Современные денежные средства. Денежная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 11:19, доклад

Краткое описание

Деньги и кредиты являются одним из главных элементов любой экономики, особенно рыночной. Это объясняет, то огромное внимание, которое уделяется денежной и кредитной системам, в том числе, и в России.
Денежная система- это форма организации денежного обращения в стране, то есть организация движения денег в наличной и безналичной формах.
Важнейшими элементами денежной системы являются:
Национальная денежная единица- мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены на товары и услуги (рубль, доллар, франк).

Вложенные файлы: 1 файл

Современные денежные средства.docx

— 18.01 Кб (Скачать файл)

Современные денежные средства. Денежная система Российской Федерации.

Деньги и кредиты являются одним из главных элементов любой  экономики, особенно рыночной. Это объясняет, то огромное внимание, которое уделяется денежной и кредитной системам, в том числе, и в России.

Денежная система- это  форма организации денежного  обращения в стране, то есть организация  движения денег в наличной и безналичной  формах.

Важнейшими элементами денежной системы являются:

Национальная денежная единица- мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены на товары и услуги (рубль, доллар, франк).

Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы.

Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок  выпуска денег в обращение.

Формы денег - декретивное платежное средство, принимающее форму всеобщего эквивалента.

Валютный паритет - соотношение  с другими валютами.

Институты денежной системы - государственные и негосударственные  учреждения, регулирующие денежное обращение.

Денежная масса и количество товаров в экономической системе  должны находится в определенном соотношении равновесия между собой. Достижение этой цели зависит в определенной степени от выбора системы денежного обращения.

Различают:

Денежную систему с  твердым обеспечением;

Свободное денежное обращение.

Переход к рыночной экономике  потребовал формирования адекватной денежной системы, и, следовательно, новых правовых основ.

В 70-х годах Европейское  экономическое сообщество (общий  рынок) пришло к соглашению о формировании Европейской денежной системы (ЕДС), которая иногда называется змейкой.

Валюты, образующие змейку привязаны  друг к другу, но колеблются по отношению  к доллару. Место основной резервной  валюты заняла немецкая марка, а место  золота и специальных прав заимствования - Европейская валютная единица - ЭКЮ  или ЕВЕ, стоимость которой равна  средневзвешенной стоимости  валют стран, входящих в ЕДС. ЕВЕ получила широкое признание в Европе.

Сегодня в ЕВЕ заключаются  многие международные контракты.

Вероятно, XXI век окажется свидетелем конвертируемости в ЕВЕ  таких валют как российский рубль, доллар США, или японская йена по курсам,  стабилизируемым на правительственном уровне.

Правовые основы денежной системы.

В законе "О центральном  банке Российской Федерации" декларируется: "Денежная система Российской Федерации  включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование  денежного обращения".

"Официальной денежной  единицей (валютой) Российской Федерации  является рубль. Один рубль  состоит из 100 копеек".

"Официальный курс рубля  к денежным единицам других  государств определяется Центральным  банком Российской Федерации  (Банком России)".

"Эмиссия наличных денег,  организация их обращения и  изъятия из обращения на территории  Российской Федерации осуществляется  исключительно Банком России".

Наличные деньги выпускаются  в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической  монеты.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных денег.

В конституции Российской Федерации, в ст. 114, записано, что  правительство России "обеспечивает проведение в Российской Федерации  единой финансовой,  кредитной и денежной политики", а в ст.71, определяющей разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся "установление правовых основ единого рынка,  финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки», а также "федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы".

Дестабилизация денежной системы СССР и России.

С конца 70-х годов денежная система страны дестабилизируется.

Национальная денежная единица - рубль оказалась в расчетах на территории СССР, а затем России, потесненной иностранными валютами, в первую очередь, долларом.

О расстройстве денежной системы  говорит резкое изменение масштаба цен. В  результате их роста покупательная способность (по потребительским товарам и услугам) 1000 рублей с 1980 года упала к концу 1990 г. до 400-500 рублей, к концу 1991 г. до 150 рублей, к концу 1992 г. - примерно до 6  рублей, к 1993 г. до 60-70 копеек, к началу 1995 г. до 20-22 копеек. Резко возросла денежная масса.

Причины дестабилизации денежной, кредитной и финансовой системы  в 80-х -   начале 90-х годов можно разделить на внутри- и внешнеэкономические. 

К внутриэкономическим следует  отнести: во-первых, быстрый рост расходов  государственного бюджета, что привело к его дефициту со всеми вытекающими последствиями; во-вторых, дестабилизирующим фактором оказалось принятие Россией полной ответственности за все эмитированные СССР денежные средства, включая наличные и безналичные деньги на территории бывших советских республик. Более того, Россия не препятствовала тому, чтобы центральные банки этих республик эмитировали сотни миллиардов безналичных рублей. Вся эта масса устремилась в Россию, в результате чего рубль дешевел, а доллар дорожал.

Из важнейших внешнеэкономических  причин, прежде всего, следует отметить  снижение цен на энергоносители, которые являлись и являются основой  российского (советского) экспорта. Так в 1980 г. мировая цена за баррель нефти составляла 30,5 доллара, а впервой половине 90-х - 16 - 18 долларов.

Это падение цен обусловило резкое сокращение внешнеэкономических  доходов  государства и его возможность за счет них поддерживать в равновесии  финансовую систему.

Второй причиной явилось  предоставление бывшим советским республикам  беспроцентных и льготных кредитов в рублях (как технических, так и государственных), к тому же без надежды на их полный возврат. Объем  финансовой помощи в 1992 г. составил 8 % ВВП России. 

Необходимость решения проблем  стабилизации финансового рынка  вылилось в либерализацию цен.

Либерализация цен в России.

Частичная либерализация  цен началась в 1991 г., когда в апреле были не  только централизовано повышены розничные цены (в среднем в 1,7 раза), но  и одновременно освобождены цены на 50 % товаров потребительского конечного и на 40 % товаров промежуточного и инвестиционного спроса.

Но решительный шаг  был сделан в январе 1992 г. : уже к февралю удельный  вес товаров и услуг со свободными ценами достиг 90 % для товаров конечного  потребления, а для товаров промежуточного потребления - 80%. К концу 1994  года регулируемыми остались цены на ограниченный круг продукции  промежуточного спроса: природный газ, нефтепродукты, электроэнергию  продукцию оборонного назначения, драгоценные металлы и камни,  железнодорожные перевозки. Регулируемыми остались цены на оплату жилья,  коммунальные услуг, ритуальные услуги, торговые надбавки на лекарственные  средства и изделия медицинского назначения.

Правительство предполагало, что в первом квартале цены возрастут  в 3,5  раза, а к апрелю начнется затухание инфляции до 5-10 % в месяц. Однако,  надежды, связанные с запуском радикального механизма реформ по большей  части не оправдались. Вместо оживления производства идет его неуклонный  спад, вместо интенсификации - проедание не только прибылей, но и амортизационных фондов, вместо роста трудовой активности - рост  безработицы, вместо укрепления финансовой системы - дальнейший рост  бюджетного дефицита, эмиссия денег, рост неплатежей, которые к осени 1996  г. составили сумму в несколько триллионов рублей по всему народному  хозяйству. Такую экономику Л. Абалкин охарактеризовал как долговую. Это мнение поддерживает и Аганбегян и ряд других экономистов.

В 1995 - 1996 годах правительству  удалось затормозить (но не преодолеть)  развитие кризисных процессов в денежно-кредитной сфере. Это связано с тем,  что стабилизировать экономическую систему пытались в условиях высокой  инфляции. Причем преимущественно с помощью монетарных рычагов - через  уменьшение дефицита госбюджета и сдерживания роста денежной массы. Такой алгоритм реформы оказался неоптимальным, так как не удалось преодолеть  монополизм производителей, а значит не удалось создать конкурентную среду  рынку, адекватную рыночным механизмам регулирования, что и привело к  кризису 17 августа 1998г.


Информация о работе Современные денежные средства. Денежная система Российской Федерации