Пути преодоления дефицита федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и используется для аналитических и статистических целей. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. необходимостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы федерального бюджета:
Социально-экономическая сущьность и функции Федерального бюджета.
Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны.
Глава 2. Дефицит федерального бюджета:
2.1. Дефицит полной занятости. Внутренний и внешний долг.
2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
2.3. Источники финансирования дефицита местного бюджета.
Глава 3. Пути преодоления дефицита федерального бюджета:
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ ФГОУ ВПО Донской                       государственный аграрный университет

 

 

 

                                                Кафедра « финансы и кредит»

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

«Пути преодоления  дефицита федерального бюджета»

 

    Выполнила:

                                                                                     Студентка 3 курса

                                                      Специальности «финансы и кредит»

            1 «А» группы

                                                                                           Данилова И.А.

Проверил:

 

 

 

                              Пос. Персиановский-2013г.

                       Содержание

Глава 1. Теоретические основы федерального бюджета:

    1. Социально-экономическая сущьность и функции Федерального бюджета.
    2. Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны.

Глава 2. Дефицит федерального бюджета:

2.1. Дефицит полной занятости.  Внутренний и внешний долг.

2.2. Источники финансирования  дефицита федерального бюджета.

2.3. Источники финансирования  дефицита местного бюджета.

Глава 3. Пути преодоления дефицита федерального бюджета:

Заключение.

Список литературы. 

Введение.

Величина расходной части  лишь Федерального бюджета в 2010г. была запланирована на уровне примерно 4,725,717,000,000,000 рублей, то есть федеральное правительство  планировало израсходовать лишь на федеральные нужды целых 16 % от ВВП страны. Изменение инфляции на 1 процент изменяет бюджет на несколько  миллиардов рублей, а от величины налогового бремени зависит работа, зарплата и уровень жизни граждан страны. Увеличение бюджетного дефицита на 1 процент  соответственно увеличивает (должно увеличивать) уменьшение частных инвестиций, и, следовательно, это приводит к снижению темпов роста  основных средств экономики. Нельзя забывать, что рубль, инвестированный  государством, приносит прибыли (а значит и эффекта) в несколько раз  меньше, чем тот же рубль, проинвестированный частным сектором.

 Итак, уровень государственных  расходов и налогов, несомненно, играет ведущую роль в определении  объема выпуска продукции и  занятости в экономике. Разница  же между расходами и доходами  правительства, а в частности  способ покрытия этой разницы  имеет не менее серьезные последствия  для макроэкономики страны.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном (субъектов  федерации) и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

 Совокупность всех  видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения  бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной  власти и управления посредством  бюджетных отношений получают в  свое распоряжение определенную часть  перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного регулирования  рыночных отношений должна усиливаться  через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности  регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим  законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил  название федерального бюджета), республиканские  бюджеты республик в составе  РФ, бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований.

Сегодня бюджетная система  России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик  в составе РФ, 56 краевых и областных  бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов  и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в  новых условиях реализуется через  единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

 Его составной частью  является бюджетное регулирование,  т. е. частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетом  разных уровней.

Свод бюджетов в целом  по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов.              

Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и используется для аналитических  и статистических целей.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. необходимостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические основы федерального бюджета.

                1.1. Социально-экономическая сущность и функции                 федерального бюджета

В любой стране государственный  бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т.е. через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным  органом власти – Федеральным  Собранием.

Федеральный бюджет России – главное  звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме  федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий  различных форм собственности и  частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов  Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения  в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность  маневрировать ресурсами, сосредоточить  их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Но методы его воздействия  на общественное производство и сферу  социальных отношений изменяются.

 

Основными функциями  бюджета являются:                                      1.перераспределение национального дохода и ВВП;

2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

3.финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

·   Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального  дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП [17,стр.147]. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального  размещения производительных сил, подъема  экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

 В условиях перехода к  рыночным механизмам средства  государственного бюджета прежде  всего должны направляться на  финансирование структурной перестройки  экономики, ускорение социального  развитие и социальную защищенность  наименее обеспеченных слоев  населения.

В современных условиях  наиболее приоритетными  выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры  общественного производства, улучшению  пропорций, более эффективному использованию  государственных средств.

·   Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Государственная  поддержка оказывается передовым  отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной  промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка  связана также с реализацией  высокоэффективных и быстроокупаемых  проектов. Для регулирования экономики  должна активно использоваться налоговая  политика путем применения соответствующего налогового механизма.

 

·   Большое значение имеет  социальная направленность бюджетных  средств.  В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования  и культуры.

·   Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства  и учреждения непроизводственной сферы  в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования  и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

·   Государственный бюджет выполняет  функцию организатора распределительных  процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности  сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение  оптимальной структуры доходов  по финансовым планам предприятий и  отраслей хозяйства.

·   В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании  усиливается. [17, стр.150].  Контрольная  функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает  возможность эффективного воздействия  государства на все экономические процессы.

          1.2. Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны.

По своей внешней форме Федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его  доходы, расходы, движение решающей части  централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального  дохода, главенствующее положение в  системе финансовых планов, а также  особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального  дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей  системе финансовых планов, так как  отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций  прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более  точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные  ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных  учреждений, которые, являясь плательщиками  налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

Информация о работе Пути преодоления дефицита федерального бюджета