МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра
экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Финансы и кредит»
Тема:
«Система налогообложения предприятия
в России»
Работу выполнила:
студент социально-гуманитарного
факультета 4 курса 8 группы
заочной формы обучения
направления подготовки 080100.62
Экономика
Бирюкова Ксения Вадимовна
Научный руководитель:
кандидат экономических наук,
Суслова Елена михайловна
Шуя
2014
Содержание
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика
системы налогообложения в РФ...........5
- Сущность налогов и их функции............................................................5
- Налоговая система Российской Федерации...........................................9
Глава 2. Анализ налогообложения
организации................................12
2.1Федеральные
налоги и сборы.................................................................12
- Региональные налоги и сборы................................................................19
- Местные налоги и сборы.........................................................................21
- Налоговая статистика за первый квартал
2013 года.........................24
Заключение..........................................................................................................25
Библиография....................................................................................................27
Введение
В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из
экономических методов управления и обеспечения
взаимосвязи общегосударственных интересов
с коммерческими интересами предпринимателей,
предприятий независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно
- правовой формы предприятия.
С помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности
с государственными и местными бюджетами,
с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных
инвестиций, формируется доход и прибыль
организации.
Актуальность темы. Налогообложение организаций
- это система распределения доходов между
юридическими лицами и государством. Налоги
- обязательные платежи в бюджет, осуществляемые
юридическими лицами. Налоги выражают
обязанности юридических лиц участвовать
в формировании финансовых ресурсов государства.
Являясь инструментом перераспределения,
налоги призваны гасить возникающие сбои
в системе распределения и стимулировать
(или сдерживать) людей в развитии той
или иной формы деятельности. Этим объясняется
актуальность выбранной мною темы.
Целью данной работы является анализ
системы налогообложения предприятий
в России.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
- дать
характеристику российской системы налогообложения;
- провести
анализ современной системы налогообложения
предприятий в России;
- выявить
перспективы реформирования налогообложения
предприятий в Российской Федерации.
Предметом курсовой
работы являются экономические отношения
по поводу налогообложения в организации.
Объектом курсовой
работы выступают налоги, одни из важнейших
составляющих финансовой деятельности
предприятия.
Основными
методами написания курсовой работы являются
аналитические методы.
Информационной
базой исследования в курсовой работе
послужил Налоговый кодекс Российской
Федерации.
При написании данной работы я использовала
литературу следующих авторов: Выварец
А.Д., Пансков В.Г., Перов А.В., Толкушкин
А.В..
Структура курсовой работы
включает в себя введение, две главы, заключение,
библиографический список.
В первой
главе, дается полная характеристика системы
налогообложения в РФ. Глава состоит из
двух подпунктов.
Во второй главе, исследуется
налогообложения организаций. Данная
глава состоит из трех подпунктов.
- Характеристика российской
системы налогообложения
- Сущность налогов и их функции
Налог
- обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной
власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[14, с. 25].
Налоги
возникли вместе с товарным производством,
разделением общества на классы и появлением
государства, которому требовались средства
на содержание армии, судов, чиновников
и другие нужды.
Изъятие
государством в свою пользу определенной
части валового внутреннего продукта
в виде обязательного взноса и есть сущность
налога. Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные
денежные платежи в бюджет и государственные
внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке
и размере, установленном законом.
Налоговая
система базируется на соответствующих
законодательных актах государства, которые
устанавливают конкретные методы построения
и взимания налогов, то есть определяют
конкретные элементы налогов, к которым
относятся:
- объект
налога - это имущество или доход, подлежащие
обложению, измеримые количественно, которые
служат базой для исчисления налога;
- субъект
налога - это налогоплательщик, то есть
физическое или юридическое лицо, которое
обязано в соответствии с законодательством
уплатить налог;
- источник
налога, то есть доход, из которого выплачивается
налог;
- ставка
налога - величина налоговых отчислений
с единицы объекта налога, определяется
либо в виде твердой ставки, либо в виде
процента и называется налоговой квотой;
- налоговая
льгота - полное или частичное освобождение
плательщика от налога;
- срок
уплаты налога - срок в который должен
быть уплачен налог и который оговаривается
в законодательстве, а за его нарушение,
не зависимо от вины налогоплательщика,
взимается пени в зависимости от просроченного
срока;
- правила
исчисления и порядок уплаты налога; штрафы
и другие санкции за неуплату налога.
Общее
количество налогоплательщиков определяется
количеством юридических лиц (предприятий,
организаций) и численностью граждан,
зарегистрированных в налоговых органах
в качестве лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, а так же граждан, уплачивающих
подоходный налог по месту получения заработной
платы.
Налогообложение базируется на ряде
принципов. Главный принцип: как бы велики
ни были потребности государства в финансовых
средствах, налоги не должны подрывать
заинтересованность налогоплательщиков
в хозяйственной деятельности [13].
Следующий важный принцип - определённость:
порядок налогообложения устанавливается
заранее, размеры налога и сроки его уплаты
известны заблаговременно. Другие принципы:
однократный, обязательный характер уплаты
налога, простота и гибкость. В этих принципах
представлены интересы государства и
налогоплательщиков.
Налоги в их сущности и содержании на
практике предстают в виде совокупности,
образуют налоговые системы различных
стран.
Налоги различаются по объекту налогообложения
и по механизму расчёта и взимания, по
их роли в формировании доходной части
бюджета.
По способу взимания налоги подразделяются
на кадастровые, декларируемые и изымаемые
у источника.
По критерию объекта налогообложения
все налоги подразделяются на прямые и
косвенные. Плательщиком прямых налогов
является тот, кто получает доход или владеет
имуществом, т.е. конкретное физическое
или юридическое лицо. К числу прямых налогов
относятся: подоходный налог, налог на
прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы,
налог на наследство, на сделки с недвижимостью
и ценными бумагами, таможенные пошлины.
Окончательный плательщик этого налога
потребитель, на которого налог перекладывается
путём надбавки к цене товара или услуги.
Налоги подразделяются также на личные
и реальные. Личные налоги учитывают финансовое
положение налогоплательщика и его платежеспособность,
реальные подвергают обложению деятельность
или товары, продажу, покупку или владение
имуществом (собственностью) независимо
от индивидуальных финансовых обстоятельств
налогоплательщика.
Сущность налогов находит свое проявление
в выполняемых ими функциях. Функции налогов
- это такие их свойства, которые позволяют
использовать налоги в качестве инструментов
формирования доходов государства, распределения,
перераспределения доходов в обществе
в интересах обеспечения жизнедеятельности
государства, экономического развития
и решения социальных проблем страны.
Функция налога - это проявление его сущности
в действии, способ выражения его свойств.
Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения доходов
[13].
Итак, основные функции налогов следующие:
- Фискальная
функция. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства.
Благодаря данной функции реализуется
главное предназначение налогов: формирование
и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
- Распределительная
функция. Состоит в перераспределении общественных
доходов (происходит передача средств
в пользу более слабых и незащищённых категорий
граждан за счёт возложения налогового
бремени на более сильные категории населения).
- Регулирующая
функция - направлена на решение посредством налоговых механизмов
тех или иных задач экономической политики
государства. По мнению выдающегося английского
экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно
для регулирования экономических отношений.
- Стимулирующая
функция - направлена на поддержку развития тех
или иных экономических процессов. Она
реализуется через систему льгот и освобождений.
Нынешняя система налогообложения предоставляет
широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов,
сельскохозяйственным производителям,
организациям, осуществляющим капитальные
вложения в производство и благотворительную
деятельность, и т. д.
- Контролирующая
функция - позволяет государству отслеживать своевременность
и полноту поступлений в бюджет денежных
средств и сопоставлять их величину финансовых
ресурсов.
Функции
налогов взаимосвязаны. Рост налоговых
поступлений в бюджет, т.е. реализация
фискальной функции, создает материальную
возможность для осуществления регулирующей
функции налогов. В то же время, достигнутое
в результате экономического регулирования
ускорение развития и роста доходности
производства, позволяет государству
получить больше средств.
- Налоговая система Российской Федерации
Общие принципы построения налоговой
системы, налоги, сборы, пошлины и другие
обязательные платежи определяет Закон
РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" от 27 декабря
1991 г. № 2118 - 1.[13]
Объектами налогообложения являются
доходы (прибыль), стоимость определенных
товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщиков, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами,
имущество юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты.
По налогам в законодательном порядке
устанавливаются определенные льготы.
К их числу относятся: необлагаемый минимум
объекта налога; изъятие из обложения
определенных элементов объекта налога;
освобождение от уплаты налогов отдельных
лиц или категорий плательщиков; понижение
налоговых ставок; вычет из налогового
платежа за расчетный период; прочие налоговые
льготы.
Для предприятий, организаций и физических
лиц законом «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» введена трехуровневая
система налогообложения.
Первый уровень - это федеральные налоги
России, второй уровень - налоги республик
в составе Российской Федерации и налоги
краев, областей, автономной области, автономных
округов; третий уровень - местные налоги,
то есть налоги городов, районов, поселков
и т.д.
Как и в других странах, наиболее доходные
источники сосредоточиваются в федеральном
бюджете. К числу федеральных относятся:
налог на добавленную стоимость, акцизы,
налог на доходы физических лиц, налог на прибыль
организаций, налог на добычу полезных
ископаемых, водный налог, сборы за пользование
объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов,
государственные пошлины. Перечисленные
налоги создают основу финансовой базы
государства.
К региональным налогам относятся:
налог на имущество организаций; налог
на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам относятся:
земельный налог; налог на имущество физических
лиц.
Бюджетное устройство Российской Федерации,
как и многих европейских стран, предусматривает,
что региональные и местные налоги служат
лишь добавкой в доходной части соответствующих
бюджетов. Главная часть при их формировании
- это отчислением от федеральных налогов.
Закрепленные и регулирующие налоги
полностью или в твердо фиксированном
проценте на долговременной основе поступают
в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как
государственная пошлина, налог с имущества,
переходящего в порядке наследования
или дарения, имея федеральный статус,
обычно полностью зачисляются в местные
бюджеты.