Совершенствование государственного финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
- дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………..5
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля……………………………………………………………………5
1.2. Формы государственного финансового контроля……………………...14
1.3. Принципы государственного финансового контроля………………….18
Глава 2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации………………………..27
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля. Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ…………………27
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ…………………………………38
2.3. Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…..42
Глава 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………..47
3.1. Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………..47
3.2. Возрастание роли государственного финансового контроля за реализацией приоритетных национальных проектов………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………..5

1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля……………………………………………………………………5

1.2. Формы государственного финансового  контроля……………………...14

1.3. Принципы государственного финансового  контроля………………….18

Глава 2. Система  органов государственного финансового  контроля: полномочия, основные направления  деятельности и вопросы их координации………………………..27

2.1 Общая характеристика  федеральных органов государственного  финансового контроля. Место и  роль Счетной палаты РФ в  системе государственных органов  финансового контроля РФ…………………27

2.2 Взаимодействие Счетной палаты  с другими государственными органами финансового контроля в РФ…………………………………38

2.3. Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…..42

Глава 3. Совершенствование  государственного финансового контроля в Российской Федерации……………..47

3.1. Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………..47

3.2. Возрастание роли государственного финансового контроля за реализацией приоритетных национальных проектов………………….53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….57

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

О необходимости построения эффективного государственного финансового  контроля речь идет давно. Однако до сих  пор не выработана единая политика в области государственного финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация деятельности в этой сфере. При этом органы исполнительной власти всех уровней, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными ресурсами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно - счетных органов, образованных законодательной (представительной) властью.

Анализ научной литературы и практики позволяет сделать  вывод о том, что складываются противоречия между государственной политикой в отношении финансового контроля и реальными условиями его осуществления, объективной потребностью общества в более полной реализации государственным финансовым контролем своих сущностных функций, повышении его роли в новых экономических преобразованиях.

Цель исследования состоит  в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы  государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;

- исследовать противоречия  современного состояния государственного  финансового контроля;

- дать более глубокое  теоретическое обоснование объективной  необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

- определить место  и роль, а также пути совершенствования  деятельности органов государственного  финансового контроля в единой  системе; 

- выработать предложения и рекомендации по повышению эффективности государственного финансового контроля на основе отечественного и зарубежного опыта.

Объект исследования — контрольная деятельность, осуществляемая органами государственного финансового  контроля.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в системе государственного финансового контроля в процессе проверок и ревизий, а также при реализации его результатов в социальной сфере.

Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составляют научные изыскания, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах известных отечественных и зарубежных авторов в области макро- и микроэкономики. В гносеологических целях автор опирался на такие категории и понятия, как контроль, финансовый аудит, эффективность. В качестве материала для исследования использованы статистические материалы, данные министерств и ведомств, материалы научных конференций, различные периодические издания, специальная научная литература по раскрываемой тематике. Определенный объем информационного материала обобщен по результатам проверок, проведенных Счетной палатой РФ.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля

 

1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля

 

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных  учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.  

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь [9, с.22]. 

К задачам финансового  контроля относятся:

-      обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

-      обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

-      создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финансового финансового права;

-      контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;

-      повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

-      оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов. 

Система финансового  контроля представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.  

Отрасли финансового  контроля включают:

1)    государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2)    негосударственный финансовый контроль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д. 

Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов государственной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, специализированные контролирующие органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях.

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными  денежными и иными материальными  ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

- недостатков в организации  систем управления (в том числе  внутреннего контроля) финансово-хозяйственной  деятельностью государственных  органов, организаций с полным  или частичным государственным  участием или особо с ним связанных.

В общем и целом  цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования  — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных  отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью  ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

- выявление резервов  роста доходной базы бюджетов  различных уровней и снижения  расходной части бюджета;

- контроль за реализацией  механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием  и распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки  регионов;

- пресечение незаконных  решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление финансовых  злоупотреблений в сфере бюджетных  и межбюджетных отношений;

- проведение профилактической  информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

Анализ литературы о  сущности методов контроля позволяет  выделить из них две группы: общенаучные  методы и специфические контрольные  методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового  контроля представляют собой специфические  приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).

По информационному  обеспечению различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля в РФ