Слияние и поглощение корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - изучить экономический механизм тактики слияния и поглощения в системе корпоративного управления.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные результаты развития корпоративного бизнеса;
2. изучить тактику слияния корпораций;
3. изучить тактику поглощения корпораций;
4. проанализировать финансовое состояние ОАО "МТС" как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;
5. проанализировать финансовое состояние ОАО "МТС" как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;

Содержание

Введение
Глава 1. Тактика слияния и поглощения в системе корпоративного управления
1.1 Основные результаты развития корпоративного бизнеса
1.2 Тактика слияния корпораций: теоретические основы
1.3 Тактика поглощения корпораций: теоретические основы
Глава II. Финансово-экономический анализ деятельности как база реализации тактики слияния (поглощения) в системе корпоративного управления на примере компаний ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"
2.1 Анализ финансового состояния ОАО "МТС"
Глава III. Анализ результатов реализации тактики слияния ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"
3.1 Экономическая интерпретация активов
3.2 Экономическая интерпретация пассивов
3.3 Анализ текущей ликвидности
3.4 Анализ финансовой устойчивости
3.5 Анализ рентабельности
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

+++Слияние и поглощение корпораций.docx

— 242.39 Кб (Скачать файл)

Слияние и поглощение корпораций

 

Содержание

Введение

Глава 1. Тактика слияния  и поглощения в системе корпоративного управления

1.1 Основные результаты  развития корпоративного бизнеса

1.2 Тактика слияния корпораций: теоретические основы

1.3 Тактика поглощения  корпораций: теоретические основы

Глава II. Финансово-экономический  анализ деятельности как база реализации тактики слияния (поглощения) в системе  корпоративного управления на примере  компаний ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"

2.1 Анализ финансового  состояния ОАО "МТС"

Глава III. Анализ результатов  реализации тактики слияния ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"

3.1 Экономическая интерпретация  активов

3.2 Экономическая интерпретация  пассивов

3.3 Анализ текущей ликвидности

3.4 Анализ финансовой устойчивости

3.5 Анализ рентабельности

Заключение

Библиографический список

Приложения

 
Введение 

 

Рост масштабов интеграционных процессов как результата углубления и расширения взаимозависимости  отдельных предприятий хозяйственных  отраслей, а также экономик различных  стран, формирование крупных межотраслевых  и межгосударственных промышленных объединений в 80-90-е годы вызвали  развитие теории корпоративного управления.

Для сегодняшних международных  экономических отношений присущи  новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных  связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и  трудовых ресурсов, транснациональная  деятельность, акции международных  организаций, наконец, интеграционные процессы в мире - достигли невиданных ранее масштабов.

В экономической теории роль корпораций в хозяйстве оценивается  неоднозначно. Одни ученые считают, что  корпорация является ядром экономики  государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции  экономического развития. Согласно противоположной  точке зрения, недостатки крупных  фирм перевешивают имеющиеся достоинства  и наносят тем самым большой  вред экономике в целом. В этой связи представляет большой интерес  анализ понятия корпорации как экономического явления. В данной статье авторы, не претендуя на полное раскрытие сущности корпорации как экономической категории, сделали попытку выявить основные факторы, определяющие ее содержание, а также условия формирования этих крупных объединений.

Слияние и поглощение компаний - один из самых распространенных путей  развития, к которому прибегают в  настоящее время большинство  даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически  повседневным.

Рассматривая процессы слияний  и поглощений компаний, очень важно  заострить внимание на вопросе, касающемся выбора стратегии развития: почему компании предпочитают именно слияния  и поглощения, а не альтернативные им варианты, в частности, стратегию  органического роста.

Практика показывает, что  в настоящее время сделки по слияниям и поглощениям представляют собой  преобладающую часть прямых иностранных  инвестиций. В этих условиях важно  разобраться, как влияет этот вид  инвестиций на экономику принимающей  страны, эффективней они или неэффективней по сравнению с инвестициями в создание новых предприятий.

Как и в случае с глобализацией  в целом, влияние слияний и  поглощений на процесс развития может  быть двойственным и неравнозначным. И в развитых и в развивающихся  странах высказывается обеспокоенность  в связи с потенциальными антиконкурентными последствиями слияний и поглощений.

В развивающихся странах  опасаются, что поглощения местных  компаний иностранными могут привести к установлению иностранного господства в определенных отраслях экономики (так как слияния и поглощения, как правило, приводят к смене  собственника и к переходу контроля из рук национальных фирм к зарубежным компаниям) и тем самым поставить  под угрозу национальный суверенитет  и развитие технологического потенциала страны. Существует и обеспокоенность, связанная с угрозами национальной культуре или самобытности. Важно  выработать политику, которая позволит свести к минимуму издержки и обеспечить максимум выгод от стратегии слияний  и поглощений компаний.

Цель выпускной квалификационной работы - изучить экономический механизм тактики слияния и поглощения в системе корпоративного управления.

В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть основные  результаты развития корпоративного  бизнеса;

2. изучить тактику слияния  корпораций;

3. изучить тактику поглощения  корпораций;

4. проанализировать финансовое  состояние ОАО "МТС" как  базы реализации тактики слияния  в системе корпоративного управления;

5. проанализировать финансовое  состояние ОАО "МТС" как  базы реализации тактики слияния  в системе корпоративного управления;

6. провести экономическую  интерпретацию активов;

7. провести экономическую  интерпретацию пассивов;

8. провести анализ текущей  ликвидности;

9. провести анализ финансовой  устойчивости;

10. провести анализ рентабельности.

Объектом исследования данных аспектов явилась финансово-хозяйственная  деятельность ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом".

Предметом исследования является тактика слияния и поглощения в системе корпоративного управления.

Информационной базой  послужили монографии ряда авторов  по изучаемой проблеме, данные статистической и бухгалтерской отчетности вышеназванных  предприятий за 2005-2006 годы.

Проведенное аналитическое  исследование позволило разработать  для ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом" практические рекомендации по улучшению  финансового состояния, при котором  производственные мощности двух компаний объединяются с целью получения  синергетического эффекта.

 
Глава 1. Тактика слияния и поглощения в системе корпоративного управления  

 

1.1 Основные результаты  развития корпоративного бизнеса  

 

Первоначальной точкой в  развитии современных форм организации  производства являлось индивидуальное предприятие, управлявшееся одним  собственником, который был одновременно и работником предприятия.

В течение длительного  времени предприятие рассматривалось  как изолированная единица, как  автономная юридическая и экономическая  организация. Такое автономное видение  предприятия существовало в неоклассической  экономической теории.

С точки зрения этой теории предприятие представляет собой  целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в готовую продукцию. Модель предприятия  складывается из производственной функции, выражающей зависимость результатов  от затраченных факторов производства. Основным критерием эффективности  функционирования такого предприятия  является прибыль.

Неоклассическая школа представляла в качестве постулата современной  экономической системы модель совершенной  конкуренции и модель свободного рынка. Это соответствовало представлению  о том, что экономический мир  состоит из бесконечного количества экономических субъектов, действующих  независимо друг от друга с полной информацией о структуре спроса и предложения и с полной свободой обращения на рынке. Модель совершенной  конкуренции предполагала, что функционирование экономической структуры осуществляется автоматически, в основном посредством  ценового механизма, а рынок представляет собой единственный способ производства и распределения благ. Отсюда экономическая  система, соответствующая этим условиям, представляет собой авторегулируемую систему с множеством субъектов-индивидуумов, абсолютно автономных по отношению друг к другу, где предприятие играет роль базового элемента системы.

Данная модель должна была радикальным образом измениться в условиях расцвета индустриального  капитализма. Полностью были изменены постулаты экономической мысли  и, соответственно, было изменено видение.

Экономическая модель совершенной  конкуренции, которая, в конечном счете, являлась чисто логической конструкцией, была заменена на модель кооперации и  интеграции. Поведение экономических  субъектов выявляет естественные тенденции  к росту, а экономический мир  все более становится отражением процесса корпоратизации предприятий, который становится наиболее характерной чертой современной экономической организации.

Институциональная экономическая  теория, вклад в разработку которой  внесли Р. Коуз, К. Эрроу, О. Уильямсон, Ф. Хайек, расширила теоретический инструментарий, используемый в настоящее время при анализе интеграционных процессов в современной экономике. Необходимость институционального подхода в экономике была продиктована, прежде всего, развитием самих рыночных отношений, от которых зависит формирование экономических институтов.

Рынок определяется как система  общественных отношений, позволяющая  определенным образом уравновешивать спрос и предложение. Взяв за основу это положение, можно было бы представить  механизм рыночной экономики достаточно простым: все сводится к сделке между  двумя хозяйствующими субъектами: продавцом  и покупателем, которые обменивают некоторыми ценностями в пропорции, определяемой соотношением спроса и  предложения. Однако, даже обыкновенная сделка невозможна без наличия институциональных  рамок (или среды) и норм, правил, форм, инструментов, без которых  не срабатывает даже простейший рыночный механизм. Отсюда современный рынок, как форма хозяйствования, утверждается не только в организации процессов, но еще и в ходе становления  и совершенствования институтов. Особое значение имеет комплексность  и взаимосвязанность хозяйственных  институтов, их рыночная и общественная адекватность в целом.

Сторонники институциональной  теории пытаются расширить возможности  неоклассического экономического анализа  путем изучения проблем рыночных институтов.

Институты в любой экономической  системе предопределяют процесс  принятия решений. Поэтому в первую очередь следует выяснить, какие  институты играют ведущую роль в  рыночной экономике, как они возникли и изменялись, как взаимосвязаны  между собой. Весьма важным, в особенности  для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок  рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты  образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют  и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу  и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.

В этих заданных рамках возникают  многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой  формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным  контролем: правовым - со стороны государства - и экономическим - со стороны рынка.

Все указанные институты  объединены общими признаками:

1) они характерны для  системы разделения труда;

2) они действуют на основе  принципа договорных отношений.

Правильное оформление права  собственности (распоряжения) содействует  снижению издержек и более рациональному  использованию ресурсов. Следовательно, договорная форма взаимоотношений  экономических элементов в немалой  степени решает проблему информационной неопределенности для отдельных  хозяйствующих субъектов.

Таким образом, предприятие  в институциональном аспекте  представляется своеобразным экономическим  интегратором, целостным экономическим  субъектом, объединяющим во времени  и пространстве разнообразные социально-экономические  процессы и извлекающее эффект путем  использования системных мультипликативных  эффектов. Ключевым моментом здесь  является интеграция во времени, т.е. обеспечение  существования, безопасности и стабильности развития предприятия.

В наибольшей мере соответствует  этому определению современная  корпорация.

Слово "корпорация" (лат. corporatio) в словарях определяется как объединение, общество, союз. На первых порах корпорация соответствовала понятию крупного акционерного общества (АО) как объединения вкладчиков капитала - акционеров. В настоящее время это ближе к объединению акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и др. Цель их объединения состоит в разработке согласованной политики в области специализации и интеграции производства, объемов производства однотипной продукции, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР и освоения производства новой продукции.

Ряд признаков выделяет корпорацию из множества АО. К таковым относят: крупные размеры, межотраслевой  охват, транснациональная сфера  деятельности.

Масштабы деятельности и  захват рынков однотипной продукции  связывают понятие корпорации с  монополизмом. В словаре С.И. Ожегова  понятие "корпорация" толкуется  как "одна из форм монополистических  объединений".

Информация о работе Слияние и поглощение корпораций