Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:12, реферат
Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.
"Роль финансов на различных этапах развития государства"
Введение
Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.
Роль финансов в развитии России.
В Российской империи развитие рыночных отношений во многом сдерживалось крепостным правом. Промышленность Российской империи в виде казенных и малочисленных частных мануфактур, ремесленных производств играла более скромную роль в экономике страны, чем сельское хозяйство. А главное заключалось в том, что на многих из них использовался не наемный труд вольных работников, а труд крепостных. Государство, заинтересованное в сохранении крепостничества, сознательно сдерживало частную капиталистическую предпринимательскую деятельность. Поэтому в России длительное время существовал в основном рынок крепостных крестьян, а не рынок наемной рабочей силы. Все это, естественно, сказывалось на становлении рынка капиталов. И вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. экономика России не являлась механизмом пополнения доходной части бюджета.
До второй половины XVIII в.
чрезвычайными финансовыми
В эпоху правления Екатерины
II (1762—1796 гг.) одной из форм государственного
кредита была эмиссия ассигнаций
для покрытия дефицита государственного
бюджета, которая приводила к
развитию инфляционных процессов; существовало
также и заимствование
Первый министр финансов Российской империи граф А.В. Васильев (1802-1807 гг.)
Хронический дефицит капиталов в России сохранился и при Павле I (1796—1801 гг.). Правительство продолжало пользоваться услугами печатного станка и занималось поиском путей получения новых кредитов, используя при этом и традиционные способы.
В процессе реформ Александра I (1801—1825) было учреждено Министерство финансов. И первым в истории Российской империи министром финансов был назначен бывший ранее государственным казначеем граф Алексей Васильевич Васильев. С 4 декабря 1796 г. должность государственного казначея была первая самостоятельная высшая должность в сфере управления финансами государства. До этого времени функцию негосударственного руководства государственными финансами выполнял генерал-прокурор.
В XIX в. на посту министра финансов сменилось 13 человек . Среди них наиболее известными были Е.Ф.Канкрин, С.Ю.Витте.
В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита. В этих условиях правительство Александра I предприняло определенные мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государственным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова. В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка, который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль. Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперанский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспроцентного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства — облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говорилось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства. Однако этот заем был сразу же обречен на неуспех. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа. Кроме того, покупка долговых обязательств государства для имущих слоев населения была делом непривычным.
В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, — постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.
Идеи М.М. Сперанского
были забыты, а правительство не
могло завершить реформы в
связи с начавшейся войной в 1812 г.
Политика правительства в области
финансов, государственного кредита
и денежного обращения взяла
новый курс. Было решено удержать ассигнации
в обращении и
В конце 20-х гг. Министерство финансов с целью увеличения доходов в государственный бюджет усилило налоговое бремя на те сословия, которые являлись основными налогоплательщиками, и прежде всего на крестьянство.
Российское правительство отказалось от эмиссии ассигнаций как способа покрытия дефицита бюджета, использовались иные способы государственного кредита. По инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина Россия заключила три внешних займа, но их условия оказались для страны невыгодными.
Кроме того, в 1831 г. в соответствии
с Манифестом правительство приняло
решение о выпуске билетов
Государственного казначейства (серий)
для ускоренного получения
1 июля 1839 г. с принятием
Манифеста «Об устройстве
1 июля 1839 г. был также
опубликован Указ «Об
Но на этом реформа не
была завершена. Манифест 1 июня 1843 г. предусматривал
замену всех обращавшихся бумажных знаков
на государственные кредитные
Путем проведения данной реформы правительство Николая I пыталось одновременно упорядочить денежное обращение и максимально использовать эмиссию бумажных денежных знаков для выгоды Государственного казначейства. Денежная реформа дала импульс быстрому развитию товарно-денежных отношений в России.
С самого начала правления
Александра II правительство встало
на путь политических и экономических
реформ. В 1861 г. было отменено крепостное
право, были сняты ограничения на
частную предпринимательскую
Министр финансов Михаил Христофорович Рейтерн придерживался рыночной ориентации и концепции открытой экономики. Именно при его активной поддержке в стране началось широкое развитие акционерных коммерческих банков.
В 1860 г. был упразднен Заемный
банк, дела которого передали в Петербургскую
Сохранную казну. В этом же году был
учрежден Государственный банк России
на базе Государственного Коммерческого
Банка. Начался процесс создания
частных долгосрочных кредитных
учреждений (Санкт-Петербургское
Купон билета внутреннего 5%-го с выигрышами займа 1864 г.
В ноябре 1864 г. впервые в истории России был выпущен выигрышный заем на сумму 100 млн руб. кредитными билетами сроком на 60 лет. Билеты внутреннего 5%-го с выигрышами займа выпускались на предъявителя по номиналу 100 руб.
Вначале, несмотря на привлекательные условия (выплата при погашении погасительной премии, повышавшейся по мере приближения тиража от 20 до 50 руб., тиражи два раза в год с денежными призами, возвращение суммы капитала, помещенной в облигацию, при погашении), заем был размещен по курсу 98 руб. 50 коп. за сторублевую облигацию. Но затем интерес к займу стал расти.
Был выпущен второй заем.
Вскоре данные ценные бумаги стали
самой популярной формой государственного
кредита. Третий выигрышный заем состоялся
в 1889 г. Но выигрышные займы создавали
конкуренцию между ценными
К 1872 г. банковая система России состояла из: Государственного банка, общественных городских и земельных банков, частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования.
На начало 80-х гг. в России насчитывалось 44 акционерных банка с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товариществ, 32 коммерческих банка, 232 городских общественных банка.
Одним из инициаторов новой кредитной и валютной политики в 1880-х гг. стал министр финансов Николай Христофорович Бунге — крупнейших экономист, защитивший докторскую диссертацию «Теория кредита». Бунге был сторонником рыночной экономики.
Начиная с 1881 г. правительство
России прилагало все усилия к
накоплению золотого запаса. Внешние
и внутренние займы, а также рост
налогообложения населения
Первым этапом этой реформы стало разрешение в 1895 г. сделок с золотом. 29 августа 1897 г. был принят эмиссионный закон, регулировавший выпуск в обращение кредитных билетов и принципы обеспечения их золотом. Закон от 14 ноября 1897 г. ввел неограниченный размен кредитных билетов на золото, кредитные билеты стали законным платежным средством наравне с золотой монетой. В качестве основы денежной системы Российской империи закон предусматривал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. Поскольку в России установилась система золотого монометаллизма, серебро превращалось во вспомогательный денежный товар.
В результате реформы Россия получила устойчивую золотую валюту и бумажные денежные знаки, равнозначные золоту и свободно размениваемые на этот металл. Денежная система, основанная на золоте, вызвала еще больший прилив иностранного капитала.
В начале 90-х гг. в России разразился экономический кризис. Его первым вестником был начавшийся летом 1899 г. денежный кризис — резко возрос дефицит свободных капиталов, из-за роста спроса на деньги сильно упал курс многих ценных бумаг, ряд банков обанкротился, значительно сократился кредит.
Выходить из экономического кризиса Россия начала только в 1904 г. Но ее ждали новые потрясения — Русско-японская война 1904—1905 гг. и всплеск революционного движения в 1905-1906 гг.
В начале 10-х гг. XX столетия состояние экономики империи начало улучшаться. Общий прирост промышленной продукции за 1908—1913 гг. составил небывалую величину — 50,8%. Экономический подъем способствовал процессу финансового оздоровления страны: восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению дефицита, финансовых средств, росту объемов доходов государственного бюджета. Впервые за долгие годы Российская империя смогла погасить часть государственного долга.
Информация о работе Роль финансов на различных этапах развития государства