Система управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи. Во-первых, прежде чем проанализировать практическую реализацию идеи управления финансами РФ, необходимо будет определиться с основными теоретическими разработками по данной проблеме. Во-вторых, следует проанализировать правовое положение по тем органам, которые осуществляют управление финансами в РФ. В-третьих, необходимо будет определить особенности организации управления финансами. И, наконец, в-четвертых, проведем анализ современного состояния органов управления финансами в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Объекты и субъекты управления.
1.1.Объекты управления…………………………………………………………..4
1.2.Субъекты управления……………………………….......................................10
1.3.Основные методы и формы управления финансами……………………….12
2. Министерство финансов и другие ведомства управления финансами……19
3. Финансовый механизм. ………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
Список использованных источников литературы……………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.   Объекты и субъекты управления.

1.1.Объекты управления…………………………………………………………..4

1.2.Субъекты управления……………………………….......................................10

1.3.Основные методы и формы  управления финансами……………………….12

2.   Министерство финансов  и другие ведомства управления  финансами……19

3.   Финансовый механизм. ………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31

Список использованных источников литературы……………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная  российская система управления финансами  характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики  и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели –  сбалансированность бюджета, оптимизация  государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических  интересов государства и его  граждан.

Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам управления финансами.

 Предметом  исследования станут объекты  и субъекты управления финансами.  В качестве объектов управления  выступают разнообразные виды  финансовых отношений, а субъектами  управления являются те организационные  структуры, которые осуществляют  управление. В соответствии с  классификацией финансовых отношений  по их сферам выделяют три  группы объектов: финансы предприятий  (организаций, учреждений), страховые  отношения, государственные финансы.  Им соответствуют следующие субъекты  управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы  и налоговые инспекции. Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами,  называется финансовым аппаратом.

Цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы  управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.

Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи. Во-первых, прежде чем проанализировать практическую реализацию идеи управления финансами  РФ, необходимо будет определиться с основными теоретическими разработками по данной проблеме. Во-вторых, следует  проанализировать правовое положение  по тем органам, которые осуществляют управление финансами в РФ. В-третьих, необходимо будет определить особенности  организации управления финансами. И, наконец, в-четвертых, проведем анализ современного состояния органов  управления финансами в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Объекты и субъекты управления.

                       1.1.Объекты управления.

 

Финансовая  система представляет собой  финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение  финансовой системы базируется на следующих  принципах:

  1. Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных, для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).
  2. Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
  3. Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

 

 

 

 

 

 


 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Финансовая система Российской Федерации

 

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а  также отдельными группами и слоями населения. 

 Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

 

 

В сфере  государственных финансов выделяются звенья:

  • государственный бюджет
  •     внебюджетные фонды
  • государственный кредит

 

Государственный  бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Бюджет  РФ как финансовый план государства  базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального  дохода и определяется налоговой  системой и бюджетно-финансовой политикой  государства.

 

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение и являются  самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой  направленности расходования средств  их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды  социального страхования, имеющие  общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное  учреждение внебюджетный фонд может  выступать на финансовом рынке в  качестве инвестора, приобретая государственные  ценные бумаги с целью получения  дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

 Государственный  кредит функционирует в следующих  формах: государственные займы, гарантированные  займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри  звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

  • федеральные финансы
  • финансы субъектов РФ
  • местные финансы

 

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы предприятий представляют собой  денежные отношения, связанные с  образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование  на выполнение обязательств перед финансово-кредитной  системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному  обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно  выделить в подзвенья:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций
  • финансы некоммерческих организаций

Финансовые  отношения этих двух групп хозяйствующих  субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации  предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Финансовые  ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также  денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства  капитала и рабочей силы.

Финансовые  отношения предприятий состоят  из четырех групп:

  • отношения с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
  • с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

От состояния  финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми  ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

 

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым  случаям раскладывается между участниками  страхования.

По различиям  в объектах страхования страховые  отношения можно поделить на пять групп:

  • социальное;
  • личное;
  • имущественное;
  • страхование ответственности;
  • страхование предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба  производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)

Информация о работе Система управления финансами