Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 22:18, контрольная работа
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Виды и функции внебюджетных фондов в РФ…………………………………………………………………..…….….стр 3.
2. Проанализируйте состояние пенсионного обеспечения
в России. Определите основные направления пенсионной
реформы РФ……………………………………………………….……..…стр 7.
3. Словарь терминов………………………….……………………стр 18.
4. Список используемой литературы…………………………. .стр 22.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Контрольная работа по дисциплине
ФИНАНСЫ
Вариант 5
Выполнил:
Шушкова Любовь Геннадьевна
студент 2 курса _______ группа ___ Ф - 12 ______
N зачетной книжки __112-02-95 _______ Дата: __25.02.14 __________
Проверил:
Преподаватель: ______Жаравина Ю.А_________________________
(должность, уч. степень, уч. звание)
__________
(Подпись) (И.О. Фамилия)
Оценка:
____________ Дата: ______
Вологда
2014.
Содержание:
1.Социально-экономическая
сущность внебюджетных фондов. Виды
и функции внебюджетных фондов в РФ…………………………………………………………………..…
2. Проанализируйте состояние пенсионного обеспечения
в России. Определите основные направления пенсионной
реформы РФ……………………………………………………….……..…
3. Словарь терминов………………………….……………………стр 18.
4.
Список используемой
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Виды и функции внебюджетных фондов в РФ
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Статья 144 Бюджетного
Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных
фондов РФ включает:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской
Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их дело, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования финансовых средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой - приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был и по форме, и по сути страховым фондом под патронажем профсоюзов.
Область перераспределения бюджетных средств шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, быстрее решаются вопросы менеджмента данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно добиться в бюджетах в условиях экономического кризиса.
Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело отнюдь не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности. Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.
Внебюджетные
фонды, являясь составной частью финансовой
системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и менеджмента
и имеют строгую целевую направленность;
- финансовые средства фондов используются
для финансирования государственных расходов,
не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных
отчислений юридических и физических
лиц;
- страховые взносы в фонды и отношения,
возникающие при их выплате, имеют налоговую
природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением,
уплатой и взысканием взносов в фонды,
распространено большинство норм и положений
Закона РФ "Об основах налоговой системы
РФ";
- финансовые ресурсы фонда находятся
в государственной собственности, они
не входят в состав бюджетов, а также других
фондов и не подлежат изъятию на какие-либо
цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется
по распоряжению Правительства или специально
уполномоченного на то органа.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важную роль, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Федеральные
внебюджетные фонды формируются за счет
следующих источников:
- специальные целевые налоги и сборы,
установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений
и организаций;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности,
осуществляемой фондом как юридическим
лицом;
- займы, полученные фондом у Центрального
банка РФ или у коммерческих банков.
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность более того после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В РФ они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.
Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного менеджмента финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования - для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования - для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.
С поставленной задачей объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен цельный социальный налог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором были консолидированы взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС.
Проанализируйте состояние пенсионного обеспечения в России. Определите основные направления пенсионной реформы РФ
В бюджетную систему России поступило всего за период 2011 года 1324,55 млрд.руб. из них налоги и сборы в консолидированный бюджет составили 1118,11 млрд.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 206,44 млрд.руб. А за тот же период в 2012 году всего 1880,83 млрд.руб., что в процентах к 2011 году составляет 142% и следовательно поступления увеличились на 556,28 млн.руб., а поступления в консолидированный бюджет составили 1648,83 млрд.руб., что больше чем в 2011 году на 530,72 тыс.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 232,00 млрд.руб., что больше чем 2011 году на 25,56% ( рис. 1).
2011 2012
Рис. 1 Поступления в бюджетную систему
В доходы бюджета Фонда включены суммы единого социального налога, поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии, суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации (см. рис. 2).
2011 2012
Рис. 2 Государственные внебюджетные фонды
Из рис. 2 видно, что помимо того, что увеличился объем самого фонда с 206,44 млрд.руб. (за 2011) до 232,00 млрд.руб. (за 2012), увеличился так же объем отчислений во все фонды (территориальные фонды обязательного страхования, федеральные фонды обязательного медицинского страхования, фонды социального страхования, страховые взносы в Пенсионный фонд России на 25,92 млрд.руб. с 154,51 млрд.руб. (2011) до 180,43 млрд.руб. (2012)).
Изменение налогового законодательства в части снижения базовой ставки ЕСН с 28 до 20 процентов (ставка ЕСН снижена с 14% до 6%) с одновременным изменением до 280 тыс. рублей верхней пороговой величины интервала налоговой базы, начиная с которой будет действовать регрессивная шкала налогообложения, приведет к сокращению поступлений доходов в бюджет Фонда более чем на 200 млрд. рублей.
Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняется на том же уровне - 14%. С 2012 года лица до 1967 года рождения выведены из накопительной системы, поэтому 2% страховых взносов ранее перечисляемые в накопительную составляющую будут направляться в ПФ РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, предусмотрено в сумме 558,44 млрд. рублей, что соответствует 147,2% к поступлениям страховых взносов, установленным бюджетом Фонда на 2011 год. Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии представлено на рис. 3.
2011 2012
Рис. 3 Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
В 2013 году предусмотрены поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, в сумме 12 млрд. рублей. В указанный объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.
Остаток средств резерва бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2013 года, в части не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, оценивается в объеме 97,14 млрд. рублей, в том числе:
- 58,22 млрд. рублей - денежные средства;
- 38,92 млрд. рублей размещено в ценных бумагах, из них:
- 37,66 млрд. рублей - в облигации
федерального займа с
- 1,26 млрд. рублей - в ценных бумагах кредитных организаций, принятых в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся до 1 января 2001 года.
В доходной части бюджета Пенсионного Фонда на 2012 год учтены доходы от размещения временно свободных средств Фонда - в сумме 3,74 млрд. рублей.
В 2013 году в связи с переводом натуральных льгот в денежные выплаты, из федерального бюджета предусмотрена передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд. рублей на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.
Общее число пенсионеров в 2010 году составило - 38,2 млн. чел, в 2011 году - 38,3 млн. чел, а в 2012 году уже- 38,4 млн.чел.(см рис. 4)
2010 2011 2012
Рис. 4 Динамика роста числа пенсионеров
В долгосрочной перспективе планируется снижение численности постоянного населения России к 2017 году оно сократиться на 2,5% (т.е. на 3,5 млн. человек) и составит 144,5 млн.чел.(см рис. 2.5).
Рис.5 Постоянная численность населения в долгосрочной перспективе
При этом численность населения трудоспособного возраста сократиться на 9,5 млн.чел. и составит в 2017 году 82,4 млн.чел или 56,6% от общей численности населения. Доля же населения старше трудоспособного возрастет к 2017 году до 23,7% против 20,4% в 2012 году.
Удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации с 25,3% в 2006 году до 26,66% в 2017 году т.е. почти на 1,4%, нагрузка пенсионной системы на наемных работников будет возрастать к 2017 году на 100 получателей трудовых пенсий будет приходиться 124 наемных работника, тогда как в 2012 -135 человек.