Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:38, контрольная работа
Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:
Первый уровень:
1. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 №307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:
- Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности
- Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………...3
2. Аудиторские доказательства в соответствии с федеральным стандартом №5 «Аудиторские доказательства». Методы получения аудиторских доказательств по существу………………………...........................................11
Список литературы…………………………………………………………….. 21
ФГОУ ВПО
Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации
Кафедра бухгалтерского учета, аудита и статистики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы аудита»
на тему: «Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Аудиторские доказательства»
Преподаватель: Дергачева С. Н.
Студент: Иванкова А. А.
Факультет: Финансово-кредитный
№ личного дела: 09ФФД41473
Волгоград, 2012
Содержание
1. Система нормативного
регулирования аудиторской
1. Система нормативного
регулирования аудиторской
Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:
Первый уровень:
1. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 №307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:
- Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности
- Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
- Требования к аудиторам и аудиторским организациям;
- Состав прав и обязанностей
аудиторов (аудиторских
- Перечень организаций,
для которых проведение
- Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;
- Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;
- Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;
- Определение статуса
аудиторского заключения и
- Требования к обязательному контролю качества аудита;
- Требования к аттестации
аудиторов и условиях
- Требования к членству
в саморегулируемой
- Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
- Требования к саморегулируемой
организации аудиторов,
- Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита. [1]
2. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 №119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в действующей редакции);
Данный закон с 01.01.2009 года действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утратил силу с 1 января 2011 г. [10]
3. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 №315 –ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
4. Другие федеральные законы;
5. Указы президента.
Второй уровень:
Постановления Правительства
РФ, нормативные правовые акты государственного
регулирования аудиторской
Третий уровень:
Правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
Четвертый уровень:
Методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
Пятый уровень:
внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приёмов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации. [4]
Характеристика основных положений федерального закона «Об аудиторской деятельности»
Принятие Государственной Думой РФ 24.12.2008 нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг. [6, c.123]
Основными чертами новой
модели, заложенной в Федеральный
закон «Об аудиторской
- перераспределение функций
государственного
- отмена лицензирования
и обязательное членство
- внешний контроль
качества аудиторских услуг со
стороны СРО по отношению к
их членам, а в установленных
случаях и со стороны
- отмена обязательного
страхования ответственности
Одним из условий вступления в СРО, согласно новому закону, является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ст.18, п.6).[2] Если обратиться к Уголовному Кодексу РФ, то в нем можно обнаружить не одно такое преступление, совершение которого никакого отношения к занятию аудиторской деятельностью не имеет. Поэтому в результате нескольких лет обсуждения проекта нового закона удалось обеспечить появление в тексте соответствующего пункта слов «умышленные» (преступления). Однако принятый закон этого слова не содержит. Таким образом, аудитор, совершивший наезд, или превысивший пределы необходимой самообороны, должен быть не только судим уголовным судом, но и лишен профессии и источника дохода. Неужели законодатель, вводя эту норму, заботился о том, чтобы пострадавшему в ДТП не были компенсированы затраты на лечение, поскольку у аудитора – виновника ДТП, лишенного профессии и дохода, не будет для этого средств? [7, c.57]
Новым законом установлено не только периодическое прохождение внешнего контроля качества аудита всеми аудиторскими организациями и аудиторами, но и участие всех членов саморегулируемых организаций аудиторов в осуществлении саморегулируемыми организациями внешнего контроля качества работы других членов этой организации (ст.10, п.2). При этом за несоблюдение требований данного закона предусмотрены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из саморегулируемых организаций, то есть лишения возможности вести аудиторскую деятельность (ст.20, п.1). Минимальная численность аудиторов в аудиторских организациях снижена новым законом с пяти до трех, введены требования к доле аудиторов (аудиторских организаций) в уставном капитале аудиторских организаций и исполнительном органе, индивидуальные аудиторы получили возможность осуществлять обязательный аудит, в том числе открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов, унитарных предприятий. При этом периодичность внешнего контроля качества аудита таких организаций (за исключением организаций с долей государственной собственности 25% и более) определена в пять лет. [5, c. 45]
Претерпели изменения и критерии обязательного аудита: если ранее действовавший закон устанавливал пороговый уровень выручки и активов организации, при превышении которых ее отчетность подлежит обязательному аудиту, в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда (500 тысяч МРОТ и 200 тысяч МРОТ соответственно), то новый закон определил эти критерии в абсолютных величинах – 50 миллионов рублей для выручки и 20 миллионов рублей для активов. То есть величина критерия зафиксирована на том уровне, на котором он определялся и ранее, исходя из МРОТ, равного 100 руб. Гораздо важнее качественные изменения, вытекающие из формулировок нового закона. Так, ранее действовавший закон относил установленные для обязательного аудита критерии величины выручки и активов к отчетному году, за который и должен был быть проведен аудит. Новый закон относит эти критерии к году, предшествующему отчетному. Таким образом, обязательному аудиту за 2008 год подлежит отчетность организаций, выручка либо активы которых превысили установленный критерий в 2007 году вне зависимости от того, какими они оказались в 2008 году. И наоборот, если в 2007 году выручка или активы организации не превысили установленных критериев, то аудит за 2008 год не обязателен, во сколько бы раз установленные критерии ни оказались превышенными в 2008 году. Направленность этой нормы на повышение надежности финансовой информации не может не вызывать обоснованные сомнения. [8, c. 77]
С точки зрения предъявляемых требований аудиторы и аудиторские организации разделены новым законом на три категории:
- осуществляющие аудит
организаций, ценные бумаги
- осуществляющие аудит организаций, собственником которых на 25% и более является государство;
- осуществляющие аудит
прочих экономических
Для аудиторов первой и второй категорий законом введены дополнительные требования, не предъявляемые к прочим аудиторам, а именно: аудит первой категории субъектов может осуществляться только аудиторскими организациями, которые, начиная с 2011 года должны иметь аудиторов, обладающих новым, единым квалификационным аттестатом (ст.23, п.4, пп.1); в отношении аудиторов второй категории предусмотрено осуществление внешнего контроля качества не только саморегулируемыми организациями аудиторов, но и уполномоченным федеральным органом (ст.10, пп.5 и 9) и с меньшей периодичностью (3 и 2 года соответственно), чем в общем случае (5 лет).
Помимо формирования компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов новый закон вводит такие не существовавшие ранее меры ответственности аудиторов и аудиторских организаций как (ст.20):
- предписание об устранении
нарушений и установление
- предупреждение о недопустимости нарушений;
- приостановка членства,
ведущая к приостановке
- штраф;
- исключение из
В новом законе об аудиторской
деятельности (ст.7 п.1) законодатель прямо
указал аудируемым лицам, что федеральные
стандарты аудиторской
Если ранее действовавший закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» по сути приравнивал два различных понятия – «аудит» и «аудиторская деятельность», закон №307-ФЗ разграничил эти понятия, справедливо определив аудит как один из видов услуг, составляющих, наряду с другими аудиторскими услугами, содержание аудиторской деятельности. [ 7, c. 234]
Состав услуг, которые
разрешено оказывать аудиторам,
новый закон определил
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги):
- аудит бухгалтерской отчетности, предусмотренной Федеральным законом РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» или аналогичной по составу отчетности, предусмотренной иными федеральными законами;
- сопутствующие услуги,
установленные федеральными
- прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью (закрытый перечень).[1]
Закон №307-ФЗ вывел оказание услуг по специальному аудиту за рамки аудиторской деятельности, запретив их оказание аудиторам и тем самым разрешив неограниченному кругу лиц, не имеющих профессиональной подготовки.