- Система финансового контроля в РК
С момента обретения независимости
в республике постоянно совершенствуется
работа по созданию системы государственного
финансового контроля, отвечающей общепринятым
в мировой практике требованиям.
В 200 году был принят бюджетный кодекс
РК, он повлек собой отмену Закона "О
контроле за исполнением республиканского
и местных бюджетов". Его принятие стало
основой создания правовой базы для функционирования
всех органов государственного финансового
контроля. Главная их задача - координация
действий органов контроля по планированию,
проведению ревизий и проверок и реализации
материалов контрольных мероприятий.
Примечательно то, что оформлено это межведомственным
соглашением, и на практике оно работает
лучше, нежели некоторые законодательные
акты.
Финансовый контроль
в Республике Казахстан осуществляется
в виде комплексного, тематического,
встречного контроля.
- Комплексный контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по всем вопросам за конкретный период.
- Тематический контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период.
- Встречный контроль - контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта государственного финансового контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций. Встречный контроль проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного финансового контроля и в рамках проверяемого вопроса.[12, c.47]
Функции финансового
контроля распространяются на
хозяйственную деятельность всех
звеньев национальной экономики.
По организационным формам финансовый
контроль в Республике Казахстан
подразделяется на общегосударственный,
муниципальный (местный), независимый
(аудиторский) и контроль собственника.
Государственный финансовый
контроль (внешний и внутренний) - проверка
соответствия законодательству Республики
Казахстан деятельности объектов государственного
финансового контроля в части исполнения,
ведения учета и отчетности по исполнению
республиканского и местных бюджетов,
оценки их исполнения, использования связанных
грантов, активов государства, гарантированных
государством займов, денег от реализации
государственными учреждениями товаров
(работ, услуг), остающихся в их распоряжении.
Объектами государственного
финансового контроля являются
лица, оказавшиеся в сфере финансовой
деятельности государства, а именно:
а) государственные
органы;
б) государственные
юридические лица;
в) негосударственные
юридические лица;
г) граждане.
Негосударственные юридические
лица и граждане выступают
объектом государственного финансового
контроля главным образом с
точки зрения проверки выполнения
ими своих финансовых обязательств
перед государством, в числе которых
основное место занимают обязательства
по уплате налогов. Проверка
осуществляется с позиций исполнения
данными субъектами предписаний
финансового законодательства, т.е.
на предмет соблюдения законности.
Государственные органы
проверяются на предмет того,
насколько они правильно и
эффективно выполняют возложенные
на них функции финансового
органа государства.[16]
Существуют два основных
вида контроля – это внутренний
и внешний.
Внутренним контролем
называется организация в компании
в интересах его собственников
и регламентированная его внутренней
документацией система контроля
над соблюдением законов и
нормативных актов, достоверности
финансовой отчетности, эффективности
и рационального использования
ресурсов, установленного порядка
ведения бухгалтерского учета.
Внутренний контроль осуществляется
центральным уполномоченным органом
по внутреннему контролю и
службами внутреннего контроля.
Внешний финансовый
контроль на республиканском
уровне осуществляется Счетным
комитетом по контролю за исполнением
республиканского бюджета, а на местном
уровне - ревизионными комиссиями маслихатов.
Внешний контроль осуществляется в трех
формах: предварительного, текущего и
последующего контроля. Основными методами
контроля являются рассмотрения проектов
финансовых планов, ревизии и проверки.
Объектом выступают децентрализованные
фонды денежных средств.
Общегосударственный
контроль осуществляется органами
государственной власти, составными
элементами которого являются:
1. Президент, аппарат
Президента, Счетный комитет при
Президенте
2. Двухпалатный Парламент
(Сенат и Мажилис) и его комитеты
3. Правительство и его
центральные органы (Министерство
финансов, Агентство по борьбе
с экономической и коррупционной
преступностью, Национальный банк
и др.); местные представительные
власти (маслихаты); органы местных администраций
(акиматы).
Муниципальный контроль
осуществляется акиматами, маслихатами
и другими правительственными органами
власти всех ступеней и их службами, которые
проводят финансовый контроль в процессе
рассмотрения и утверждения бюджетов,
отчетов об их исполнении, формах ревизии
и инспектирования в соответствии с установленными
полномочиями.
Независимый контроль
осуществляется аудиторскими организациями
и отдельными аудиторами, имеющими
соответствующие квалификационные
свидетельства и лицензии.
Контроль собственника
– это внутриведомственный, корпоративный,
индивидуальный, внутрихозяйственный
контроль и аудит финансовых
результатов, состояния организации
бухгалтерского учета и отчетности,
маркетинга, менеджмента, соблюдения
законности, оптимальности решений
и эффективности управления финансовыми,
трудовыми и материальными ресурсами.
По результатам контроля
принимаются следующие акты: заключение,
постановление Счетного комитета
по контролю над исполнением
республиканского бюджета, постановление
ревизионной комиссии маслихата,
представление, предписание, отчет о проведении
контроля.
Заключение - документ
Счетного комитета по контролю
над исполнением республиканского
бюджета и ревизионной комиссии
маслихата, составляемый на основании
актов контроля и (или) аудиторских отчетов.[17]
Постановление Счетного
комитета по контролю над исполнением
республиканского бюджета - документ,
принимаемый на заседании Счетного
комитета по контролю за исполнением
республиканского бюджета на коллегиальной
основе и подтверждающий действие всех
его других актов по результатам контроля,
а также по решениям, принятым Счетным
комитетом по контролю за исполнением
республиканского бюджета.
Постановление ревизионной
комиссии маслихата - документ, принятый
в установленном порядке и обязательный
для исполнения всеми исполнительными
органами, финансируемыми из соответствующего
местного бюджета, и организациями, использующими
средства соответствующих местных бюджетов
или оказывающими финансовые услуги на
всех стадиях освоения средств местных
бюджетов.
Представление - документ
Счетного комитета по контролю
за исполнением республиканского бюджета,
направляемый в государственные органы,
организации и должностным лицам для устранения
недостатков в работе, а также в правоохранительные
органы по вопросам привлечения к ответственности,
предусмотренной законами Республики
Казахстан.
Предписание - документ
установленной формы об устранении
нарушений и недостатков в
работе, принятый руководителем
центрального уполномоченного органа
по внутреннему контролю в
пределах его компетенции и
направленный для обязательного
исполнения должностным лицам
государственных органов и других
организаций.
Акт контроля - документ,
составленный органами государственного
финансового контроля, ревизионными
комиссиями маслихатов, службами внутреннего
контроля по результатам контроля.
Отчет о проведении
контроля - документ о результатах
проведенной работы по контролю
за определенный период времени.[17]
Общие принципы деятельности
высших органов финансового контроля
в системе органов государственной
власти.
Государственный финансовый
контроль играет важную роль
в современных государствах. Проведенный
анализ организационно-правовых
моделей функционирования органов
государственного внешнего контроля
в системе государственной власти
развитых стран позволяет выделить
общие закономерности и тенденции
развития высших органов финансового
контроля в развитых государствах.
Главной функцией в
системе государственной власти
является внешний контроль законности,
целесообразности и эффективности
управления государственными финансовыми
ресурсами государственной собственности
в порядке, установленном национальными
законодательствами: Следовательно,
можно выделить общие принципы
деятельности высших органов
финансового контроля в государстве:
• деятельность высших
органов финансового контроля
должна основываться на принципах
законности, независимости, объективности,
плановости, компетентности, оперативности,
доказательности и гласности,
соблюдения профессиональной этики;
• независимость высших
органов финансового контроля
должна гарантироваться на конституционном
уровне и обеспечиваться их
особым статусом;
• все органы государственной
власти, независимо от их подчинения,
должны содействовать высшим
органам финансового контроля
в осуществлении их деятельности;
• высшие органы
финансового контроля должны
иметь право доступа ко всем
материалам проверок, совершаемых
любым органом контроля, а также
частного и внутреннего аудита
в отношении государственных
финансовых ресурсов государственной
собственности;
• по результатам
контрольных мероприятий, с целью
предупреждения, предотвращения нарушений,
их устранения и привлечения
виновных к ответственности, высшие
органы финансового контроля
должны быть законодательно наделены
комплексом административно-исполнительных
полномочий по реализации собственных
решений, принимаемых по результатам
контрольных мероприятий, а также
правом обращаться в любой
орган государственной власти, правоохранительные
органы, суд или прокуратуру.
Установление в соответствии
с международными нормами общих
принципов деятельности высших органов
финансового контроля государства образует
надежную основу для:
• совершенствования
конституционной и законодательной
базы государства;
• гармонизации правового
поля деятельности, оптимизации
и унификации национальных законодательств
в сфере государственного контроля;
• повышения эффективности
государственного финансового контроля.
- Основные характеристики высших органов власти
Под высшими органами
финансового контроля понимаются
государственные органы, главной
функцией которых является внешний
контроль за управлением государственными
финансовыми ресурсами и государственной
собственностью в порядке, установленном
национальным законодательством.
Целью деятельности
высших органов финансового контроля
является выявление, предупреждение
и устранение фактов незаконного,
нецелевого, неэффективного использования
государственных финансовых ресурсов
и государственной собственности,
обеспечение открытости и прозрачности
исполнения государственных бюджетов,
содействие развитию и совершенствованию
надлежащей системы управления
финансовыми ресурсами государства,
обеспечивающей наиболее эффективное
их формирование и использование.
Деятельность высших
органов финансового контроля
строится на принципах законности,
независимости, объективности, компетентности,
оперативности, доказательности,
гласности, соблюдения профессиональной
этики.
Для эффективного выполнения
общей цели своей деятельности
высшие органы финансового контроля
проводят финансовый контроль
распорядителей средств и контроль
их деятельности.