Содержание государственного долга и причины его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Под государственным долгом понимается сумма задолженности (вклю-чая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, между-народными организациями и иными субъектами международного права.
В государственный долг входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.
Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством. Наиболее распространенным видом денежной формы государственного кредита являются государственные займы.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА И ЕГО ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

 

1.1 Содержание государственного долга и причины его возникновения

 

Под государственным  долгом понимается сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный  долг входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Долговые обязательства  государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством. Наиболее распространенным видом денежной формы государственного кредита являются государственные займы.

Таким образом, отправное понятие для анализа  отношений по привлечению и предоставлению государством денежных средств – "государственный кредит". Ю.А.Крохина под государственным кредитом понимает совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения или размещения государством денежных средств, а также по предоставлению государственных гарантий [9, с. 33].

Основной нормативный  правовой акт, содержащий нормы права, регулирующие отношения, из которых возникает государственный долг Республики Беларусь, и отношения по предоставлению денежных средств на принципах кредита государством, – Бюджетный кодекс Республики Беларусь, содержащий гл. 9 "Заимствования" (включает нормы, регулирующие отношения, из которых возникает государственный долг) и 10 "Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь".

В соответствии с Бюджетным кодексом в рамках изучения государственного долга целесообразно выделять следующие понятия:

Бюджетный заем – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Государственные кредиты – кредиты (займы), по которым у иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь возникают долговые обязательства перед Республикой Беларусь как кредитором.

Государственный долг Республики Беларусь – совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь, индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов [1].

При узкой трактовке в  понятие государственного кредита  включаются только отношения по привлечению  государством денежных средств от иных субъектов, при этом он именуется институтом финансового права. Белорусская наука сюда же включает предоставление взаймы денежных средств государством. Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса государственный долг Республики Беларусь представляет собой « совокупность внешнего и внутреннего государственного долга на определенный момент времени» [1]. Он возникает из договоров займа (кредита) (в том числе заключаемых путем размещения государственных ценных бумаг), заемщиком по которым выступает государство, а также из обязательств по гарантиям Правительства Республики Беларусь.

Можно выделить две формы, соответствующие по основным характеристикам, принципам понятию "кредит" в экономическом смысле, т.е. осуществляемые на принципах возвратности, платности, срочности и целевой направленности, – это поименованные в Бюджетном кодексе бюджетный кредит и бюджетный заем. Нормы по их регулированию содержатся в гл. 9 "Заимствования", а не в гл. 10 "Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь" Бюджетного кодекса.

Наряду с государственными займами в состав государственного кредита включаются государственные гарантии, бюджетные ссуды и кредиты.

Как отмечает Шимонович Г.И., государственные гарантии представляют собой обязательства Республики Беларусь в качестве гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком-резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору займа (кредита) [25, с.84]. Государственные гарантии по внутренним и внешним займам (кредитам) предоставляются на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе [25, с.85].

Под бюджетным  займом понимаются бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам – резидентам Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и возмездной основе для осуществления определенных целевых расходов. В настоящее время порядок предоставления бюджетного займа за счет средств республиканского бюджета и порядок его возврата установлены Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям", рассматривающим предоставление бюджетного займа как вид государственной поддержки [ 25, с.87]. Таким образом, государственные займы – это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. При этом самым распространенным видом государственных ценных бумаг является облигация, которая представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. В Республике Беларусь наиболее широко используются государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации (ГДО). Указанные облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди инвесторов (юридических лиц) на добровольной основе. Доход от данных облигаций представляет собой разницу между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

Государственные внутренние займы классифицируются по различным  признакам. По праву эмиссии и составу заемщиков они делятся на выпускаемые правительством и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы подразделяются на размещаемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные.

В зависимости от формы  выплаты доходов займы бывают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные и беспроцентные (целевые).

Государственные займы могут быть облигационные и безоблигационные. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются путем записей в долговых книгах, подписание договоров, соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне.

Вторая форма  государственного кредита — кредиты  Национального банка, предоставляемые  правительству и местным органам государственной власти, источником которых являются средства населения и предпринимателей, находящихся во вкладах в системе сберегательных банков.

Порядок привлечения, использования и погашения внешних  государственных займов, формирующих внешний государственный долг, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 « Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» [12].

Привлечение займов осуществляют:

  • Республика Беларусь – для покрытия дефицита республиканского бюджета, для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;
    • Правительство Республики Беларусь:
  • для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ;
  • для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;
  • резиденты Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики Беларусь и резиденты под гарантии Правительства Республики Беларусь – для предоставления займов заемщикам-резидентам на условиях переуступки;
  • для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;
  • для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;
  • для иных целей в соответствии с законодательными актами.

Кредиты международных  финансовых организаций предоставляются  республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.

Основными причинами  возникновения государственного долга  являются: низкая эффективность функционирования национальной экономики, приводящая к нехватке финансовых ресурсов в национальной валюте, недостаточность финансовых ресурсов в иностранной валюте для расчетов с иностранными государствами и др.

 

1.2 Классификация государственного долга

 

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям.

  1. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
  2. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
  3. По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).
  4. По формам заимствования долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в виде долговых обязательств по:
  • кредитам (займам), привлеченным от имени Республики Беларусь как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, международных организаций и иных резидентов и нерезидентов Республики Беларусь;
  • государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Республики Беларусь;
  • гарантиям Правительства Республики Беларусь;
  • иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг Республики Беларусь.

На наш взгляд, следует различать совокупный долг, суверенный долг и государственный долг. Совокупный долг – это более широкое понятие, которое включает не только государственный долг, но и долг финансовых и нефинансовых организаций. Суверенный долг – (англ. Sovereign Debt), термин относится к государственному долгу, который возник в результате эмиссии облигаций определенной страной, выраженный как национальной, так и в иностранной валюте. Хотя суверенный долг гарантируется правительством, он защищен суверенным иммунитетом. Это означает, что кредиторы не могут заставить правительство выполнить свои обязательства, если возникнут проблемы с выплатой долга.

Как отмечалось выше, государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

Информация о работе Содержание государственного долга и причины его возникновения