Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:49, реферат
Страхование было и остается наиболее популярным методом управления риском во всем мире.
Привлечение страхового капитала является очень важной задачей. Страховые фонды представляют собой гарантированный источник денежных средств для компенсации убытков страхователя в случае возникновения неблагоприятных событий, например, когда при возникновении крупных убытков использование собственных денежных ресурсов может быть ограничено. Это также актуально в том случае, если ограничена способность предприятия привлекать внешние кредиты для компенсации убытков.
Страхование как один из методов управления риском
Страхование было и остается наиболее популярным методом управления риском во всем мире.
Привлечение страхового капитала является очень важной задачей. Страховые фонды представляют собой гарантированный источник денежных средств для компенсации убытков страхователя в случае возникновения неблагоприятных событий, например, когда при возникновении крупных убытков использование собственных денежных ресурсов может быть ограничено. Это также актуально в том случае, если ограничена способность предприятия привлекать внешние кредиты для компенсации убытков.
Использование механизма страхования как финансового инструмента для покрытия риска связано с определенными проблемами, основная из которых заключается в том, что практически никогда страхование не может обеспечить полную компенсацию всех убытков.
Страхование как сфера человеческой деятельности насчитывает несколько сотен лет. За это время накоплен значительный опыт в области определения вероятности наступления тех или иных неблагоприятных событий, составления оптимального перечня событий, признаваемых за страховые, оформления взаимоотношений между сторонами, участвующими в страховании. Частота наступления страховых событий и диапазон распределения степени тяжести убытков являются основным содержанием страховой статистики. Проблема заключается в том, что очень часто этих данных недостаточно для выбора оптимальной с точки зрения страхователя величины страховой премии.
Базой для определения размера страхового покрытия и страховой премии для конкретного риска служат для страховщика любые доступные данные об аналогичных событиях, случившихся ранее. Очень часто он не имеет опыта в страховании конкретных рисков, интересующих предприятие. В этом случае он вынужден произвести актуарные расчеты для определения интересующих его данных.
Особенно сильно эти обстоятельства проявляются при страховании уникальных объектов. Такими объектами могут быть крупные и технически сложные сооружения, высотные здания, промышленные комплексы и другие объекты, обладающие нестандартными характеристиками (например, изделия ракетно-космической техники). Уникальность условиям страхования могут также придавать нестандартные условия функционирования объектов, в результате чего образуются специфические риски, как в случае страхования изделий ракетно-космической техники.Оценка экологических рисков также является сложной проблемой.
Любой крупный промышленный объект обладает чертами уникальности, и это обстоятельство следует иметь в виду при обсуждении условий страхования. Проблемы, связанные с уникальностью объектов страхования, можно разделить на несколько категорий.
1. Невозможность определить
2. Отсутствие страхового
3. Неадекватный размер страховой премии. Неопределенность относительно будущих убытков заставляет страховщика “подстраховываться” самому и завышать размер страховой премии, что, разумеется, невыгодно страхователю. Как показывает опыт, подобное завышение может быть двух-трехкратным и более против разумной величины страховой премии.
4. Трудности сравнения условий конкурирующих страховых компаний. Как правило, крупный риск побуждает страхователя организовать своеобразный “тендер” среди страховщиков для получения максимально выгодных для себя условий страхования. Однако сравнить условия различных страховых компаний для сложного и уникального объекта зачастую непросто, и минимальный размер страхового тарифа здесь не является главным критерием. В подобных случаях факторами, определяющими выбор, являются, как правило, надежность и опыт работы страховщика в данной отрасли промышленности.
Недостаточный опыт предприятия в области страхования своих рисков может привести к таким последствиям:
-неадекватный выбор метода
-неверное определение объема ответственности страховщика;
-недострахование;
-чрезмерное страхование.
Ошибки в управлении страхованием на предприятии или сложности, связанные с уникальностью страхуемых объектов, могут привести к тому, что риски, которые, казалось бы, полностью покрыты договором страхования, оказываются покрытыми только частично. Такой эффект называется недострахованием. Финансовые потери от этого очевидны: при возникновении таких “неучтенных” убытков организации придется покрывать их из собственного кармана, в то время как она рассчитывает на компенсацию от страховщика.
Противоположный эффект, возникающий вследствие ошибок в управлении страхованием, называется чрезмерным страхованием, которое приводит к уплате неоправданно высокого размера страховой премии по отношению к покрываемым убыткам. Оно проявляется в следующих формах: двойное страхование, избыточное страховое покрытие и страхование несуществующих воздействий или последствий.
Страхованию как методу управления риском присущи недостатки, которые невозможно устранить даже при использовании лучшего менеджмента, а также при наличии более полной информации об объекте страхования и рисков, с ним связанных, и большого опыта в заключении страховых договоров. К таким “органическим” недостаткам страхования можно отнести следующие:
-вынужденное финансирование
-издержки, связанные с
-внутренние риски страховщика;
-временной фактор.
Вынужденное финансирование объясняется тем, что страховые компании создаются для извлечения прибыли и несут определенные издержки при осуществлении своей деятельности. Разумеется, расходы на ведение дела и прибыль страховщика финансируются из общего объема страховой премии, уплачиваемой страхователями.
Под временным фактором в данном случае понимается задержка во времени между наступлением страхового случая и выплатой страхового возмещения. Хотя в договоре страхования устанавливается предельный срок для выплаты страхового возмещения (обычно 3-30 дней), однако имеются различные оговорки, обуславливающие возможность продления этого срока.
Риск в страховании следует рассматривать в нескольких аспектах:
-как конкретное явление или
совокупность явлений (событие или
совокупность событий), при наступлении
которых производятся выплаты
из ранее образованного
-в связи с конкретным
-риск сопряжен с вероятностью
гибели или повреждения
Для оценки риска в страховой практике используют различные методы, из них наиболее известны следующие.
Метод индивидуальных оценок применяется только в отношении рисков, которые невозможно сопоставить со средним типом риска. Страховщик делает произвольную оценку, отражающую его профессиональный опыт и субъективный взгляд. Создание крупномасштабных объектов с высокой стоимостью и уникальностью технологий все больше делают необходимым использование этого метода при заключении договоров страхования.
Для метода средних величин характерно подразделение отдельных рисковых групп на подгруппы. Тем самым создается аналитическая база для определения размера по рисковым признакам (например, балансовая стоимость объекта страхования, суммарные производственные мощности, вид технологического цикла и т.д.).
Метод процентов представляет собой совокупность скидок и надбавок (накидок) к имеющейся аналитической базе, зависящих от возможных положительных и отрицательных отклонений от среднего рискового типа. Используемые скидки и надбавки выражаются в процентах (иногда в промилле) от среднего рискового типа.
При оценке риска выделяют следующие его виды: риски, которые возможно застраховать; риски, которые невозможно застраховать; благоприятные и неблагоприятные риски, а также технический риск страховщика.
Наибольшую группу составляют риски, которые возможно застраховать.
Управление риском в страховании осуществляется в два этапа:
-подготовительный, который предполагает сравнение характеристик и вероятностей риска, полученных в результате анализа и оценки риска. На этом этапе выявляются альтернативы, в которых величина риска остается социально приемлемой. Устанавливаются приоритеты, т.е. выделяется круг проблем и вопросов, требующих первоочередного внимания. Таким образом возникает возможность ранжировать имеющиеся альтернативы по принципу приемлемости содержащегося в них риска: риск приемлем полностью, приемлем частично, не приемлем вообще;
-выбор конкретных мер, способствующих устранению или минимизации возможных отрицательных последствий риска. Данный этап включает в себя разработку организационных и операционных процедур предупредительного характера. Для страховщика этот этап может состоять в подготовке и выдаче конкретных рекомендаций лицам, принимающим или реализующим рисковые решения.
В целом преимущества использования страхования как механизма управления риском сводятся к следующим факторам:
-привлечение
страхового капитала для
-снижение
неопределенности в финансовом
планировании деятельности
-высвобождение денежных средств для более эффективного использования;
-сокращение
затрат на управление риском
путем использования опыта
Информация о работе Страхование как один из методов управления риском