Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 16:07, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной работы – изучение и анализ муниципальной финансовой системы, ее функций, целей, задач и основных принципов, а объект – сами муниципальные финансы в целом. Задачи данной работы следующие: • Дать общий обзор муниципальной финансовой системе; • Сформулировать и рассмотреть главные функции и особенности муниципальных финансов; • Определить основные задачи местных органов власти в формировании муниципальной финансовой системе. Данная работа состоит из введения, где определены цель, объект и задачи изучения, четырёх глав, где идет уже более детальное ознакомление с особенностями муниципальной финансовой системы, заключения и списка использованной литературы. В первой главе подробно рассматривается многогранность понятия муниципальных финансов, рассматриваются объект и предмет исследования. Вторая глава посвящена изучению формирования доходов и расходов муниципальных финансов в целом. В третьей главе мы рассматриваем функции и задачи местного бюджета как основного финансового источника. Четвертая же глава посвящена проблемам, которые возникают в современном обществе при развитии сферы муниципальных финансов. В заключении сделаны выводы по проделанной работе и обобщена вся информация.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие, функции и задачи муниципальных финансов…………………….. 4 2. Формирование доходов, расходов и источников муниципальной финансовой системы……………………………………………………………... 9 3. Проблемы развития муниципальной финансовой сферы в современном обществе………………………………………………………………………….14 Заключение……………………………………………………………………….18 Список литературы………………………………………………..……………..20
Что такое муниципальные финансы?
Важный ли это элемент в экономической
системе нашего общества?
В настоящее время важное место
занимает изучение данной проблемы, так
как муниципальная финансовая система
выступает одним из важных субъектов экономической
деятельности, от результатов которой
зависит не только благосостояние отдельной
хозяйственной единицы, но и всего населения
страны в целом.
Цель данной работы – изучение
и анализ муниципальной финансовой системы,
ее функций, целей, задач и основных принципов,
а объект – сами муниципальные финансы
в целом.
Задачи данной работы следующие:
Дать общий обзор муниципальной
финансовой системе;
Сформулировать и рассмотреть
главные функции и особенности муниципальных
финансов;
Определить основные задачи
местных органов власти в формировании
муниципальной финансовой системе.
Данная работа состоит из введения,
где определены цель, объект и задачи изучения,
четырёх глав, где идет уже более детальное
ознакомление с особенностями муниципальной
финансовой системы, заключения и списка
использованной литературы. В первой главе
подробно рассматривается многогранность
понятия муниципальных финансов, рассматриваются
объект и предмет исследования. Вторая
глава посвящена изучению формирования
доходов и расходов муниципальных финансов
в целом. В третьей главе мы рассматриваем
функции и задачи местного бюджета как
основного финансового источника. Четвертая
же глава посвящена проблемам, которые
возникают в современном обществе при
развитии сферы муниципальных финансов.
В заключении сделаны выводы по проделанной
работе и обобщена вся информация.
1. Понятие, функции и задачи
муниципальных финансов
Муниципальные финансы – это
система экономических денежных отношений
по формированию, распределению, использованию,
контролю фондов денежных средств муниципального
образования (включая безналичные деньги
и высоколиквидные активы), предназначенных
для удовлетворения потребностей данного
муниципального образования и его жителей
(местного сообщества).
Как экономическая категория
финансы отражают содержание экономических
процессов и явлений в сфере финансовых
отношений и являются важнейшей составной
частью экономической системы в целом.
От результативности финансовых отношений
во многом зависит эффективность экономической
системы государства и уровень экономического
развития общества.
Финансовая система РФ состоит
из двух основных элементов: финансы властных
структур (государственные и муниципальные)
и финансы самодеятельных субъектов экономической
сферы.
Финансы властных структур
– это государственные и муниципальные
финансы, которые показывают формирование
доходов и расходов органов государственной
власти – федеральной и субъектов – и
местного самоуправления для решения
задач соответствующего уровня.
Особое внимание в настоящее
время государство уделяет муниципальной
финансовой сфере, так как она является
основой формирования всего государственного
бюджета.
Муниципальные финансы – важнейшее
звено и составная часть системы финансов
государства. Поэтому для определения
специфики муниципальных финансов (составной
части системы финансов государства) приемлемы
все сущностные характеристики, присущие
общей категории финансов. Различие состоит
лишь в более узкой сфере перераспределительных
отношений, характерной для местных финансов.
Важно отметить тот факт, что
сущность муниципальных финансов проявляется
в их функциях. Под функциями понимается
та "работа", которую выполняют финансы.
Можно выделить наиболее главные функции,
а именно:
осуществление публичной власти
в узком смысле (принятие правовых актов
и осуществление действий, имеющих юридическое
значение);
защита интересов граждан (включая
внешние функции государственных образований,
оборону и безопасность, экологическую
функцию);
социальная поддержка малообеспеченных
граждан в форме выделения им различных
пособий;
экономическая функция (по созданию
государственных и муниципальных предприятий,
осуществляющих возмездную экономическую
деятельность в целях получения прибыли,
и управлению ими, в том числе по предоставлению
им финансовой поддержки);
оказание всему населению или
группам граждан, имеющим льготы, безвозмездных
услуг, финансируемых за счет соответствующих
бюджетов.
Общей целью всей муниципальной
финансовой системы является повышение
эффективности осуществления указанных
функций. Однако при этом необходимо учитывать,
что эффективность какой-либо деятельности
муниципальных образований, либо других
субъектов хозяйствования определяется
эффективностью осуществления всех её
элементов, в том числе финансового обеспечения
этой деятельности.
Таким образом, муниципальные
финансы – это сложная система, состоящая
из множества отдельных элементов, чье
взаимодействие необходимо для получения
максимального результата.
В последние годы ушедшего века
наметились некоторые положительные тенденции
в экономическом состоянии России, началось
увеличение производства, удалось приостановить
нарастание внешней задолженности, появилась
возможность разработать программу долгосрочного
развития страны за счет новых задач муниципальных
финансов.
Среди основных задач, которые
выполняют муниципальные финансы можно
выделить:
обеспечение дальнейшего роста
производства и объема доходов в хозяйстве
с целью достижения их докризисного уровня;
рост реальных доходов населения
и уменьшение разрывов в душевых доходах
различных слоев населения;
утверждение уставов местного
самоуправления;
осуществление в интересах
населения внешнеэкономической деятельность
в порядке, установленном законом;
сохранение положительного
сальдо внешней торговли и улучшение платежного
баланса;
дальнейшее развитие системы
образования, науки и научных исследований
на перспективных направлениях;
существенное улучшение социального
обслуживания населения;
создание условий для активизации
инвестирования свободных финансовых
ресурсов в материальное производство;
проведение налоговой реформы,
призванной стимулировать все экономические
объекты к расширению производства, увеличению
доходов, к переходу от теневой к легальной хозяйственной деятельности;
обеспечение устойчивого равновесия
доходов и расходов бюджета, по возможности
недопущение его дефицита;
регулярные платежи по внешнему
долгу, существенное сокращение общего
объема государственной задолженности.
Только детальное изучение,
анализ и правильное планирование задач
развития муниципальной финансовой сферы
могут привести к максимальному и эффективному
результату и повышению экономического
благосостояния страны.
Интересно то, что государственное
воздействие на бизнес осуществляется
через налоговую политику, регулирование
финансового рынка, формирование амортизационного
фонда, систему государственной поддержки
предприятий через субсидии. Т.е. государство
не управляет муниципальными финансами,
а воздействует через финансы на экономику
и социальную сферу, в основном, при реализации
финансовой политики. Управление ведется
через принятие финансового законодательства,
утверждение федерального бюджета и отчета
о его исполнении, введение или отмену
отдельных налогов, утверждение предельных
размеров государственного долга и др.
Итак, мы можем сказать, что
управление муниципальными финансами
- набор стимулов и санкций для быстрого
решения поставленных задач государственной
политики.
Объектом управления в муниципальной
финансовой сфере выступает система финансов
или совокупность денежных отношений.
Субъекты управления - финансовые институты,
службы, финансовые отделы организаций
и др. Управление же финансами выражается
в финансовой политике - совокупности
методологических принципов, практических
форм организации и методов использования
финансов.
На всем протяжении процесса
управления целями выступают финансовая
устойчивость и независимость, проявляющаяся
в макроэкономической сбалансированности,
профиците бюджета, сокращении государственного
долга, стабильности национальной валюты
и, в конечном итоге, сочетании интересов
государства и общества.
В управлении как муниципальными,
так и государственными финансами специалисты
выделяют несколько функциональных элементов:
планирование - оценивает состояние
финансов и направления эффективного их использования;
оперативное управление - комплекс
мер, разработанных на основе складывающейся
финансовой ситуации с целью максимизации
эффекта при минимальных затратах с помощью
перераспределения финансовых ресурсов;
контроль, который осуществляется
на всех стадиях использования финансов
государства, сопоставляя плановые и фактические
результаты.
В широком смысле, выделяют
несколько форм и методов управления финансами
муниципалитета:
финансовое планирование;
прогнозирование;
программирование;
финансовое регулирование;
финансовый контроль;
принятие финансового законодательства;
система методов мобилизации
финансовых ресурсов.
Важно отметить то, что основными
субъектами управления муниципальными
финансами в РФ являются Президент и Правительство
РФ, законодательные органы власти, Министерство
финансов РФ, Министерство по налогам
и сборам, Министерство по управлению
государственным имуществом, ЦБ РФ, Федеральная
комиссия по ценным бумагам и другие.
2. Формирование доходов, расходов
и источников муниципальной финансовой
системы.
На органы государственной
власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъекта Федерации
в соответствии с Конституцией РФ юридически
возложена обязанность содействовать
органам местного самоуправления. Но выражается
она удивительным «способом».
Существующие правовые и экономические
проблемы местного самоуправления в условиях
финансового федерализма на современном
этапе не решаются путем повышения финансовой
достаточности и укрепления самостоятельности
местной власти за счет совершенствования
налоговой системы и межбюджетных отношений.
Напротив, эти проблемы перекладываются
на плечи населения страны.
В процессе формирования и исполнения
муниципального бюджета возникает широкий
круг отношений, которые регулируются
особым подразделением финансового права
– бюджетным правом, в котором оговариваются
отношения бюджетного устройства, порядок
формирования и исполнения бюджетов.
Совокупность денежных средств,
находящихся в распоряжении населения,
хозяйствующих субъектов, государства,
органов местного самоуправления, представляют
собой финансовые ресурсы. Источниками
финансовых ресурсов выступают:
1) на уровне хозяйствующих
субъектов — прибыль, амортизация,
доходы от продажи ценных бумаг,
банковский кредит, проценты, дивиденды
по ценным бумагам, выпускаемым другими
эмитентами;
2) на уровне населения
— заработная плата, премии, надбавки
к заработной плате, выплаты социального
характера, осуществляемые работодателем,
командировочные расходы, доходы от предпринимательской
деятельности, от участия в прибылях, от
операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых
операций; социальные трансферты, в том
числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский
кредит;
3) на уровне государства,
органов местного самоуправления
— доходы от государственных
и муниципальных предприятий, доходы
от приватизации.
Наиболее полным отражением
состояния финансовых ресурсов муниципальных
финансов являются местные бюджеты (бюджеты
муниципальных образований). В связи с
переходом к муниципальной системе управления,
формированием полноценных органов местного
самоуправления и выделением собственных
предметов ведения возникает необходимость
формирования и соответствующих бюджетных
отношений. Бюджет выступает не только
как опись доходов и расходов, но и как
важнейший инструмент осуществления определенной
политики, отражает реальные цели и задачи
данного муниципального образования.
Местный бюджет - это план финансовой деятельности
органов местного самоуправления на определенный
период, представленный в форме описи
доходов и расходов.
Очень важно акцентировать
внимание на расходе муниципальных финансов,
который основывается на расходах местных
бюджетов.
Составление любого бюджета
начинается с планирования расходов, поскольку
в них отражается цель деятельности органа
власти. Соответственно классификация
видов расходов прежде всего исходит из
того, на какие цели будут направлены бюджетные
средства. Обычно бюджетные классификации
различных стран, несмотря на их различие,
выделяют две основные группы расходов:
Обязательные расходы. К этой
группе относят расходы на финансирование
отраслей городского хозяйства, связанные
с поддержанием определенного уровня
его развития. Как правило, первоочередность
финансирования данных расходов закрепляется
нормативно, и выполнение этих работ законодательно
отнесено к предметам ведения органов
местного самоуправления.
Необязательные расходы. К этой
группе расходов относят расходы на мероприятия
краткосрочного характера, и в большинстве
случаев эти обязанности возлагаются
на органы местного самоуправления населением
или самими органами местного самоуправления,
исходя опять же из интересов жителей,
которых эти органы представляют.