Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономике. Для выполнения поставленной цели были сформированы и решены следующие задачи:
- изучение сущности государственного регулирования собственности и рыночной экономики
- ознакомления с системой государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
- рассмотрения проблем и перспектив государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации
Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом - государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Сущность государственного регулирования собственности и рыночной
экономики 7
1.1 Формы собственности и право распоряжения 7
1.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 11
1.3 Возможности и необходимость государственного регулирования
рыночной экономики 21
2 Система государственного регулирования собственности и рыночной
экономики в Российской Федерации 26
2.1 Анализ государственного регулирования рыночной экономики в
Российской Федерации 26
2.2 Государственное регулирование собственности 30
2.3 Нормативное регулирование собственности в России 34
2.4 Проблемы и перспективы государственного регулирования
собственности и рыночной экономики в Российской Федерации 37
Заключение 42
Библиографический список 43

Вложенные файлы: 1 файл

гос.регул.собст.в рын.эконом.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 41 с., 25 источников.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, МОНОПОЛИСТ, АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕХАНИЗМ РЫНКА.

 

 

Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом - государственного регулирования рыночной экономики в РФ.

Целью исследования является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности и рыночной экономики. В ходе анализа наряду с другими были рассмотрены и решены следующие задачи:

- изучена сущность государственного регулирования собственности и рыночной экономики

- ознакомились с системой государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

- рассмотрены проблемы и перспективы государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

Государственное регулирование  экономики - часть общей государственной  политики, неотъемлемый элемент механизма  функционирования современного рыночного  хозяйства.

В рыночном хозяйстве государству  приходится постоянно корректировать глубину своего влияния на экономику. Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами.

Воздействие государства  на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение            5

1 Сущность государственного регулирования собственности и рыночной

  экономики           7

1.1 Формы собственности  и право распоряжения     7

1.2 Методы государственного  регулирования рыночной экономики  11

1.3 Возможности и необходимость  государственного регулирования

рыночной экономики         21

2 Система государственного регулирования собственности и рыночной

  экономики в Российской Федерации       26

2.1 Анализ государственного  регулирования рыночной экономики  в

      Российской Федерации         26

2.2 Государственное регулирование  собственности    30

2.3 Нормативное регулирование собственности в России    34

2.4 Проблемы и перспективы государственного регулирования

     собственности и рыночной экономики в Российской Федерации  37

Заключение           42

Библиографический список         43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Право собственности - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право  собственности в любой правовой системе общества выступает как  центральный правовой институт. Оно  юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как  экономической категории.

Существование человеческого  общества немыслимо без экономических  отношений собственности, которые, в свою очередь, не могут существовать в развитом обществе без их правого  закрепления. Когда экономические  отношения по принадлежности (присвоенности) материальных благ, прежде всего, средств производства, и в связи с этим по владению, пользованию и распоряжению этими благами закрепляются и охраняются правом в данном обществе, собственность выступает в юридическом смысле, то есть как право собственности. Поэтому, можно сказать, что в системе права любого классового общества право собственности является основным институтом, характеризующим всю данную систему права. Оно не только закрепляет существующую в обществе систему распределения материальных благ, но и опосредствует юридически, наряду с другими правовыми институтами, общественные отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Таким образом, право собственности, как центральный институт любой  системы права, в той или иной степени регулирует все экономические  отношения, входящие в основу общества. Государственная собственность  существует в разных странах мира в неодинаковых объемах. В России исторически доля государственной  собственности была велика. Нынешний ее объем остается достаточным, но множество  нареканий вызывают размытая структура  государственной собственности  и низкий уровень управления ею.

Для раскрытия темы, хотелось бы рассмотреть понятие государственной  собственности как экономической  категории, его соотношение с  понятием права государственной собственности и то, как это урегулировано законодательством на данном этапе развития правовой системы Российской Федерации.

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономике. Для выполнения поставленной цели были сформированы и решены следующие задачи:

- изучение сущности государственного  регулирования собственности и  рыночной экономики

- ознакомления с системой  государственного регулирования  собственности и рыночной экономики  в Российской Федерации

- рассмотрения проблем  и перспектив государственного  регулирования собственности и  рыночной экономики в Российской  Федерации

Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом - государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.

Теоретической и методологической базой исследования стали учебники по экономической теории ведущих  отечественных и зарубежных ученых, а также с использованием Федеральных законов Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, периодические издания.

 

1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

   СОБСТВЕННОСТИ В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

1.1 Формы собственности  и право распоряжения

Рыночные отношения предусматривают  функционирование предприятий и  организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют  на равных основаниях акционерные, арендные, частные, государственные предприятия. Собственность представляет форму  отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в  особенности присвоения средств, факторов производства. Формы собственности  предполагают способы распределения, обмена, потребления материальных благ; положение определенных групп, классов. При частной собственности отношения строятся на обособленном присвоении, при общественной -- на совместном присвоении.

Предприятия частного сектора  экономики различаются в зависимости  от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность предприятия, способа включения  единоличных капиталов в общий  капитал предприятия.

В настоящее время в  экономике взят курс на переход к  системе, сочетающей частную, государственную  и смешанную формы собственности  на средства производства. Каждая форма  собственности по-своему приспосабливается  к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так  как рынок предполагает свободу  производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности.

Формой собственности  называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, человеку, семье, группе, коллективу,

населению1.

Основанием для классификации  собственности в ее экономическом  понимании служит степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько  людей объединено в процессе труда  и на деле присваивают средства и  результаты производства. Тем самым  определяет уровень реального обобществления имущества.

По своим масштабам  обобществление производства имеет  три основных уровня:

1) низший уровень - единоличное  присвоение (мелкое предприятие,  на котором хозяйствует один  человек или его семья);

2) средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие  или хозяйственное объединение,  на которых объедены под единым началом труд многих людей);

3) высший уровень - национальный  комплекс (труд кооперирован в  народнохозяйственном масштабе)2.

В подавляющем большинстве  стран мира сегодня превалирует  в различной степени частная  собственность.

Использование частной собственности  является одним из базовых элементов  смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится  в частном владении. Частная собственность  на капитале, произведенные товары и услуги, полученные доходы являются важным условием поддержки системы  свободного предпринимательства.

Частной называют собственность, по отношению к которой собственник  персонифицирован, выделен как физическое лицо, отдельная личность, индивидуум. Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над определенными  объектами - капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т. д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев. Иначе говоря, собственность считается частной, если правом на нее обладает либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности. Частная собственность принадлежит только частным лицам3.

Промежуточное место между  частной и государственной занимает общая собственность нескольких субъектов. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная собственность принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих случаях долевая собственность распространяется только на стоимость объекта собственности, она дает право участвовать в управлении объектом, но при этом собственник не может изымать свою долю в материальной, вещественной форме, забрать «свой кусок».

Общую долевую собственность  трудно отличить от частной, граница между ними размыта. Например, акционерную собственность можно считать и частной и общей долевой, так как акционер вносит свою долю в капитал акционерного общества. Акционерную собственность называют также корпоративной, так как это собственность единой корпорации.

Субъектами общей собственности  могут быть любые собственники, в  том числе и государство. Если собственник отделяет свою часть  из общей собственности, она становится частной собственностью.

Общая, в том числе общенародная собственность иногда разделяется  по территориальному признаку. В этом случае выделяются такие формы собственности, как региональная (территориальная) и муниципальная (местная). Выделение  таких форм собственности подчеркивает и то обстоятельство, что собственностью в известной степени распоряжаются  органы власти на данной территории, скажем, муниципалитет. Муниципальная собственность примыкает непосредственно к государственной, которая, однако, и на Западе, и в России квалифицируется как отличная от государственной. Тем не менее, по своей экономической природе они родственны друг другу. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национального хозяйства; собственность земель или штатов также не распространяется на всю страну4.

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная  собственность в странах развитого  капитализма сосредоточена сегодня  в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для  частного капитала. Речь идет главным  образом о социально-экономической  инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов  акций ряда фирм.

Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения.

Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует  на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

Информация о работе Система государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации