Сравнение налоговой системы России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система России в сравнении.docx

— 30.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ организации  бюджетного процесса в  России и  зарубежных странах (страны)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП.

Налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления. Выявляется очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (налоговый кодекс Российской Федерации, НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной.1

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру  приобрели в результате налоговых  реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Преобразования налоговых систем проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений". Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их.

Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30 до 40 %. Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.

Налоговая система США  предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют гораздо большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода.2 Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений - все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.

Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения  по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно  более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько  более низких ставок подоходных налогов  с корпораций и физических лиц.3

Францию среди развитых стран  отличает высокая доля налоговых  поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды  социального назначения. Налоговая  система Франции является жесткой  по отношению к физическим лицам  и семьям, имеющим высокие душевые  доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

Для предприятий малого бизнеса  установлены одни из самых высоких  налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что  налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами  США и Великобритании является более  жесткой по отношению к корпорациям  и личным доходам граждан.

Налоговая система Японии обладает исключительной гибкостью  и высокой адаптивностью, чутко  реагируя на все заметные изменения  как в экономической, так и  в социальной сферах. Современная налоговая система Японии отличается умеренным уровнем налогового бремени (наиболее низкий уровень среди развитых стран: доля налогов в национальном доходе Японии - 26%, тогда как, например, в Великобритании - 40%, Франции - 34%). В Японии у предприятий изымается около 50% прибыли. Негативное влияние такой фискальной направленности налогообложения прибыли здесь компенсируется проведением активной промышленной политики государства.

Швеция и Норвегия считаются  странами с самыми высокими налоговыми ставками. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стали падение  темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров, перевод ряда производств за пределы  страны. Поэтому были серьезно снижены  основные ставки налогов на прибыль  корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком  уровне.4

Значение льгот в налогообложении  прибыли весомо для большинства  стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США примерно на 8%, в Англии - на 9%. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12%, в Японии на 4%. 5

В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими налогами как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.

Наиболее эффективны в  рассматриваемом аспекте налоговые системы США и Великобритании. Несмотря на определенные различия в системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.

В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль  корпораций колеблются в пределах 25% - 40%, а значение налоговых льгот  не столь велико. В основном они  используются для стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении  энергии, воды, а также для ускорения  развития экономически отсталых регионов.6

Таким образом, модернизация налоговой системы Российской Федерации  должна быть ориентирована на выделение  наиболее эффективных элементов  из налоговых систем рассмотренных  стран. Однако с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться  на построение налоговых систем в  США и Канаде. Кроме того, с  точки зрения создания стабильной налоговой  системы России следует использовать опыт Германии, где налоговая система "инкорпорирована" в Основной закон - Конституцию.

 Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алимбекова (Покачалова) А. С. Источники Российского налогового права: понятия и основные признаки // Вопросы экономики и права, 2009. № 14. С.14-18.
  2. Богатырев М.А. Совершенствование налогообложения в России / // Управленческий учет, 2009. № 5. С.69-74.
  3. Сраилова Г.Н. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования налоговой системы // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции, 2011. Т.12. № 3. С.14-16.
  4. Соловьев К.А. Особенности систем налогообложения западноевропейских стран и основные направления их совершенствования // Финансы и кредит, 2009. № 41. с.70-79.
  5. Хван Л.Б. Хронометраж в системе налогового контроля: Сравнительный анализ налоговой системы в развитых странах // Налоги и финансовое право, 2011. № 4. С.258-275.

1 Алимбекова (Покачалова) А. С. Источники Российского налогового права: понятия и основные признаки // Вопросы экономики и права, 2009. № 14. С.14-18.

2 Сраилова Г.Н. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования налоговой системы // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции, 2011. Т.12. № 3. С.14-16.

3

4 Соловьев К.А. Особенности систем налогообложения западноевропейских стран и основные направления их совершенствования // Финансы и кредит, 2009. № 41. с.70-79.

5 Богатырев М.А. Совершенствование налогообложения в России / // Управленческий учет, 2009. № 5. С.69-74.

6 Хван Л.Б. Хронометраж в системе налогового контроля: Сравнительный анализ налоговой системы в развитых странах // Налоги и финансовое право, 2011. № 4. С.258-275.


Информация о работе Сравнение налоговой системы России и зарубежных стран