Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сбалансированности бюджета РФ.
Задачи данной темы:
- изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов;
- рассмотрение бюджетного дефицита и источников его финансирования;
- рассмотрение бюджетного профицита и направления его использования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов………………..4
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………………...9
2.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………….9
2.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………...13
2.3. Финансирование бюджетного дефицита…………………………...15
2.4. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………17
3. Бюджетный профицит и направления его использования……………….21
3.1. Оценка бюджетного профицита………………..…………………….21
3.2. Механизм распределения профицита………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………35
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Архангельский филиал Финуниверситета
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему «Сбалансированность бюджетов»
студента |
Черкасова Юлия Сергеевна |
Номер личного дела |
09ФФБ00458 |
Специальность |
Финансы и кредит |
Курс |
3 |
Группа |
город |
Форма обучения |
вечер |
Руководитель |
кэн, доцент Матвиенко И.И. |
Архангельск
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………….9
2.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………...13
2.3. Финансирование бюджетного дефицита…………………………...15
2.4. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………17
3. Бюджетный профицит
и направления его
3.1. Оценка бюджетного профицита………………..…………………….21
3.2. Механизм
распределения профицита…………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………35
Введение
Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объём расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удаётся, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Актуальностью данной темы является то, что бюджет современного российского государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, осуществления государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий. Поэтому решение проблемы обеспечения сбалансированности бюджета является одной из важнейших задач финансовой политики страны.
Целью курсовой работы является изучение сбалансированности бюджета РФ.
Задачи данной темы:
- изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов;
- рассмотрение бюджетного дефицита и источников его финансирования;
- рассмотрение бюджетного профицита и направления его использования.
Объект исследования курсовой работы: бюджет РФ.
Курсовая написана на 35 страницах, 3х рисунков, … источников.
Термин "бюджет" происходит от старинного нормандского слова bougette (а возможно, от латинского bulga), означающего карман, сумку, кожаный мешок. От него и произошло слово budget – так англичане называли кожаный мешок (или, позднее, портфель), в котором содержались документы (счета), касающиеся государственных доходов и расходов. "Открыть бюджет" означало представить эти документы на утверждение парламента. Позднее этим словом в Англии стали обозначать речь канцлера казначейства, посвящённую финансовым делам государства, а с конца XVIII века – уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.
Сбалансированный доход – равенство между доходной и расходной частями государственного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у государства не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства и этим увеличивать государственный долг. При постоянных экономических колебаниях невозможно, да и не нужно, каждый год составлять полностью сбалансированный бюджет. Однако некоторые экономисты уверены, что бюджет должен быть в среднем сбалансированным по фазам экономического цикла. Другие экономисты полагают, что в составлении сбалансированного бюджета нет никакого смысла, и утверждают, что в любом случае само определение бюджетного дефицита открывает столь широкий простор для дискуссий, что любой спор становится бессмысленным.1
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении.
Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей.
К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
- лимитирование бюджетных расходов с учётом экономических возможностей общества и объёма централизуемых доходов;
- совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
- выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
- построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
- планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;
- сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
- жёсткая экономия расходов путём исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
- использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
- введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
- строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
- определения оптимальных сроков осуществления расходов;
- использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
- совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнёрами;
- мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;
последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
- оказания финансовой помощи, в разных её формах другими бюджетами;
- использования бюджетных резервов и т.д.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трёх уровней:
- первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет даёт полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджет Российской Федерации является консолидированным.
Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми). Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.
В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования, и тем самым достигается сбалансированность бюджета.
России для сбалансированности бюджета необходимы высокие темпы экономического роста – не ниже 4-5%, заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов на встрече с президентом Владимиром Путиным.
В противном случае «не удастся сбалансировать бюджет, потому что одновременно много приходится решать оборонных, социальных вопросов, которые назрели, которые есть в ваших указах, и все это нужно выполнять», предупредил Белоусов.
В августе Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП на 2013-2015 годы: в следующем году до 3,7% (вместо 3,8%), в 2014 году – до 4,3% (вместо 4,4%), в 2015 году – до 4,5% (вместо 4,7%). В этом году министерство ожидает рост экономики на 3,5%. Рост ВВП в 2011 году составил 4,3% - столько же, сколько в 2010 году.2
В России принцип сбалансированности бюджета определён в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространённую в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причём данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой -- механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за её обеспечение.
рис. 1. Основные характеристики федерального бюджета в 2009-2012 г.г.
Таким образом, под сбалансированностью бюджета следует понимать состояние бюджета, при котором объём предусмотренных расходов соответствует либо объёму доходов (при равенстве доходов и расходов), либо совокупному объёму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета (при бюджетном дефиците).
Бюджетный кодекс РФ ст. 33 рассматривает сбалансированность бюджетов как один из основных принципов бюджетной системы РФ и предполагает необходимость достижения равенства расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. Составление бюджетов с профицитом российским законодательством не предусмотрено.
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1. Сущность бюджетного дефицита
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда.3
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику – политику бюджетного дефицита.
Являясь финансовой категорией,
бюджетный дефицит выступает производным
от государственного бюджета и выражает
его состояние, при котором доходы не покрывают
всех расходов в силу роста предельных
общественных издержек производства,
что приводит к отрицательному сальдо
бюджета.
Состояние бюджетного дефицита
может быть различным: