Совершенствование деятельности Министерства финансов в сфере управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение деятельности государственных органов управления финансами в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть методы управления финансами в РФ
-
Объектом исследования в данной работе являются финансовые отношения, связанные с деятельностью органов управления финансами в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Система управления финансами. 4
1.1. Понятие и методы управления финансами в РФ. 6
1.2.Органы осуществляющие финансовую деятельность в РФ. 7
Глава 2 Министерство финансов РФ. 9
2.1 Полномочия и функции Министерства финансов РФ. 9
2.2.Совершенствование деятельности Министерства финансов в сфере управления финансами. 22
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы переделанная Гусманова.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

Глава 1 Система управления финансами.

1.1. Понятие и методы управления финансами в РФ.

1.2.Органы осуществляющие финансовую деятельность в РФ.

Глава 2 Министерство финансов РФ.

2.1 Полномочия и функции Министерства финансов РФ.

2.2.Совершенствование деятельности Министерства финансов в сфере управления финансами.

Заключение

Список литературы


Введение

 

Финансы - объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки. Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Финансовая политика это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Главное назначение финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. выполнение государством своих основных функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В положении о Министерстве финансов отмечается, что этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет проведение единой финансовой политики и общее руководство организацией финансов в стране. Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу представляются в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, в законах, например о федеральном бюджете, в прогнозах социально-экономического развития страны, в конкретных программах.  На уровне субъектов Федерации финансовая политика ограничивается бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации принимают участие в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации.

Целью данной              работы является изучение деятельности государственных органов управления финансами в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и рассмотреть методы управления финансами в РФ

-

Объектом исследования в данной работе являются финансовые отношения, связанные с деятельностью органов управления финансами в Российской Федерации.

Предметом исследования являются полномочия Министерства финансов в области управления финансами.

Теоретической базой (написать перечень фамилий авторов учебников из списка литературы) данной работой является В.В. Ковалева, Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Курочкина В.В., В.П. Климович, Нелюбова Н.Н., Сазонов С.П., Нелюбова Н.Н., Сазонов С.П. Миляков Н.В., Маркина Е.В., Курочкина.

Структура работы

Во введении говорится о деятельности государственных органов управления финансами в РФ.

Первая глава посвящена понятию и методам управления финансов РФ

Во второй главе рассматриваются о том какие функции выполняет Министерство финансов РФ

В заключении сформулированы выводы по результатам исследования. Список литературы состоит из 25 источников, включающих нормативно-правовые акты РФ, учебники и учебные пособия и официальные сайты органов государственной власти РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Система управления финансами

1.1             Понятие и методы управления финансами в РФ

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно основано на знании объективных закономерностей развития общества; вместе с тем, на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторой схемы управления. 

Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Система управления финансами имеет определяющее значение для функционирования и развития современной экономики. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и т.д.. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимости от результатов экономического роста.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью оперативного решения поставленной задачи.

В управление финансами, как и в любой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства. Выделяют три группы объектов:

1) финансы предприятий, учреждений, организаций;

2) страховые отношения;

3) государственные финансы.

Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, учреждений, организаций, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат.

Хотя субъекты управления финансами используют в каждой сфере финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы, вместе с тем, им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное управление.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления Федеральным собранием РФ, аппаратом Президента, Министерством финансов и др.

Контроль, как элемент управления, осуществляется как в процессе планирования, так и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути наиболее эффективного хозяйствования.

При выработке управленческих решений учитываются результаты экономического анализа не только прошлых периодов деятельности, но и перспективы; используются автоматические средства управления финансами (АСУФ) для рационального сочетания экономических и административных методов управления.

При разработке методов управления финансовой системой используют различные инструменты, которые классифицируются по следующим направлениям

1. По форме применения:

– прямые, административно ограничивающие размер кредитов;

– косвенные, создающие условия для достижения целей.

2. По объектам воздействия.

предложение и спрос на деньги;

– общие;

– селективные.

3. По срокам воздействия:

– краткосрочные;

– долгосрочные.

Методы управления финансами (то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств). В экономической литературе методы нередко называют элементами либо рычагами, приемами, формами. Все эти наименования равнозначны по своему существу. Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое планирование; финансовый контроль; финансовые рычаги (налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы); нормативно-правовое обеспечение (законы, указы, постановления, инструкции, методические указания); информационное обеспечение.

В теории управления относительно новым является понятие «финансовый инструмент», под которым понимается любой договор между контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера – у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативны) – это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций на финансовых рынках.

1.2.Органы, осуществляющие финансовую деятельность в РФ

Информация о работе Совершенствование деятельности Министерства финансов в сфере управления финансами