Понятие финансов и финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности развития финансовой системы в РФ.
Задачи:
Рассмотреть понятие финансов и финансовой системы.
Проанализировать закономерности развития финансовой системы РФ.
Дать характеристику финансовой системы России.

Содержание

Введение………………………..………………………………………………….3
1. Понятие финансов и финансовой системы………………………………..…5
2. Финансовая система РФ………………………………………………………..8
Заключение……………………………...………………………………………..14
Литература……………………….………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

анализ современного сосотояния финансовой ситемы РФ.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение………………………..………………………………………………….3

1.  Понятие  финансов и финансовой системы………………………………..…5

2. Финансовая  система РФ………………………………………………………..8

Заключение……………………………...………………………………………..14

Литература……………………….………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы вопросами  создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от в  основном централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

Так, западные крупные  экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты, видят под  финансовой политикой  в первую очередь  совокупность государственных мероприятий  по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Цель работы: изучить особенности развития финансовой системы в РФ.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие финансов и финансовой системы.
  2. Проанализировать закономерности развития финансовой системы РФ.
  3. Дать характеристику финансовой системы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие финансов и финансовой системы

 

Финансы — это  экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров  через рынок ресурсов и рынок  продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы как научное понятие  обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных  формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений.

Термин «финансы» всегда означал  какой-то процесс, отношения между  субъектами, а конкретно — денежные отношения. В процессе исторического  развития термин получил международное  распространение, но сфера его использования  постепенно ограничилась денежными платежами в общегосударственные фонды денежных средств.

Финансы вместе с тем являются и  исторической категорией, так как  они прошли свои этапы возникновения, развития и т.д., т.е. они изменяются во времени.

Финансы - это экономические  отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отражаться различными финансовыми показателями, которые "сообщают", как распределяются и как используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффективное использование денежных средств.

Финансовая  система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев  финансовой системы, связанная с  образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств.

Финансовая  система – это единая система, т.к. базируется на едином источнике  ресурсов всех звеньев, т.е. национальном доходе создаваемом в сфере материального  производства.

Централизованные  финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Под децентрализованными  финансами – понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятия.

В зависимости  от методов формирования доходов  экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (т. е. публичные финансы) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств).

В каждой из выделенных сфер используются специфические формы  и методы образования и использования  финансовых ресурсов; каждая из них  имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

В зависимости  от механизма формирования и использовании  финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финансовых отношений:

финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

публичные финансы (государственные  и муниципальные),

финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы в свою очередь  подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости  от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов, например, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п.

Основой финансовой системы  являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере  формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов, определяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Эффективное использование  финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятия. С одной стороны, главным источником дохода бюджета является национальный доход, созданный в сфере материального производства, а с другой стороны – процесс расширенного воспроизводства, осуществляющегося не только за счёт средств предприятия, но и с привлечением общегосударственных фондов денежных средств в форме бюджетного ассигнования и использования банковских кредитов.

 

 

2. Финансовая система РФ.

 

Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в  себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1. Бюджетная система,  состоящая из федерального бюджета,  бюджетов субъектов Федерации  и бюджетов органов местного  самоуправления.

2. Государственные внебюджетные  фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.)

3. Фонды, консолидированные  в бюджете.

4. Внебюджетные децентрализованные  фонды.

5. Фонды страхования.

6. Государственный кредит.

7. Финансы хозяйствующих  субъектов (ресурсовые фонды).

8. Финансы населения.

Все перечисленные финансовые институты можно разбить на две  подсистемы. Это — общегосударственные  финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет  государство в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизации  в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Главным звеном финансовой системы  государства является государственный  бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Через госбюджет государство концентрирует  у себя значительную долю национального  дохода для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Информация о работе Понятие финансов и финансовой системы