Понятие и структура финансовой системы Р.Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирования и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 69.04 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и структура финансовой системы Р.Ф

1.1. Финансовая система и основные закономерности развития финансов России 

          Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирования и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.

     Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов, денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

     Централизованные  финансы – это экономические  отношения, связанные с формированием  и использованием фондов денежных средств  государства, аккумулируемых в государственной  бюджетной системе и правительственных  внебюджетных фондов.

     Децентрализованные  финансы – это денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

     Деньги  – всеобщий эквивалент, с помощью  которого, прежде всего, измеряются затраты  труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический  инструмент распределения и перераспределения  ВВП и национального дохода

Путь казначейства в истории Российского государства  крайне длинен и сложен. История  его развития неотделима от истории  государства в целом. Истоки казначейства исходят из глубокой древности, времен Древней Руси, когда появился пост казначея - должностного лица княжеской  или боярской администрации, хранителя  княжеских ценностей, общим названием  которых была казна.

В Древней Руси имели широкое хождение металлические  деньги, большей частью серебряные. Существуют документальные свидетельства  того, что при Владимире Святославовиче и Владимире Мономахе в Киеве  чеканились собственные деньги - серебряник и золотник. Развитые кредитные отношения  появились на Руси уже в XI веке. Процент  зависел от величины долга и сроков его погашения, но должен был не превышать 50 % годовых. Собственно самой банкирской деятельности положили начало в XII веке новгородские бояре. Развитие финансовых отношений потребовало и развитие нормативной базы для них. Первый Устав о резах (процентах) был  утверждён в 1113 году Владимиром Мономахом, и запрещал паразитическое ростовщичество и долговое рабство.

Однако финансовая система России была расстроена татаро-монгольским  нашествием. В середине XII столетия была прекращена киевская чеканка монет. Возродилась же русская чеканка  только в XIV веке. С постепенным расширением  и укреплением границ Российского  государства росла казна, что  требовало дополнительного контроля за сохранностью государственных средств. Это и привело к усилению роли казначеев и появлению в XV веке, в правление Ивана III, казенных дворов.

В 1678-1679 годах  были составлены новые переписные книги, единицей прямого налогообложения  стал двор. 1680 год ознаменовался  первым традиционным составлением бюджета  страны. Были установлены три главных  налога: оброчная подать; стрелецкие деньги; ямская и полоняничная деньга, первая из которых шла на содержание почтовой связи, а вторая - на выкуп взятых в плен русских воинов.

В результате разносторонних реформ Петра I, в 1710 году была создана  Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за верным поступлением налогов. Эта контора  просуществовала до 1742 года. 1775 год  ознаменовался изданием крупного правового  акта "Учреждения для управления губерний Российской империи". Согласно этому документу, в каждой губернии создавались казенные палаты "для  домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества".

Следующим этапом развития финансовой системы Российского государства стали реформы Александра I, а именно подписание в 1802 году манифеста "Об учреждении Министерств", согласно которому, совместно с другими министерствами, создаётся и Министерство финансов.

Период великих  реформ 60-70 годов XIX столетия отметился  узакониванием и проведением  в жизнь принципов рационализации и единства бюджета.

В 1918 году казначейство было расформировано, и его функции  получили Наркомат финансов и Народный банк РСФСР, а позже - Министерству финансов СССР и Государственному банку СССР. Указом Президента России 1992 года и постановлением Правительства 1993 года был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. Этим моментом ознаменовалось начало возрождения казначейства в России.  

   Состояние государственных финансов определяется прежде  всего степенью

сбалансированности  государственного бюджета. Бюджету  России  на  протяжении

XIX в., был свойственен  хронический дефицит. С таким  бюджетом  Россия  вошла

и в XX век.

    Достаточно  талантливые  руководители  финансовых  ведомств   и   члены

правительства,  курирующие  эти   ведомства   в   XIX   в.   понимали,   что

сбалансированность  доходов и  расходов  бюджета  зависела  прежде  всего от

уровня  развития  и  состояния  отечественной  экономики  и  государственной

политики в  области социально-экономических  преобразований.

    Довольно  быстрое развитие России в   XIXв. – переход от  мануфактуры к

машинной индустрии  и довольно крупному промышленному  производству  в  начале

XX века; развитие  внутренней и внешней торговли; переход от  крепостничества

к вольнонаёмному труду  сопровождалось  реформированием  всех  сторон  жизни

общества вплоть до государственного устройства.

    Политические   и   социально-экономические    реформы    сопровождались

изменениями в  организации  финансовых  отношений.  Но,  с  другой  стороны,

реформирование  финансовой  системы  обеспечивало   претворение    в   жизнь

политики, направленной на достижение Россией подобающего  ей места в  мировой

экономике.

    Доходы  и расходы государственного  бюджета   взаимосвязаны.  действующая

налоговая  система,  как  правило,   определяет   основную   часть   доходов

государственного   бюджета.    Увеличение    расходов    обычно    диктуется

экстраординарными событиями:  войнами,  природными  катаклизмами  –  засуха,

наводнение, град и др. или социальными «взрывами».

    Эти   события  негативно  влияют  на  динамику  доходов   от   народного

хозяйства, сокращают  товарооборот,  а  значит,  и  сокращаются  поступления

налогов  в  бюджет.  Возможности  налогового  бремени   ограничены   уровнем

платёжеспособности  населения, а переход  этих  границ  чреват  появлением  и

обострением социальной напряжённости.

    Более  лёгким путём сбалансирования  бюджета является покрытие бюджетного

дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом  государственного  долга.

Таким путём  шла и Россия в XIX-XX веках.

     Последствия  чрезмерной эмиссии – расстройство  денежного  обращения  и

как следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах  и,  особенно,  в

бюджетных отношениях.

    Свертывание  денежных отношений  –  переход   все  большей  части  товара

товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности и

авторитета национальной денежной единицы

    Расстройство   денежной   системы   становится   основной   из   причин

расстройства  финансов,  и  непременным   условием   оздоровления   финансов

является оздоровление денежного обращения.

    История  развития России XIX – XX вв. –   яркая  иллюстрация  чередования

войн,    обострения    противоречий    между    нарождающимся     российским

предпринимательством  и  помещиками   землевладельцами,   преобразований   в

государственном   управлении   и   периодического   расстройства   денежного

обращения, роста  бюджетного дефицита  и  реформ  в  области  государственных

финансов, денежного  обращения и банков. 
 

     Деятельность  М.М. Сперанского. 

    Выдающийся  государственный деятель и первый  исполнитель  управленческих

и финансовых преобразований  в  России  начала  XIX  в.  –  М.М.  Сперанский

(1772–1839), был  одним из первых историков   развития  финансов  и  денежного

обращения.

    Критический  анализ развития денежного обращения  в XVIII  –  начале  XIX

вв. России позволил ему определить основные направления  реформ,  проведение

которых в XIX в. фактически сформировало денежную систему, с которой Россия

вошла в XX в.

    Знание  основных направлений деятельности  Сперанского и  предложений   по

реформированию  государственного управления, финансовых  и кредитно-денежных

отношений необходимо  не  только  потому,  что  почти  все  его  предложения

реализованы в  реформах, проведённых в середине XIX –  начале  XX  вв,  но  и

потому, что его  анализ причин слабости  финансового  положения  и  состояния

денежного  обращения  в  начале  XIXв  и предложения   по   сбалансированию

государственного  бюджета  и  укреплению  денежного  обращения  актуальны  и

сегодня.

    Деятельность  М.М.  Сперанского  и  разработка  им  теоретических  основ

реформ  в  области  финансов  и  денежного  обращения  были  направлены   на

укрепление российского  предпринимательства.  Он  стремился  приспособить  к

новым требованиям  состояние финансов, главную причину, расстройства  которых

видел в  несоразмерности  расходов  государства  с  доходами.  Понимая,  что

соразмерность   восстанавливается   либо    сокращением    издержек,    либо

приумножением  доходов,  он,   намечая   пути   финансовых   преобразований,

предполагал  сокращать  издержки,  оставляя  лишь  необходимые,   откладывая

полезные и  исключая вовсе излишние издержки.

    Называя  предложенный казначейством способ  погашения бюджетного дефицита

за  счёт  увеличения  налогов  и  выпуска  ассигнаций  вредным,   Сперанский

предлагал  прекратить  новый   выпуск   ассигнаций.   Его   предложения   по

оздоровлению  денежного обращения основывались  на  убеждении,  что  бумажных

денег должно быть ровно столько, сколько есть капиталов  и кредитных бумаг.

    Под  капиталом он понимал всё, что  может быть обращено в мену  и куплю, а

кредитные деньги делил на четыре группы, в зависимости  от  их  обеспечения,

подчёркивая, что  достоверность кредитных бумаг  зависит от верности залога.

    Особенностью  эмиссии в России начала XIX в.  было то, что рост  цен  шел

медленнее, чем  падение курса ассигнаций (за  счёт  опережения  темпов  роста

производительных  сил, темпов роста потребностей) и  потому ежегодное  падение

Информация о работе Понятие и структура финансовой системы Р.Ф