Совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является изучение государственного долга, его структуры и управления.

Для достижения поставленной цели необходимо:

-раскрыть теоретические основы государственного долга;

-изучить современное состояние государственного долга в российской экономике;

-проанализировать механизм совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 6
1.1.Сущность государственного долга 6
1.2.Классификация государственного долга 9

2.СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ЭКОНОМИКЕ 16

2.1. Структура и динамика государственного долга России 16
2.2.Решение проблем государственного долга 22

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный долг РФ. Его структура и управление.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Государственный долг - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.

     Государственный долг, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный долг играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

     Особое  значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним  из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире. В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного долга, а также государственного кредитования, которые оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение.

     В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается  в организации, упорядочении, регулировании  со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства  получила юридическое оформление. Однако названная система не лишена недостатков. Не до конца решенными остаются вопросы субъектного состава управления госкредитом, а именно в сфере разграничения компетенции, ответственности за осуществляемые действия между государственными органами и специализированными кредитными организациями. Не получили должного нормативного закрепления активно применяемые на практике «новые способы» управления долгом. Все это придает особую значимость правовой оценке названной проблемы.

      Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  в настоящее время проблема государственного долга – это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения  зависит состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

      В литературе тема государственного долга  освещается довольно часто. Однако ее изучение проходит, прежде всего, с точки зрения изучения и выявления причин государственного долга, анализ самой проблемы зачастую упускается. Экономисты стараются каждый высказать свою точку зрения по поводу решения вопроса государственного долга, не вникая в саму проблематику. В данной работе систематизированы и обобщены имеющиеся данные, и представлены, по возможности, наиболее точные характеристики, касающиеся экономической ситуации в Российской Федерации.

     Итак, целью данной курсовой работы является изучение государственного долга, его структуры и управления.

     Для достижения поставленной цели необходимо:

     -раскрыть  теоретические основы государственного  долга;

     -изучить  современное состояние государственного  долга в российской экономике;

     -проанализировать  механизм совершенствования методического  и организационного обеспечения  управления государственным долгом.

      Объектом  исследования в данной работе является функционирование общественного хозяйства  нашей страны.

      Предметом работы выступает внешний государственный долг.

      Методологической  основой, на основании которой строится система изложения материала  данной работы, послужили следующие  подходы: системно-логический, дедуктивный, статистический, сравнительный.

     При работе использовалось законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемому вопросу.

 

      ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1.Сущность  государственного долга

     В результате финансирования дефицита бюджета  образуются непогашенные обязательства. Сумма непогашенных обязательств образует государственный долг. Долг органов государственного управления, таким образом, представляет собой сумму их прямых договорных обязательств перед экономическими единицами других секторов экономики внутри страны (внутренний долг) и зарубежными кредиторами (внешний долг). Он определяется как сумма всех положительных сальдо (профицитов) государственных финансов и их отрицательных сальдо (дефицитов) на конец какого-либо периода. Долг органов государственного управления — один из важнейших элементов в структуре активов и пассивов экономики.[15, С.199]

     Долговые  обязательства страны показываются на валовой основе, т. е. не уменьшаются  на величину требований сектора государственного управления к другим секторам экономики и другим государствам.

     Данные  о государственном долге охватывают сектор государственного управления в  целом — федеральное правительство, органы управления субъектов федерации, штатов, провинций, местные органы управления и государственные внебюджетные фонды. Следует, однако, отметить, что очень часто, особенно в периодической печати и на бытовом уровне, под термином «государственный долг» понимается не вся задолженность органов государственного управления, а бюджетная задолженность центрального (федерального) правительства. В таком понимании он не включает задолженность региональных и муниципальных органов власти и внебюджетных фондов.

     Поскольку государственный долг представляет собой сумму непогашенных обязательств, оценка государственного долга производится по номинальной стоимости в национальной валюте и отражает сумму, подлежащую выплате при наступлении сроков. Задолженность в иностранной валюте пересчитывается в национальную. Одновременно (особенно в странах со слабой валютой) общая величина внешнего долга определяется также в иностранной валюте. При этом долги различным странам-кредиторам пересчитываются из их национальной валюты в одну из сильных валют, например в доллары США, пo рыночному курсу на дату переоценки.

     Изменение валютного курса в период между датами фиксации государственного долга является фактором изменения долга, выраженного Национальной валюте. При этом, если национальная валюта по отношению к иностранной валюте, например к доллару, падает, эквивалент дол-Га в национальной валюте (например, рублевый) будет расти.

     Данные  о государственном долге охватывают признанные прямые обязательства органов  управления перед другими секторами  экономики или странами мира, обслуживаемые  путем выплаты процентов и/или  погашения основной суммы задолженности. В государственном долге не показываются пассивные долги, т. е. долги, основные платежи и выплаты процентов по которым были приостановлены с согласия кредитора или вследствие одностороннего отказа должника. При возобновлении обслуживания таких долгов соответствующие суммы вновь включаются в государственный долг. Долг, по которому не было заявлено об отказе от его уплаты, но платежи были временно приостановлены или просрочены, должен сохраняться в объеме государственного долга.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственный или муниципальный долг — это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые ими на себя обязательства третьих лиц. Сумма непогашенных долговых обязательств государства образуется в основном в результате государственных или муниципальных займов, осуществленных в целях финансирования дефицита бюджета. Объем финансирования определяется величиной взятых за бюджетный период долговых обязательств за вычетом погашения. Величина государственного или муниципального долга характеризуется объемом непогашенных обязательств на конец какого-либо периода, включая неоплаченные долговые обязательства предыдущих периодов. [2, С.102]

     Государственным федеральным долгом Российской Федерации  согласно Бюджетному кодексу РФ являются долговые обязательства РФ перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, иными субъектами международного права. Он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

     Под государственной казной понимается нераспределенное имущество (средства бюджета, имущество и др.), являющееся собственностью государства. Указанное имущество является объектом взыскания кредиторов по обязательствам государства и муниципальных образований, а также источником дополнительной (субсидиарной) ответственности органов власти по долгам принадлежащих им предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами. Распределенное государственное и муниципальное имущество (имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления) не может быть использовано для покрытия государственных или муниципальных обязательств, так как предприятия и учреждения не отвечают своим имуществом по обязательствам своих учредителей. Для покрытия обязательств может быть использовано лишь имущество, остающееся непосредственно у органов государственного управления и органов власти муниципальных образований, прежде всего денежные средства. В имущество, находящееся в гражданском обороте, не входят также объекты, являющиеся исключительной собственностью государства: недра земли, континентальный шельф, морская экономическая зона, ограниченная в обороте земля и другие природные ресурсы, которые не могут быть переданы в собственность других лиц. Казна составляет имущественную базу участия органов власти различных уровней в гражданском обороте. При этом федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и муниципальных образований не отвечают по обязательствам друг друга.

     1.2.Классификация  государственного долга

 

     Для оценки, анализа, выявления влияния  на развитие экономики и управления долгом органов государственной  власти необходима систематизированная  информация об имеющейся задолженности. Эта информация должна включать данные о видах задолженности, владельцах долговых обязательств, методах стоимостной оценки и др., соответствующие общим принципам формирования государственных финансов. Она должна учитывать различные аспекты функционирования долга: типы долговых обязательств, размещенных государственными органами и обращающихся на финансовом рынке, хронологический порядок их обслуживания, распределение долговых обязательств среди владельцев, относящихся к различным подсекторам экономики, влияние этого распределения на структуру активов последних. Систематизация государственных долговых обязательств осуществляется на основе специальных классификаций. [15, С.204]

     В целях финансового планирования и выявления влияния государственного долга на экономику страны его многочисленные элементы агрегируются в однородные категории по аналогии с категориями, принятыми для анализа финансирования дефицита по типу кредитора и типу долгового обязательства. Кроме того, производится распределение долга в соответствии с хронологическим порядком его обслуживания и по странам-кредиторам. Это позволяет планировать суммы, подлежащие погашению в том или ином рассматриваемом периоде, определять время, наиболее благоприятное для размещения новых выпусков ценных бумаг и иметь представление о размерах задолженности отдельным государствам.

     Классификация долга по типам кредиторов играет важную роль при анализе влияния государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных частей. Под ней понимается группировка государственных долговых обязательств в однородные категории по типам кредиторов (держателей долговых обязательств) о примерно одинаковыми мотивами экономического поведения.

     При широком распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном рынке их распределение по категориям владельцев определяется не только спецификой государственного заимствования, но и условиями функционирования кредитно-банковской системы, например изменением спроса на банковские ссуды или изменением величин резервов банков, под влиянием которого кредиторы в свою очередь изменяют структуру принадлежащих им портфелей государственных ценных бумаг (табл. 1).

Информация о работе Совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом