Совершенствование системы контроля за налоговыми поступлениями в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. изучение правовой базы системы контроля за налоговыми поступлениями в бюджеты;
2. изучение действующих форм и методов налогового контроля;
3. изучение методов организации контроля за налогами;
4. определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы контроля за налоговыми поступлениями в РФ 5
1.1.Правовые основы осуществления налогообложения в РФ. 5
1.2.Сущность и особенности налогового контроля в РФ. 6
1.3.Виды налогового контроля в РФ. 9
2.Организация системы контроля за налоговыми поступлениями в РФ. 19
2.1.Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. 20
2.2.Основные параметры и показатели федерального бюджета РФ. 24
2.3.Направления совершенствования системы контроля за налоговыми поступлениями в РФ. 25
3.Совершенствование системы контроля за налоговыми поступлениями в РФ. 26
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Приложение 1. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_ Тельманова Яна исправленная (1).docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение 3

1.Теоретические  основы контроля за налоговыми  поступлениями в РФ 5

1.1.Правовые основы осуществления налогообложения в РФ. 5

1.2.Сущность  и особенности налогового контроля  в РФ. 6

1.3.Виды налогового  контроля в РФ. 9

2.Организация  системы контроля за налоговыми  поступлениями в РФ. 19

2.1.Анализ  налоговых поступлений в бюджетную  систему РФ. 20

2.2.Основные  параметры и показатели федерального  бюджета РФ. 24

2.3.Направления  совершенствования системы контроля  за налоговыми поступлениями  в РФ. 25

3.Совершенствование  системы контроля за налоговыми  поступлениями в РФ. 26

Заключение 33

Список используемой литературы 36

Приложение 1. 38

 

 

Введение

 

«Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств»

(Из Бюджетного послания  Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской  Федерации 29  июня 2011 года).

Основным источником доходов  бюджетов всех уровней в Российской Федерации являются налоговые поступлениями  от юридических и физических лиц.  Налоговые поступления бюджетной  системы занимают ведущее место  и являются важнейшей формой аккумуляции  доходов. Анализ системы  контроля за налоговыми поступлениями в  бюджеты  необходим с целью преодоления  негативных последствий воздействия  налогов на экономику страны.Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления  денежных средств в бюджеты всех уровней.Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных  органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым  контролем и сбором налогов.

В данное время в Российской Федерации основными органами занимающимися  непосредственно налоговым контролем  остается: Федеральная налоговая служба. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.

В связи с этим сегодня  перед налоговыми органами встает серьезная  проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.

Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный  бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных  государств. Все это отражается непосредственно  на самом населении нашего государства  в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое  значение играет роль государственных  органов по налоговому контролю, в  обязанности которых входит собирание  денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и  правильностью уплаты налогов и  иных обязательных платежей. Все эти  обязанности должны выполняться  исходя из вышеуказанных нормативных  актов. Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.

Объектом данной работы является система контроля за  налоговыми поступлениями в бюджеты.

Целью данной курсовой работы является определение путей совершенствования  контрольной работы налоговых органов.

         На основе этого можно определить  задачи данной курсовой работы:

1. изучение правовой базы системы контроля за налоговыми поступлениями в бюджеты;

2.     изучение  действующих форм и методов  налогового контроля;

3.     изучение  методов организации контроля  за налогами;

4.   определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

  1. Теоретические основы контроля за налоговыми поступлениямив РФ

 

1.1.  Правовыеосновы осуществления налогообложения в РФ.

При осуществлении своей  работы государственные налоговые  инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется  в связи с переменами в экономической  и политической ситуации в стране.

На первом месте стоит  основной закон страны — Конституция  Российской Федерации. Содержащиеся в  ней нормы, регулирующие налоговые  отношения, имеют высшую юридическую  силу, прямое действие и применяются  на всех территории Российской Федерации. Они детализируются в законах  и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых  инспекций, так и конкретные сферы  налогообложения.

С 1 января 1999 года вторым по значимости является Налоговый кодекс Российской Федерации. Кодекс устанавливает  систему налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также  общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации, в том числе (Рис.1):

Рисунок 1 - Принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации

В настоящее время Налоговый  кодекс является определяющим в сфере  налоговых отношений и при  осуществлении налогового контроля.

До 1 января 1999 года перечисленные  выше положения регулировались несколькими  основными законами, в их числе: Закон  РФ «О Государственной налоговой  службе РСФСР», Закон РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации».

Одновременно с принятием  Закона «Об основах налоговой  системы»  были приняты Федеральные  законы, детализирующие его положения. Данная категория нормативных актов  постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства. Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации  работы налоговой инспекции.

Другими самостоятельными источниками  налогового права являются постановления  и распоряжения Правительства Российской Федерации по налогам и другим обязательным платежам (в них в  основном определяются налоговые ставки и налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в  масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и так далее); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными  органами краев и области, а также  городов и районов.

Таким образом, основным документом, регулирующим работу инспекций федеральной налоговой службыза соблюдением налогового законодательства с 1 января 1999 года является Налоговый кодекс Российской Федерации.

1.2. Сущность и особенности налогового контроля в РФ.

Налоговый контроль — это  установленная законодательством  совокупность методов руководства  компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет.

Главная задача налогового контроля — обеспечение экономической  безопасности государства. Основными  методами достижения экономической  безопасности должны быть прогноз, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а уже затем — применение карательных  санкций.

Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический):

Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции  в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками.

Источниками данных для оперативного контроля служат плановая оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская  информация.

Периодический контроль — это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам. Задача такой проверки — установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению.

Документальный  контроль — это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании оборачивания, осмотра, обмена, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и так далее.

Налоговое законодательство устанавливает следующие формы налогового контроля (Рис.2):

Рисунок 2 –Формы налогового контроля

 

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов, а также таможенных органов и  органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в  порядке, определяемом по соглашению между  ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о  нарушениях законодательства о налогах  и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях  исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение  информации о налогоплательщике (плательщике  сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции  Российской Федерации, Налогового кодекса  Российской Федерации, федеральных  законов, а также в нарушение  принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в  частности, адвокатскую тайну, аудиторскую  тайну.

1.3. Виды налогового контроля в РФ.

Рассмотрим подробнее  такой распространенный вид налогового контроля, как налоговые проверки.

Камеральные налоговые проверки.

Каждое предприятия обязано  к установленному сроку представить  налоговому органу бухгалтерский отчет  и налоговые расчеты по всем видам  налогов. А налоговый инспектор  в свою очередь проверяет правильность заполнения документов, все ли необходимые  приложения представлены. Камеральные  налоговые проверки проводятся по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной  проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной  проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей  суммы налога и пени.

Конкретные методы камеральных  проверок определяются инспекциями  самостоятельно исходя из характера  наиболее часто встречающихся нарушений  налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения  автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.

Основными задачами камеральной  проверки являются:

Рисунок 3 – Задачи камеральной  проверки

Камеральная налоговая проверка должна быть проведена налоговым  органом в течение трех месяцев  со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

Однако Налоговый кодекс Российской Федерации так и не урегулировал порядок оформления результатов  камеральной налоговой проверки.

Текущий контроль.

Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно  осуществляется отделами налоговой  инспекции для предотвращения нарушений  налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед  бюджетом. Основным методом, применяемым  при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и  анализа.

Информация о работе Совершенствование системы контроля за налоговыми поступлениями в РФ