Понятие финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 09:49, реферат

Краткое описание

Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
1. функционирование бюджетного механизма;
2. механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;
3. механизм функционирования внебюджетных фондов;
4. механизм функционирования местных финансов;
5. функционирование страхового механизма;
6. механизм функционирования финансового рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Фин. мех.docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Структура финансового механизма

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования  со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм можно  представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

  1. функционирование бюджетного механизма;
  2. механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;
  3. механизм функционирования внебюджетных фондов;
  4. механизм функционирования местных финансов;
  5. функционирование страхового механизма;
  6. механизм функционирования финансового рынка.

Для обеспечения стабильного и  эффективного функционирования финансового  механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Структура финансового  механизма включает в себя:

  1. финансовое регулирование;
  2. финансовое стимулирование;
  3. финансовые рычаги;
  4. нормативное и правовое обеспечение;
  5. информационное обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное  обеспечение включают в себя:

  1. законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);
  2. указы Президента РФ (по налогообложению);
  3. постановления Правительства РФ;
  4. приказы и письма министерств и ведомств;
  5. устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования  дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов  финансового механизма, которые  бы принудили их действовать в  соответствии с необходимыми для  общества направлениями. Такое регулирование  проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики.

Схема финансового механизма

 

 

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев  определяет содержание финансовой политики.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересы.

Учет особенностей момента  предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых  тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода  при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает  согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного  этапа развития, а также обеспечение  тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика состоит  из следующих основных на-правлений:

налоговой политики;

бюджетной политики;

денежно-кредитной политики;

ценовой политики;

таможенной политики;

социальной политики;

инвестиционной политики;

внешнеторговой политики.

 

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических  приоритетов:

достижение социальной стабильности в обществе;

оздоровление государственных  финансов;

восстановление нормального  функционирования банковской сферы;

поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;

достижение финансово-экономической  самостоятельности и усиление ответственности  регионов в рамках единого федеративного государства;

создание равных условий  в бюджетно-налоговой сфере для  регионов;

меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

дальнейшее комплексное  реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации  налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

оптимизация налоговых и  таможенных льгот и преференций;

создание единого реестра  налогоплательщиков;

усиление налогового администрирования;

реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные  внебюджетные фонды.

Бюджетная политика сводится к:

• определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

• установлению оптимальных  взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;

  • оптимизации структуры расходной части бюджета;
  • • распределению расходов между бюджетами разных уровней;
  • • определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
  • управлению государственным долгом;
  • • определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.
  •  

    В современных условиях к  актуальным задачам бюджетной политики следует отнести:

    принятие мер по экономии государственных средств;

    централизацию всех доходов  и средств федерального бюджета  на счетах органов Федерального казначейства;

    принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в  государственной собственности, прибыли  Банка России в федеральный бюджет;

    проведение ревизии федеральных  целевых программ с целью их оптимизации;

    обеспечение государственной  монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

    проведение связанных  расчетов с использованием механизма  целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным  организациям и другим получателям  средств федерального бюджета;

    введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

    реструктуризацию государственного долга;

    инвентаризацию внешних  и внутренних заимствований и  результатов их использования.

    В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи — укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения. Денежно-кредитная политика включает:

    реструктуризацию банковской системы;

    совершенствование порядка  контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

    оптимизацию объема и структуры  денежной массы;

    установление рыночной ставки процента;

    сглаживание колебаний курса  рубля к иностранным валютам;

    пополнение валютных запасов  государства и снижение оттока капиталов  за границу;

         активизацию закупок добываемого золота для пополнения государственного фонда.

    Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от изменения цен на товары и услуги названных отраслей.

    Таможенная политика — это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

    Финансовая политика государства  имеет социальную направленность. Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

    выплате в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия  военнослужащим, других государственных  социальных трансфертов, а так же выполнению графика погашения задолженности  по таким группам из федерального бюджета;

    увязке перечисления трансфертов  субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих  выплат работникам бюджетной сферы  из собственных доходов;

    разработке механизмов компенсации  доходов наименее обеспеченных слоев  населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;

    сдерживанию роста безработицы  и созданию условий для расширения занятости;

    реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрению элементов  накопительного финансирования пенсий;

    упорядочению системы  социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

    Информация о работе Понятие финансового механизма