Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:58, курсовая работа
Россия – востребованный участник международных отношений, однако ее стратегической задачей является изменение основополагающих механизмов интеграции национального хозяйства в мировую экономику путем постепенного снижения сырьевой ориентации экспорта, компенсируемого развитием высоких технологий, усилением финансовых институтов, инфраструктурных отраслей экономики и информационного сектора. Одним из способов указанной интеграции в систему мирохозяйственных связей на условиях, позволяющих конкурировать с иностранными государствами на внутреннем и внешнем рынках, может стать использование института особых экономических зон, прообразом которых стали свободные экономические зоны (далее – СЭЗ).
Введение
1. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации
1.1. Сущность, объективная необходимость создания и основные черты свободных экономических зон……………………………………………….
1.2. История организации свободных экономических зон в России……..
2. Современное состояние и проблемы развития российских свободных экономических зон
2.1. Современное состояние российских свободных экономических зон..
2.2. Некоторые проблемы развития российских свободных экономических зон……………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных нормативно - правовых актов и специальной литературы……………………………………………………………………
Содержание
Введение
1. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации
1.1. Сущность, объективная необходимость создания и основные черты свободных экономических зон……………………………………………….
1.2. История организации свободных экономических зон в России……..
2. Современное
состояние и проблемы развития
российских свободных
2.1. Современное состояние российских свободных экономических зон..
2.2. Некоторые
проблемы развития российских
свободных экономических зон………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных нормативно - правовых
актов и специальной литературы……………………………………………………
Россия – востребованный участник международных отношений, однако ее стратегической задачей является изменение основополагающих механизмов интеграции национального хозяйства в мировую экономику путем постепенного снижения сырьевой ориентации экспорта, компенсируемого развитием высоких технологий, усилением финансовых институтов, инфраструктурных отраслей экономики и информационного сектора. Одним из способов указанной интеграции в систему мирохозяйственных связей на условиях, позволяющих конкурировать с иностранными государствами на внутреннем и внешнем рынках, может стать использование института особых экономических зон, прообразом которых стали свободные экономические зоны (далее – СЭЗ).
В соответствии с Международной конвенцией
по упрощению и гармонизации таможенных
процедур под свободной экономической
зоной понимается часть государственной
территории, на которой помещенные там
товары рассматриваются с точки зрения
взимания импортных таможенных пошлин
и налогов как находящиеся вне таможенной
территории и не подлежащие обычному таможенному
контролю[1].
1. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических
зон в Российской Федерации
классификация свободных
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому числу нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек. При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.
Сейчас в мире существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Есть зоны, ориентированные на внешний рынок, есть - на внутренний. Для решения этих задач там действуют всевозможные льготы по таможенному, арендному, валютному, визовому, трудовому и прочим режимам, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В таких зонах функционирует около трети мировых банковских депозитов развитых стран.
Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.
В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг. В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как:
- привлечение передовых, по отношению к национальным, технологий;
- активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;
- поступление валютных активов, и, таким образом, увеличение валютных запасов;
- насыщение внутреннего потребительского рынка;
- повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;
- создание современной рыночной инфраструктуры;
- ускоренное развитие депрессивных районов;
- приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.
Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант "сверху" означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант "снизу", - создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно-государственном финансировании. Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона.
Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому и отечественному хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона "О Свободных экономических зонах в Российской Федерации", что связано с проблемами, рассматриваемыми далее.
С учетом задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
- благоприятное географическое положение и транспортная доступность по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
- существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
Для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:
- прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;
- конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;
- целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
- единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);
- обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.
Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:
- политическая стабильность;
- инвестиционные гарантии;
- качество инфраструктуры;
- квалификация рабочей силы;
- упрощение административных структур;
Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка.
Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели:
- привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;
- насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;
- создание экспорто-ориентированных производств;
- повышение занятости населения;
- формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.
Характерными чертами СЭЗ
а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
- внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
Информация о работе Современное состояние и проблемы развития российских свободных экономических зон