Совершенствование межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить современное состояние межбюджетных отношений, основные проблемы в данной области и направления их в развития в условиях бюджетного федерализма. Основные задачи курсовой работы:
•выявить особенности бюджетной системы и основные направления бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе;
•дать характеристику российской модели межбюджетных отношений;
•оценить основные механизмы и инструменты межбюджетных отношений;
•проанализировать организацию межбюджетных отношений на уровне субъекта федерации и муниципального бюджетов( на примере Вожегодского муниципального бюджета)
•Разработка предложений по оптимизации взаимоотношений бюджетов разных уровней

Содержание

Введение.................................................................................................................... 2
I. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ................................................................ 5
1.1. Этапы и тенденции развития межбюджетных отношений ......................5
1.2. Обзор законодательно-нормативной базы межбюджетных отношений в России .....................................................................................................…... 9
1.3. Разграничение бюджетных полномочий и ответственности .................... 14
1.4. Политика финансового выравнивания………………………………….….17
II. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ ........................... 24
2.1. Налоги в системе межбюджетных отношений................................................24
2.2. Основные инструменты межбюджетных отношений.....................................28
III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ C МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ (на примере Вожегодского муниципального района Вологодской области) .............................................................................................................. 33
3.1. Экономическая основа организации системы местных бюджетов в современных условиях .................................................................................. 33
3.2. Взаимоотношения бюджета Вожегодского муниципального района с бюджетом Вологодской области ................................................................. 40
3.3. Основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений и политика выравнивания .........................................................47
Заключение ............................................................................................................. 55
Список законов, нормативных документов и литературы ........................... 58
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)


Министерство высшего и среднего

профессионального образования

Вологодский институт бизнеса

 

Фамилия преподавателя   Боровая С.Л.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Финансы»

(наименование дисциплины)

 

 

 

 

Выполнил студент 3 курса, Вологодского института бизнеса

 

060400 «Финансы и кредит»

(наименование специальности)

 

 

 

Группы  В14ФК-31                                                                                    Шифр 994

 

 

 

 

Кройтор Людмила Ивановна

фамилия, имя, отчество студента

 

 

 

 

 

162 160, Вологодская область, п. Вожега, ул. Октябрьская, д.47, кв.5, 2-29-38

(индекс, домашний адрес, телефон)

                                 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Содержание

Введение....................................................................................................................  2

  1. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ................................................................ 5
    1. Этапы и тенденции   развития межбюджетных отношений ......................5
    2. Обзор  законодательно-нормативной базы межбюджетных отношений в России .....................................................................................................…... 9

1.3.    Разграничение бюджетных  полномочий и ответственности  .................... 14

1.4.    Политика финансового выравнивания………………………………….….17

  1. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ  БЮДЖЕТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ ........................... 24

2.1. Налоги в системе межбюджетных  отношений................................................24

2.2. Основные инструменты межбюджетных  отношений.....................................28

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА

УРОВНЕ  СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ  C  МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ (на примере Вожегодского муниципального района Вологодской области) .............................................................................................................. 33

    1. Экономическая основа организации системы местных бюджетов в современных условиях .................................................................................. 33
    2. Взаимоотношения бюджета Вожегодского муниципального района с бюджетом Вологодской области ................................................................. 40
    3. Основные направления совершенствования системы  межбюджетных отношений и политика выравнивания .........................................................47

Заключение ............................................................................................................. 55

Список законов, нормативных документов и литературы ........................... 58

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях динамичного развития экономических  отношений   межбюджетные отношения  подвергаются непрерывной трансформации.

Успех  экономических преобразований  в России в огромной степени зависит от согласования  интересов федерального Центра, субъектов федерации и местного самоуправления. Основные противоречия  между центром и регионами  лежат в бюджетной системе.

Межбюджетные отношения – это  основная часть системообразующего финансового контура Российской Федерации. Состояние их самым активным образом влияет не только на потенциал бюджетной системы, но и на сохранение целостности всей страны.

Межбюджетные отношения можно  рассматривать как взаимоотношения  между органами власти разных уровней  по разграничению расходных и доходных полномочий.

В самом широком смысле межбюджетные отношения – это механизм финансовых взаимосвязей, обеспечивающих существование  бюджетной системы в условиях целостности и единства федеративного  государства

Сложившаяся в регионах система межбюджетных отношений не в полной мере соответствует  принципам федеративного устройства Российской Федерации и требованиям рыночной экономики.

С 1994 года  в России осуществляется поиск путей реформирования межбюджетных отношений. В последние годы (1999- 2002 годы) произошло усиление формализации расчетов по определению финансовой помощи регионам из федерального бюджета и можно отметить продвижение вперед в устранении субъективного влияния на результаты этих расчетов.

Принятые на федеральном уровне законодательные акты не всегда подкреплены финансовыми ресурсами. Наличие размытых границ расходных полномочий  субъектов федерации приводят к  стремительному росту обязательств региональных бюджетов при отсутствии источников их финансирования. Вместе с тем, в 90-е годы сформировалась тенденция перераспределения финансовых ресурсов в пользу федерального центра. Все это развивалось на фоне отсутствия прозрачного механизма распределения помощи из федерального бюджета  субъектам федерации.

В этих условиях   возросла актуальность развития и совершенствования межбюджетных отношений. Без развития межбюджетных отношений не возможен дальнейший прогресс системы государственной  власти. Межбюджетные отношения призваны выравнивать бюджетную обеспеченность населения вне зависимости от места его проживания на территории России.

Правильно организованные  межбюджетные отношения должны позволять органически  сочетать общенациональные интересы с  интересами развития территорий. Однако в современных условиях этот принцип не выполняется, интересы органов власти местного самоуправления практически не учитывается.

В бюджетной системе страны, являющейся главной базой  финансовой деятельности государственных органов  и органов  местного самоуправления в сфере  экономического и социального развития соответствующих территорий,  местные бюджеты самые многочисленные.

Важнейшим условием стабильности межбюджетных отношений является создание целостной  системы  формирования финансовой базы бюджетов всех уровней.

Любая система межбюджетных отношений должна ориентироваться на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности. Достичь всех этих целей одновременно  крайне сложно, но найти между ними определенный компромисс вполне возможно. Основной недостаток сложившийся на сегодняшний день (во многом стихийно) системы межбюджетных отношений состоит в том, что  не достигается  ни одна из этих целей.

Экономической эффективности  в  использовании бюджетных ресурсов нет, потому что у региональных и  особенно у местных властей  отсутствуют доходные источники, а распределение финансовой  помощи наказывает регионы, повышающие собственные источники  и сокращающие нерациональные расходы.

Социальная справедливость не достигается, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии и критериев выравнивания различий.

Политической стабильности нет  в силу того, что распределение  расходных полномочий, доходных источников  и финансовой помощи  недостаточно «прозрачно» не имеет четкой законодательной базы, подвержено лоббированию и неформальным согласованиям.

Принятые за годы реформ законодательные  акты и постановления  не создали  механизма гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности, хотя все  эти принципы провозглашаются  и  на словах гарантируются.

Местные бюджеты  при их продекларированной самостоятельности фактически формируются  субъектами Российской Федерации и  полностью зависят от региональных бюджетов, что не позволяет им проводить  собственную социально-экономическую  политику. Проблемы взаимоотношений местных бюджетов с вышестоящим стоят сегодня очень остро.

Цель курсовой работы -  изучить современное состояние межбюджетных отношений, основные проблемы в данной области и направления их в развития в условиях бюджетного федерализма. Показать возможность использования различных механизмов и инструментов  государственного управления для регулирования  межбюджетных отношений.  Объектом исследования – является муниципальный бюджет Вожегодского района.

Основные задачи курсовой работы:

 Изучение нормативных  актов и теоретических основ  организации межбюджетных отношений  в Российской Федерации, основных  проблем межбюджетных отношений  :

  • выявить особенности бюджетной системы и  основные направления бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе;
  • дать характеристику российской модели межбюджетных отношений;
  • оценить основные механизмы и инструменты межбюджетных отношений;
  • проанализировать организацию межбюджетных отношений на уровне субъекта федерации и муниципального бюджетов( на примере Вожегодского  муниципального бюджета)
  • Разработка предложений по оптимизации взаимоотношений бюджетов разных уровней.

 

При выполнении курсовой работы использованы законодательные  и другие нормативные акты, финансовая и статистическая информация, статьи и монографии по вопросам межбюджетных отношений. В ходе работы применялись монографический, расчетно-аналитический и статистические методы.

 

I. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Этапы и тенденция  развития  межбюджетных отношений.

 

Если бюджетная система разделена  на независимые уровни, межбюджетные отношения не возникают, поскольку  такая система функционирует  как единое целое. В многоуровневой бюджетной системе (при наличии  двух и более уровней) межбюджетные отношения служат инструментом в руках вышестоящего уровня власти для проведения выработанной им социальной и экономической политики.

Конкретные задачи межбюджетных отношений  модифицируются при изменении экономической  ситуации в стране. В периоды  экономического кризиса основная задача  межбюджетных отношений – обеспечить нормальную жизнедеятельность в регионах с  низким экономическим потенциалом, сдержать рост территориальной дифференциации социально-экономического развития, не допустить приближения степени этой дифференциации к порогу, за которым можно ожидать распада единого экономического, а затем и политического пространства страны, создать условия для вывода из кризиса, преодоления депрессии и сокращения региональной асимметрии.

В периоды экономического роста  основной целью  межбюджетных отношений является  сокращение межрегиональных различий и максимальное приближение степени этих различий к порогу саморегуляции.

В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику.

С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территории, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от остальных регионов страны.

Формирование российской модели межбюджетных отношений прошло через 3 качественно  различных этапа.

В 1991-1993 годах происходила  стихийная децентрализация бюджетной системы, унаследованной от дефакто унитарного государства. Доля региональных и местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета резко возросла, но при этом на субнациональные бюджеты оказались возложены расходы, прежде  финансировавшиеся из российского и даже союзного бюджета.  Эволюция межбюджетных отношений в основном шла под воздействием политических факторов, неформального торга и индивидуальных согласований между центром и регионами.

В конце 1993 – начале 1994гг. была проведена  первая реформа межбюджетных отношений. Были расширены налоговые права региональных и местных властей, введены единые и, как правило, стабильные нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Основная часть финансовой помощи стала распределяться на основе  формализованных критериев и процедур. Начался процесс выравнивания бюджетного статуса “особых” республик.

          В 1994-1995 гг. в результате проведенной  реформы произошло упорядочивание  финансовых  взаимоотношений между  федеральным центром и регионами.  Были введены единые нормативы отчислений от основных  федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации, создан Фонд финансовой поддержки регионов, средства которого впервые  начали распределяться на основе установленной  Правительством РФ специальной формулы расчетов. Также были расширены налоговые полномочия региональных   и  местных властей.

Созданная в результате этой реформы  система межбюджетных отношений  в значительно большей степени  соответствовала общепризнанным принципам  бюджетного федерализма. Однако это  был не более чем “экспериментальный” бюджетный федерализм, не опирающийся на сколько-нибудь целостную правовую базу и практически не затрагивающий основы любой бюджетной системы – местные бюджеты. К 1997г. возможности для его развития были исчерпаны.

1997-1998гг. стали периодом углубления кризиса межбюджетных отношений и одновременно вызревания предпосылок для их реформирования. С одной стороны, началось реформирование местных финансов,  были приняты Бюджетный кодекс, общая часть Налогового кодекса. С другой стороны, межбюджетные отношения стали источником постоянной напряженности во взаимоотношениях властей разных уровней, возросла несбалансированность региональных и местных бюджетов, вновь обозначилась тенденция к индивидуализации распределения финансовых ресурсов. Новый  этап реформы межбюджетных отношений стал необходимой предпосылкой для оздоровления всей системы государственных и муниципальных финансов.

Информация о работе Совершенствование межбюджетных отношений