;
  • материально - техническое обеспечение производства;
  • управление и организация труда персонала на предприятии;
  • повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
  • предпринимательство;
  • уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
  • соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от: размеров предприятия, отраслевой принадлежности, степени специализации и кооперирования, наличия социальной инфраструктуры, формы собственности, взаимоотношений с местными органами власти.

1.2 Особенности работы предприятия в условиях рынка

 

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений  ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации  предприятия. При этом субъектом  предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Часто в экономическом  обороте используется термин “фирма”, под которым понимается экономический  субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Иначе, фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии.

По формам собственности  предприятия подразделяются на:

- частные, которые могут  существовать либо как полностью  самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

Информация о работе Перспективы развития торговых организаций в условиях рыночных отношений РФ